Троицкие листки, № 41. Благовещение Пресвятой Деве Марии

Благовещение Пресвятой Деве Марии. Роспись свода Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры
Благовещение Пресвятой Деве Марии.
Роспись свода Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры

Спустя шесть месяцев после предречения Архангелом Гавриилом о Рождестве Предтечи Господня тот же Архангел послан был от Бога в галилейский город Назарет. Сюда, в дом Иосифа-древодела, в недавнем времени из Иерусалимских обителей при храме переселилась Богоизбранная Отроковица Мария, из рода Давидова, дочь Иоакима и Анны. И вот, в доме обрученного Ей Иосифа является Архангел и приветствует Ее: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Благословенна Ты преимущественно пред всеми женами!»

Она смутилась и подумала: что бы значило это приветствие? Архангел сказал Ей: «Не смущайся, Мария! Ты обрела благодать у Бога. И вот, зачнешь во чреве и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Это будет Сын Всевышнего. Господь Бог даст Ему престол Давида, отца Его, и воцарится над домом Иакова на веки, и царству Его не будет конца». Пресвятая Девая Мария сказала: «Как же это не будет, когда Я непричастна браку?»

Архангел отвечал Ей: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, почему и Рождаемое как Сын Божий будет свято (без греха прародительского). Вот и Елисавета, родственница Твоя, слывущая бесплодной, несмотря на старость свою, шесть месяцев носит уже во чреве сына. Так у Бога не останется бессильным никакое слово». Пресвятая Дева Мария сказала: «Я раба Господня, да будет со Мною по слову твоему». И Гавриил отошел от Нее.

Из «Священной истории» протоиерея М. Богословского

Поучение на день Благовещения Пресвятой Богородице

Как в светлый день Пасхи в торжественных песнопениях церковных непрестанно слышится сладостное: «Христос воскресе!» - так и в светлый праздник Благовещения непрестанно повторяется радостное: «Радуйся Благодатная! Радуйся, Невесто неневестная, Господь с Тобою!» Это — привет Архангела Богоблагодатной Деве Марии, привет, который и мы так часто повторяем не только ныне, но и в повседневных молитвах наших к Небесной Заступнице рода христианского.

Но приходило ли вам, возлюбленные о Христе братия, когда-нибудь на мысль спросить самих себя: достойны ли мы, грешные, своими нечистыми устами приветствовать Архангельским приветствием Преблагословенную Владычицу нашу? Приятно ли Ей слышать это «радуйся» из грешных уст наших? Другими словами, возглашая Ей свое радуйся устами, радуем ли мы Ее своими делами, своей жизнью, поведением нашим?

О, блаженны вы, святые составители священных песнопений в честь Честнейшей Херувимов и Славнейшей без сравнения Серафимов! С незазорной совестью, из глубины чистого сердца, пламеневшего святой любовью и благоговением к Пренепорочной Матери Бога нашего, воспевали вы Ей чудные гимны свои, и эти дивные песнопения были отголоском вашей чистой святой радости о Бозе Спасителе нашем и Его Пречистой Матери!

А мы, грешные, можем ли с теми же чувствами повторять эти песнопения? По греховности нашей для нас поистине удобнее было бы возлюбить молчание, ибо кто из нас своими делами грешными не оскорбляет Пречистую Матерь Божию и Ее Божественного Сына Господа Иисуса? А оскорбляя Ее, можем ли с чистой, незазорной совестью воспевать Ей: «Радуйся Благодатная!» Ибо не будет ли это «радуйся» напоминать собой другое «радуйся», которым некогда приветствовали Сына Ее и Господа — Его распинатели, взывая Ему: «Радуйся, Царю Иудейский!»?

О, грехи, грехи! Как тяжело говорить о них в столь радостный праздник, каков ныне: но что же делать, когда мы грешники? Больному свойственно говорить о своей болезни — грешнику еще свойственнее говорить о своих грехах, если он хочет исцелиться от своих тяжких недугов душевных. Говорили святые отцы: кто узрит грехи свои, яко песок морской, тот выше сподобившегося увидеть Ангелов, ибо в познании грехов своих — начало здравия души. Не лучше ли теперь прямо и откровенно спросить у своей совести: угодно ли наше «радуйся» Деве Богорадованной?

Будем же с сокрушенным сердцем приводить его себе на память каждый раз, когда обращаемся с молитвой к Богоблагодатной, возглашая Ей: «Радуйся!» устами, потщимся порадовать Ее и добрыми делами, наипаче же всего истинным покаянием. И ныне, прославляя Ходатаицу спасения нашего, будем воспевать Ей священные песни не иначе, как со страхом и в глубоком чувстве своего недостоинства и самоукорения, помышляя, что не нашими бы грешными устами славить Славнейшую горних воинств Деву, Пречистую Богородицу! Тогда и Ей будет благоприятно наше радуйся, и Она, Благого Царя Благая Матерь, обрадует нас милостью Сына и Бога Своего. Аминь.



7 апреля 2021

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».

Пушка в подарок
Пушка в подарок

Однажды, много лет назад, келарю Троицкого монастыря довелось показывать иностранным путешественникам помещения монастырских арсеналов. Гости пришли в неподдельное изумление. Искреннее восхищение и уважение вызвала громадная, только что отстроенная крепость, оснащённая по последнему слову военной техники.

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой
278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.