Троицкие листки № 295. Женские наряды и уборы

Троицкие листки № 295. Женские наряды и уборы

И вы, жены... да будет украшением вашим не внешнее пле­тение волос, не золотые уборы или нарядность в одеж­де, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом (1 Пет. 3; 3-4).

Желаю, чтобы... и жены, в приличном одеянии, со стыдливо­стью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золо­том, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами... (1 Тим. 2; 9-10).

Доколе не согрешили прародители наши, Адам и Ева, дотоле не имели нужды в одежде, ибо не видели наготы своей; а когда согрешили, то увидели наготу свою и стали стыдиться, а потому и принуждены были искать, чем бы прикрыть свою наготу. И отверзошася очи обема, и разумеша, яко нази быша; и сшиста листвие смоковное, и сотвориста себе препоясания (Быт. 3; 7). А Бог, мило­сердствуя о них, сделал для них ризы кожаны, и облече их (21). Ви­дишь ли, что начало одежды есть грех? Грех открыл им наготу их, которая потребовала прикрытия. Потому св. Андрей Критский и оплакивает это (в своем Великом каноне): сшиваше ризы кожаны грех мне, обнаживый мя первыя боготканныя одежды.

Отсюда видишь, как худо делают те люди, которые ищут укра­шения в одеждах и делают одежду не ради прикрытия наготы и согревания тела, но ради украшения и щегольства. Они поставля­ют себя в честь и украшение то, что свидетельствует о безчестии и безобразии; они ищут похвалы в том, что обличает грех. Все жи­вотные как созданы от Бога, так и живут доныне, не нуждаются в прикрытии, довольствуются естестественным одеянием. Один человек лишился этого за грех, и у них же заимствует одежду и ею прикрывается. И вот что странно, или — лучше — достойно вся­кого сожаления: он чужой кожей прикрывается и этим гордится, он ставит себе в честь то, что должно бы подавать ему, как бедно­му, скудному, нагому и лишенному, случай к смирению.

Украшение в одежде есть доказательство нерадения о душе. Кто печется о телесном украшении, тому недосуг печься о ду­шевном. И деже бо есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше (Мф. 6; 21). Наряды щегольские показывают, что сердце желает суетной чести и славы, а это и закону Божию противно: не люби­те мира, ни яже в мире (1 Ин. 2; 15). Горняя мудрствуйте, а не земная (Кол. 3; 2).

Наряды не обходятся без обиды ближнему, а потому и без оскорбления Самого Бога: ведь они не обходятся без затрат, а тра­тится то, что собирается, а часто и сдирается с подобных себе лю­дей. Пусть имение нажито и праведным трудом, но ведь есть на свете нагая братия, есть трясущиеся от голода и мороза братия Христовы, есть в темнице за долги и оброки заключенные, есть лишившиеся домов своих от пожаров, есть и другие несчастли­вые: вот на кого следует употреблять излишек достатков своих! Но до нищих ли тому, у кого на сердце одно тщетное желание на­рядов? Ему надо нарядить себя, жену, детей, даже слуг и коней, украсить самый дом свой!

Еще хуже делают женщины, натирающие свои лица белилами и румянами. Судите сами: если бы художник написал хорошее изображение чьего-нибудь лица, а другой, неискусный, перепра­вил бы это изображение по-своему, — всякий стал бы смеяться такому безумному делу, а художнику это было бы немалой оби­дой. Вот то же делают и те женщины, которые белят и румянят свои лица. Бог и Создатель наш, как премудрый живописец, дает каждому человеку весь состав тела и души, а вместе с тем и изоб­ражение лица. Но когда люди подкрашивают лица свои, то они переделывают дело рук Его святых, а через то оскорбляют Бога — Создателя своего и вместе с тем сами себя отдают разумным лю­дям в посмеяние, а юным сердцам — в соблазн. Вот куда ведет украшение женских лиц! Такие переделывают дело Божие, как будто нехорошо соделанное, — а ведь об этом и помыслить страшно! И это делают те, которые исповедуют Христа, Сына Божия, за грехи наши распятого и умершего! О хитрость диавольская! Без поджога горит юная плоть, а тут от безстыдных женщин еще по­лучается пожар! Горе им: они огонь прилагают к огню! И как им не стыдно в народ выходить? Скажи, пожалуйста, ради чего ты с такой личиной в люди выходишь? Показать себя хочешь? Под­линно, ты показываешь себя, показываешь и то, что кроется в тво­ем сердце! И видят люди, но одни отворачиваются от тебя, как от страшилища, а другие обращают на тебя очи свои и зачинают бо­лезнь, и раждают беззаконие.

