Троицкие листки, № 43. Скорби

Премилосердый Господь, любя нас, хотя спасти и избавить от порабощения страстей, посылает различные скорби, лишения и болезни, дабы мы, позвав суету свою и не находя утешения, обратились к Нему, «желаний наших краю». Сердце наше, поражаясь нечаянными и печальными приключениями, невольно умирает миру, т.е. страстям, и ищет утешения в лучшем. Душа же со многим смирением прибегает к Богу и тщится укрыться под покровом Его Промысла. Очищаемая частой памятью Его, она приходит в познание самой себя, от зрения бесчисленности грехов зачинает плач, иже есть дверь во внутреннейшую клеть или в жительство нового человека.


Мы по неразумию полагаем себя тогда счастливыми, когда приобретаем богатство, честь, славу и уважение, но Бог знает больше нас. Когда Он видит, что с умножением их повреждается душевное наше устроение, то отъемлет от нас эти блага, подобно благоразумного отцу, не дающему сыну своему, вместо полезных, вредящих его вещей. Так как самые блага мира сего служат нам не пользой, но вредом, ввергают нас или в роскошь, или в гордость, если на них полагаем надежду нашего успокоения, то отъемлет это от нас Господь, милосердствуя, да не погибнем душами.

Рассудите, сколько живущих на свете людей, но большая часть из них не только умеренного состояния, но еще и в бедности находится, которая удобнее к получению спасения, ибо изрекли уста Спасителя нашего: Неудобь богатый в Царство Небесное (Мф. 19:23), и паки: Пространная врата и широкий путь вводяй в пагубу (Мф. 7:13). Что же значит пространные врата и широкий путь? – роскошная жизнь, в богатстве, чести и славе провождаемая. В таковой жизни удобно можно уклониться от заповедей Божиих.

Напротив же, тесные врата и прискорбный путь вводят в живот вечный, т.е. пожившие благочестно и претерпевшие добровольные или невольные посланные от Бога скорби и болезни или бедность, близкую к смирению, – наследуют его, как там же видеть можно о Лазаре (Лк. 16:26).

Без воли Божией скорби не посылаются: они нужны нам для того, чтобы нас искусить, яко злато в горниле. Благодарите Премилосердного Господа, имеющего о вас таковое отеческое попечение и любовь, ибо посылая скорби к очищению, однако не попускает до конца и ниспасть в изнеможение. Искушениями скорбей и болезней вы очищаетесь от скверны греховной. А когда бы не было скорбей, то страсти сильнее бы на нас действовали, не токмо до изнеможения; за здешние же скорби Господь удостоит вас в будущем веке блаженного наслаждения.

Из собрания писем Оптинского старца

иеросхим. Макария (Иванова)

Скорби надобно принимать посланными от Бога к искусу нашей веры или к наказанию, и во время них не должно роптать и скорбеть, и находить, что они портят наш нрав: надобно не скорби винить, а себя – винить и укорять за малодушие, чрез что родится смирение. А когда мы принимаем скорби с малодушием и изнемогаем в них, то чрез это лишаемся и плода терпения.

Находясь в искушениях, видьте, сколь далеко отстоите от любви к Богу и ближнему, из коих первая состоит в исполнении святых Его заповедей, а вторая заключается не только в люблении ближних, но даже и самих врагов наших: преступая же хотя одну эту заповедь, далеко отстоите и от любви к Богу. Но Бог любит вас, от любви посещает и скорбями, наказуя за грехи здесь, чтобы в будущем веке освободить от них. Чем больше вера и любовь наша испытывается, как не терпением скорбей и извещением себя, что они по воле Божией нам посылаются? Постараемся и о исправлении, призвав в помощь Всесильного Бога и познавая свою немощь. Бог призирает на смирение и посылает помощь, а если поставляете виной других, то еще более тягостны будут для вас скорби. Имея разум, следуйте лучшему.  

Не отчаивайтесь, а веруйте твердо, что скорби бывают попущением Божиим по недоведомым нам судьбам. Веруйте, что Бог богат в милости, отеческий жезл Его простирается к смирению и уничтожению гордыни нашей, во смирении нашем помяну ны Господь (Пс. 135:23); терпя, потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою (Пс. 39:2).

Где же искать христианину утешения в скорбях, как не в вере в Бога? Но вера не просто в то, что Он наш Создатель, – но, что Он и промышляет о нас Всесильной Своей десницей, и все устраивает для нас на пользу. Не ослабевайте, но умножайте веру и утешайте себя надеждой на милосердие Божие! Верой ищите укрепления в слове Божием. Оно есть пища души и целительный бальзам душевных наших язв, в скорби сладкое утешение. Слово Божие говорит, что пространный путь и широкие врата вводят в пагубу, прискорбный путь и узкие врата – в живот вечный, и паки: горе вам, насыщенным, яко взалчете, горе вам смеющимся; яко возрыдаете. А, напротив, ублажает тех, кои здесь нищи духом, плачут, коих поносят и изгоняют без правды (Лк. 6:20–26). Притча о богаче и Лазаре показывает, что здешнее наслаждение и благоденствие лишает будущих благ, а скорбями и страданиями мы приобретаем оные. Вы не оставлены Богом, но по любви Его наказуетесь. Ежели находились на пространном пути, то Он невольно вас сводит на прискорбный, ведущий в жизнь вечную. Принимайте это с верой и надеждой и приносите Господу благодарение за неизреченное Его к вам милосердие, от этого получите в несении ваших скорбей облегчение и утешение, а ежели будет воля Господня, то и совершенное от них освобождение.  

Источник: Троицкие листки. Дух.-нр. чтение для народа. М.: Молодая гвардия. – С. 191-198.


29 марта 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.