Троицкие листки, № 14. Мудрые советы родителям

Троицкие листки, № 14. Мудрые советы родителям

Праотец Ной, полагая проклятие на Хама, который по­смеялся наготе отчей, проклинает прежде не самого его, а его сына и своего внука Ханаана. "Проклят буди Ха­наан, — говорит праведный Ной, — раб да будет бра­тии своей". А почему он поступил так, — послушай.

Повествуют, что Ханаан, сын Хамов, будучи десятилетним маль­чиком, увидал первый наготу Ноя, своего деда, и рассказал о том своему отцу, Хаму, а Хам пошел, посмотрел отца и посмеялся над ним. Вот почему Ной, когда пробудился от сна и узнал о случив­шемся, тотчас предал проклятию Ханаана.

Обратим внимание на то, что виновником сего проклятия для Ханаана был сам отец его, Х4м; он, когда сын рассказывал ему об обнажении Ноя, не вразумил его, не наказал, но и сам пошел по­смотреть, как будто одобряя этот неразумный поступок мальчи­ка. За что следовало бы мальчика строго наказать, отец промол­чал и сделал ему поблажку, позволил ему говорить невозбранно о наготе деда, и сам с удовольствием о том послушал его, а чрез то и себя, и сына подвел под проклятие родительское.

Поучайтесь, родители, из сего случая воспитывать своих де­тей с их младенческого возраста в наказании и учении Господнем, по совету Апостола; держите их так, чтобы они боялись делать худое, а не поблажайте им ласками, не попускайте им своеволия, безчинства, сквернословия, не позволяйте им делать ничего не­пристойного и приобретать дурные привычки. Ибо кто к чему навыкнет с детства, от того и под старость не скоро отстанет, и какие правила усвоит в молодости, добрые ли или дурные, с теми состарится и умрет. Малое дитя подобно доске, приготовленной для картины, и какое изображение напишет на ней живописец, доброе или худое, святое или грешное, Ангела или беса, то и ос­танется навсегда. Так и ребенок: какое родители дадут ему вос­питание, какому научат его образу жизни, богоугодному или богоненавистному, ангельскому или бесовскому, в том он и оста­нется на всю жизнь. В какую краску прежде опустите новое белое полотно, того цвета оно никогда не потеряет, и какой жидкости сначала нальете в новую деревянную или глиняную посудину, благовонного ли масла или вонючего дегтя, их запах останется в ней навсегда; тоже самое бывает и при воспитании детей. Вот почему с детства нужно обучать их добрым нравам и ласками, и строгостью. И не столько ласками, сколько строгостью: полезно юность вразумлять страхом, как и премудрый Сирах советует: не давай сыну твоему воли в юности, и сокрушай ребра его, доколе он молод, дабы, сделавшись упорным, он не вышел из повиновения тебе (Сир. 30; 11-12). Святой Златоуст уподобляет юношеский возраст коню без узды и зверю неукротимому. Чем коня сдер­жишь, если не броздами и уздою, и утомлением? Чем дикого зве­ря (например, медведя) укротишь, если не цепью и палкою? По­добно сему и для юношеского возраста нужна строгость, как бы узда, и угроза, как бы железная цепь. Хорошо говорит премуд­рый сын Сирахов: кто любит своего сына, тот участит ему на­казания (Сир. 30; 1). И родители должны не только сами вразум­лять и наставлять в добродетели своих детей, но приставлять к ним опытных людей (например, старших братьев и сестер), ко­торые бы не только учили их добру, но и надзирали бы за всеми их словами, делами и поступками, останавливали и исправляли, в чем нужно, и научали добрым правилам. "Юность стропти­ва, — говорит святой Златоуст, — она требует многих настав­ников". И опять он же говорит: "Для ослов мы ищем пастуха, для лошаков — хорошего погонщика, а о том, что для нас всего дороже, чтобы поручить своего сына такому человеку, который мог бы соблюсти его в целомудрии, — мы не заботимся". Слы­шите: если для безсловесных животных нужен хороший пастух, то тем более для детей — хороший приставник. Животным ну­жен пастух для того, чтобы их звери не растерзали, или чтобы воры не увели, а детям приставник для того, чтобы злонравные люди их не развратили, чтобы душевные тати-бесы их не обо­крали и не увлекли в вечную погибель.