Худо делают такие, но много хуже и на погибель себе делают те, которые в таком виде в самые храмы Божии, где святые и страшные Тайны совершаются, где Сам Бог таинственно присут­ствует, дерзают входить. Таким безстыдным женам приличеству­ет такое Божие слово: храм Мой храм молитвы наречется: вы же сотвористе его вертеп разбойником (Мф. 21; 13). Скажи мне: за­чем ты в это святое и священное место пришла? Скажешь: Богу молиться? Но разве в этих нарядах приходят на молитву? В мо­литве мы пред Богом стоим, с Богом беседуем, у Бога милости просим: такие ли наряды требуются здесь? Молитве приличны воздыхания, слезы, плач, коленопреклонения, биение в перси, а не украшение тела. Если ты и воздыхать, и плакать будешь, твои уборы обличат тебя и покажут твое лицемерие. Нет, ты пришла сюда себя показать, а не молиться! Смотри же, чтобы не выйти отсюда с еще более тяжким грехом. Свято и страшно место сие: это — дом Божий! Берегись в таком месте иметь сердце, испол­ненное нечистоты, и других соблазнять, — и не безчести храма Божия, чтобы не испытать на себе Суда Божия! Помни: такая мо­литва есть прелесть, а не молитва, гордость и пышность, а не сми­рение; большее оскорбление милосердному Богу и прогневание Его, а не умилостивление: еже (что) есть в человецех высоко, мер­зость есть пред Богом (Лк. 16; 15).

А чтобы легче было оставить пристрастие к нарядам, приме­чай и рассуждай так: 1) Всякое излишество, всякая прихоть без оскорбления Богу не бывает. 2) Всякое добро, какое ни есть у нас, принадлежит Богу, а не нам; мы наги вышли из чрева матери и I потому нищи и бедны сами по себе, а что имеем, — все от Бога нам дано. А потому и имение свое должны расходовать по воле давшего его Бога, а не по своим прихотям. Ты требуешь отчета у своего приказчика: куда и на что он твои деньги издержал. Потре­бует и у тебя отчета Господь в данном тебе от Него богатстве. Готови же Ему ответ. 3) Украшать тело, которое скоро в прах и землю обратится, и нерадеть об украшении безсмертной души добрыми делами — великое безумие. 4) Женщины особенно да­дут ответ праведному Судье за соблазн: горе бо человеку тому, имже соблазн приходит, глаголет Господь! (Мф. 18; 7) Страшно соблазнить и одного человека, ибо каждый человек искуплен Кровью Христовой, тем более соблазнять многих, за которых про­лита Христова Кровь! А сколько таких, которые прельщаются при­творной красотой и погибают! Знает это один Бог-Сердцеведец, Который будет судить нелицемерно и прельстивших, и прельстив­шихся! Внимай этому, жена: всем бо явитися нам подобает пред судищем Христовым (2 Кор. 5; 10). 5) О, если бы женщины, назы­вающие себя христианками, почаще взирали душевными очами на простое лицо Христово, которое за грехи и беззакония наши потерпело биение и оплевание и не имело вида, ниже доброты, они никогда не захотели бы украшать свое тело и лица свои на прельщение душ человеческих, которые Он искупил Своей смер­тью! Но, видно, забыли они это великое и страшное дело, когда только об одной суете помышляют! 6) Пусть же помнят они, что по лицу, ныне раскрашенному, будут некогда черви ходить и пол­зать, и тело, которое ныне благовонными мастями пахнет, будет издавать тогда смрад нестерпимый, а потом обратится в прах. 7) Как все эти женские суетные наряды Богу ненавистны, может всякий сам прочитать и видеть в третьей главе Книги пророка Исаии (особенно ст. 16—25).

Выписки из Творений святителя Тихона Задонского


Источник: Троицкие листки. Духовно-нравственное чтение для народа. ОАО «Молодая гвардия». С. 383-386


STSL.Ru


10 ноября 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.