Троице-Сергиева обитель в Смутное время. События, предшествовавшие осаде монастыря

Троице-Сергиева обитель в Смутное время. События, предшествовавшие осаде монастыря

Сын Грозного Феодор Иоаннович вступил на царский пре­стол в совершеннолетнем возрасте, но был «младенцем по способностям» [1] и поэтому нуждался в регент­стве. Умело используя взаимные противоречия московских бо­яр, Борис Годунов при поддержке сестры-царицы устранил всех своих конкурентов и в 1587 г. стал фактически править государ­ством, пользуясь положением царского шурина. Четырнадцати­летнее царствование Феодора было для Руси временем умиро­творения и отдыха от погромов Опричнины и разорительной Ливонской войны. Осторожный и умный Борис Годунов, обла­давший большими способностями, успешно правил государ­ственными делами. Выждав удобный момент, он в 1590 г. на­чал войну со Швецией, в результате которой отвоевал русские города Корелу, Иван-город, Ям, Копорье и другие, потерянные при Грозном [2]. При Борисе активизируются диплома­тические отношения Русского государства с Англией, Франци­ей, Германией и Данией.

Вместе с ростом могущества Русского государства возрос ав­торитет и Русской Церкви. Для многих в конце XVI в. стала оче­видной несообразность отношений Московского митрополита к восточным Патриархам. Возвышение и процветание автоке­фальной Русской Церкви ставило вопрос об уравнении ее с вос­точными Патриархатами, которые, страдая под игом неверных, нуждались в ее помощи. К тому же католическая пропаганда че­рез иезуитов часто критиковала зависимость русской иерархии «от раба султанова» [3], как они с насмешкой именова­ли Патриарха Константинопольского. Все эти причины способ­ствовали учреждению Патриаршества в Русской Православной Церкви. В 1589 г. Константинопольский Патриарх Иеремия, на­ходившийся в Москве, совершил поставление Московского ми­трополита Иова в Патриарха Московского и всея Руси. В 1591 г. восточные Патриархи признали за русским Патриархом пятое по чести место среди поместных Церквей.

В конце XVI в. заканчивается и правление Рюриковой дина­стии. Годунов, бывший правителем государства по имени, а царем по власти, готовился к занятию престола после смерти бездетно­го царя Феодора. 15 мая 1591 г. в Угличе, где находилась с семьей последняя жена Иоанна IV Мария Нагая, трагически погиб де­вятилетний царевич Димитрий. Сведения о причине смерти ца­ревича были разноречивы. Но народная молва обвинила Бориса в убийстве невинного царственного отрока, так как через это преступление ему освобождался путь к царской власти. И дей­ствительно, после смерти Феодора Иоанновича Земский собор, созванный Патриархом Иовом в 1598 г., избрал на царство Бо­риса Годунова.

Первые два года Борис царствовал мирно и спокойно. Но это обманчивое затишье, как перед бурей, скоро прошло. У Годуно­ва было много врагов, особенно среди знатных бояр, считавших его, потомка татарского рода, недостойным царского престо­ла. В народе стали распространяться слухи, что Борис незакон­но взошел на царство, что законный царевич Димитрий жив, а вместо него люди Годунова убили другого мальчика. На этом фоне характер правления Годунова сильно изменился — из до­брого и щедрого царя он превратился в подозрительного и же­стокого гонителя.

Чтобы избавить себя от козней бояр и народных слухов, царь Борис установил целую систему полицейского надзора и доносов. Клевета и доносы стали страшным общественным бедствием. В первую очередь Годунов решил расправиться с детьми Ники­ты Романова [4], в которых он видел своих соперников. Пять бра­тьев Романовых были оклеветаны и сосланы в далекие северные места. Близких к Романовым князей Черкесских, Сицких, Шестуновых, Репниных и других подвергли опале и также сослали в дальние города. Холопы опальных бояр, оставшись без средств к существованию, стали заниматься грабежами [5]. Ко все­му этому прибавилось стихийное бедствие: моровое поветрие и страшный трехлетний голод (1601-1603).

Народ возненавидел царя Бориса, которого за его престу­пления считал виновным во всех случившихся несчастьях и сти­хийных бедствиях. Его все более настойчиво стали обвинять в убийстве царевича Димитрия. Вместе с тем распространился слух, что царевич жив и скоро придет из Литвы, чтобы вернуть себе родительский престол.

