Троицкие листки, № 216. Как проводить пасхальные дни

29537.jpg

Христос Воскресе! Благодарим Тебя, Господи, что Ты сподо­бил нас, грешных, достигнути поклонитися Святому Твоему Воскресению! Нынешний день есть день особенного веселья. Нет у нас праздника веселее и радостнее настоящего. Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся вонь (Пс. 117:24). С каким желанием все ожидают его, с каким приятным беспокойством приготовляются к нему, с каким удовольстви­ем друг друга приветствуют при наступлении его! При словах «Христос Воскресе» мы и сами как бы воскресаем, душа оживает, сердце восхищается. Да, этот праздник для того и установлен, чтобы мы радовались и веселились.

Но насколько прилично ныне радоваться, настолько же необходимо и вести себя свято. Грешно, можно сказать, ныне не радоваться, так велик для нас нынешний праздник. Вдвойне грешно ныне грешить, так святы нынешние дни. Как же нам сделать, чтобы мы в настоящий праздник и веселились, и не грешили? Как свет и теплота исходят на землю от солнца, так святость и веселье изливаются на нынешний праздник от Иисуса Христа. Воспоминай же о Господе, воспоминай непрестанно, относи все к Нему, делай все для Него, смотри во всем на Него, да будет Христос во весь праздник с тобой и пред тобой. И ты будешь праздновать и свято, и в радости. Если тебе придут на ум греховные помыслы, то скажи им: ради Иисуса Христа не хочу я заниматься вами. Если придет тебе на ум что-нибудь доброе, скажи себе самому: сделаю я это ради Иисуса Христа. Если тебя что-нибудь порадует, то говори: буду радоваться ради Иисуса Христа. Если скорбь мирская будет тяготить тебя, то скажи ей: не хочу иметь скорбь такую ради Иисуса Христа. Если ты несчастен, беден, одинок, огорчен, обижен, то говори: забуду все это, стану радоваться, веселиться ради Иисуса Христа. Если ты согрешишь в чем-нибудь... но нет, не греши, ради Иисуса Христа не греши, не оскверняй Святого Праздника. Так решись веселиться и вести себя ради Иисуса Христа. Тогда Спаситель сохранит тебя от грехов и даст сердцу твоему веселье. Делай все для Господа Иисуса, и Он сделает все для тебя.

Но если и при всем том ничто тебя не будет радовать в этот радостный праздник; если и стараясь хранить себя от грехов, ты не можешь не скорбеть; если ты так будешь малодушествовать, что не в состоянии петь и Воскресение Христово, то обратись тогда к Сладчайшему Иисусу, скажи Ему о своей скорби. Возвести Ему свою печаль, открой Ему свою немощь: «Господи! Меня горе тяготит, я скорблю, я не могу радоваться. Болен я, беден я, грешен я, или так, сам не знаю от чего скорблю. Пошли же мне какое-нибудь веселье, обрадуй меня чем-нибудь, чтобы мне в Твой праздник не было грустно». Так молись, так воздыхай. Тогда сам не захочешь мирских радостей. Ибо для грешников, каковы мы с тобой, никакое веселье не может быть выше того, которое грешник чувствует, когда плачет пред Сладчайшим Иисусом. Да, сладостно плакать пред Ним. Впрочем, Христос Сам не захочет оставить тебя в скорби и в слезах ради Своего праздника. Только сам не забудь в эти святые дни печалящихся. Несмотря на то, что реки радости текут везде, двери веселья отверсты всем, и ныне есть много печальных между нами, христианами. Унылых – среди общего веселья, мрачных – при полном сиянии радости.

Кто же эти унылые и печальные? Унылы и печальны ныне бедные, впрочем, не те только бедные, которые стоят у дверей храма, ходят по домам, кланяются в переулках. Эти бедные имеют голос, добрые люди не дадут им долго плакать. Ныне особенно унылы и печальны те бедные, которые не имеют чем жить, но не умеют просить. Которые бедствуют, но скрывают свою бедность, льют слезы горести, но таят их от других. Это – бедные вдовы с малыми детьми, небогатые отцы с большими долгами, дома некогда знатные, а теперь пришедшие в крайнее разорение. Горе и в простые дни несладко, но как оно мучительно в Светлый Праздник! Нужды и всегда нелегки, но как они тягостны среди общего довольства! Конечно, при сердечном веселии и лицу весело, в мирном семействе и черствый кусок хлеба вкусен: но не в праздник, слушатели!

Никому еще так не горько ныне, как бедным заключенным. Для них и колокольный нынешний звон заглушается громом их собственных цепей. Они и в этот Светлый Праздник едва видят солнечный свет, тускло светящий им сквозь каменные ограды и железные решетки. Горько и страждущим, которыми наполнены больницы и богадельни, они с нетерпением ожидают себе куска хлеба из чужих рук. Горько бесприютным сиротам, которыми наполнены дома призрения. Брошенные отцами и матерями они забыты теми, которые обязались за ними смотреть.

Итак, ныне унылы и печальны те, которых Иисус Христос называет меньшей Своей братией, с которыми Он делит печаль и уныние как всегда, так, особенно, и ныне. Утешь же их ты, брат мой возлюбленный! Утешь, чем и как можешь. За это и тебя Господь обрадует ради праздника тем, чем и не думаешь, и благодушествовать и весело петь Христово Воскресение. Аминь.

Из поучений прот. Родиона Путятина

Источник: Троицкие листки: дух.-нр. чтение для народа. М.: Молодая гвардия. Т. 2. – С. 69-72.


19 апреля 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.