Страшный случай рассказывает святой Григорий Двоеслов в беседе с Петром Диаконом. «Для многих детей, — говорит он, — затворяется вход в Царство Небесное, если их худо воспитывают. В нашем городе (т.е. Риме) один человек, всем известный, три года тому назад имел сына лет пяти, которого очень любил и воспиты­вал без всякой строгости. Мальчик, которому во всем поблажали, привык произносить скверные бранные слова, и какая бы мысль ни приходила ему в голову, он тотчас же начинал по привычке злословить, бранил не только людей, но, случалось, дерзал ху­лить — и сказать страшно — Самого Бога, произнося хулы на святые предметы! А отец не запрещал ему говорить те хульные и скверные слова. Во время моровой язвы, бывшей у нас за три года пред сим, мальчик тот разболелся к смерти, и когда отец держал его у себя на коленах, то — по рассказам лиц, которые тут нахо­дились сами, — пришли нечистые бесы взять окаянную душу маль­чика. Мальчик, увидев их, затрепетал, закрыл глаза и стал кри­чать: "Батюшка! отыми меня у них! отыми!.." — и с страшным криком спрятал свое лицо в пазуху своего отца, стараясь как бы укрыть себя. Отец, смотря на малютку, как он трепетал, спросил: "Что ты видишь?" — Мальчик отвечал: "Пришли черные люди, хотят меня взять..." и, сказав сие, стал произносить скверные и богохульные речи, к которым привык, и тут же умер!»

Пусть этот рассказ святого Григория устрашит родителей, которые худо воспитывают своих детей, без строгости, и попуска­ют им привыкать к словам и делаем неугодным Богу. Поистине такие родители и сами вместе с своими детьми., которых они не наказывают, будут преданы праведным Судом Божиим в руки чер­ных ефиопов-бесов на вечные муки. И как Хам с своим сыном Ха­нааном унаследовали не благословение отчее, а проклятие, так и они наследуют то проклятие Божие, которое Господь изречет коз­лищам-грешникам, — идите от Мене проклятии! (Мф. 25; 41)


Из сочинений святителя Димитрия, митрополита Ростовского


2

Кто наставляет своего сына, тот будет иметь помощь от него и среди знакомых будет хвалиться им. Умер отец его — и как будто не умирал, ибо оставил по себе подобного себе; при жизни своей он смотрел на него и утешался, и при смерти своей не опечалился. Поблажающий сыну будет перевязывать раны его, и при всяком крике его будет тревожиться сердце его. Необъезженный конь бывает упрям, а сын, оставленный на свою волю, делается дерз­ким. Не смейся с ним, чтобы не горевать с ним и после не скреже­тать зубами своими. Не давай ему воли в юности и не потворствуй неразумию его. Учи сына твоего и трудись над ним, чтобы не иметь тебе огорчения от непристойных поступков его (Сир. 30; 2, 4, 5, 7, 8, 10, 11, 13).


Из книги премудрого сына Сирахова


3

Дай Бог вашему малютке в характере быть похожим на овеч­ку, а не на козленочка. Овечки бывают тихи, смирны и послушли­вы, а козленочки резвы, прыгливы, крикливы и бодливы, и за это самое они никому неприятны. А кроме сего, овечки на Суде Бо- жием станут одесную Христа, а козленочки по левую, т.е. будут отвержены от Христа, чего должно опасаться и вашему дитяти.


Из писем игумена Антония Малоярославецкого



Источник: Троицкие листки. Духовно-нравственное чтение для народа. ОАО «Молодая гвардия». С. 59-62. 


STSL.Ru


4 августа 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.