В то время в Польше королевский престол занимал Сигизмунд III (1587-1632), бывший ревностным католиком и послуш­ным орудием в руках папы и иезуитов. При Сигизмунде польские паны надеялись, объединив силы Польши и Швеции, захватить Московское государство. Невзирая на то, что польский канцлер Лев Сапега подписал в Москве в 1601 г. перемирие на двадцать лет, поляки искали удобного случая для вмешательства в русские дела. Такой подходящий для них момент представился в 1604 г. Русский царь был окружен общей ненавистью своего народа, раз­ные слои и группировки общества в лице бояр и дворян враждо­вали между собой, трехлетний голод и болезни подорвали эко­номику государства. Но, не рискуя сразу начать войну, польские паны решили сначала выдвинуть своего ставленника на московский престол. Для этой цели решили использовать популярное в народе имя царевича Димитрия, таинственные обстоятельства смерти которого более всего соответствовали задуманно­му плану.

В Польше к этому времени появился человек, объявивший себя царевичем Димитрием, чудом спасшимся от убийц в Угли­че. «Тайна происхождения этого "царевича Димитрия" до сих пор остается неразгаданной. Очевидно лишь то, что он был самозван­цем и русским уроженцем» [6]. По официальной версии, опубликованной правительством Годунова, самозванец был беглым монахом Чудова монастыря Григорием Отрепьевым. Этого человека решили использовать поляки для вторжения на русскую территорию. Но так как польский король и сейм не решались открыто поддержать столь явную авантюру, то это вторжение было организовано как частное предприятие польских панов и магнатов. Чтобы заручиться могущественной поддержкой Римской Церкви, Лжедмитрий тайно принял католичество и обещал приве­сти к подчинению папе Римскому не только православных на Руси, но и магометан и язычников, живущих в пределах Русского государства [7]. В благодарность за поддержку самозванец, еще не достигнув власти, начал раздавать королю Сигизмунду, панам Мнишекам и Вишневецким русские земли и города и обе­щал осыпать их золотом и деньгами.

16 октября 1604 г. Лжедмитрий с трехтысячным отрядом польских шляхтичей и казаков перешел русскую границу и дви­нулся на Москву. Несмотря на победу в сражении под Добрыничами, царские войска не смогли остановить его продвижение. Успехи самозванца обуславливались широкой поддержкой народ­ных масс, недовольных деятельностью Бориса Годунова и возла­гавших большие надежды на улучшение жизни при воцарении «законного царевича Димитрия».

Весной 1605 г. скоропостижно умер царь Борис. Его наследник шестнадцатилетний Феодор был не в силах удержать власть. Вое­воды со всем войском перешли на сторону «царя Димитрия». По­сле этого поход самозванца к Москве превратился в триумфальное шествие. 1 июня жители Москвы, взбунтовавшиеся под действи­ем «прелестных грамот» Лжедмитрия, ворвались в Кремль. Па­триарха Иова схватили и сослали в Старицкий монастырь. Фео­дор Годунов был низложен и вместе с матерью умерщвлен. Тело царя Бориса выкопали в Архангельском соборе Кремля и, поло­жив в простой гроб, погребли вместе с женой и сыном в мало­известном Варсонофьевском монастыре на Сретенке. 20 июня 1605 г. самозванец торжественно вступил в столицу.

На место сосланного Патриарха Иова Лжедмитрий назначил Рязанского архиепископа Игнатия, грека по национальности, ко­торый первый из русских архиереев признал власть самозван­ца, а также разделял его веротерпимость и склонность к Западу. 30 июля новый Патриарх венчал Лжедмитрия на царство.

С самого начала новоявленный царь показал свое пренебре­жительное отношение к православной вере и старинным рус­ским обычаям. В кремлевских храмах во время церковного пения играла музыка, крестился царь не по-православному, перед обе­дом не молился, нарушал посты. Московская знать, духовенство и простые русские люди более всего были недовольны пристра­стием царя к католической вере и западным обычаям.

После коронации Лжедмитрий написал поздравительное письмо новому папе Павлу V. Кардинал Валенти писал в Польшу папскому нунцию Рангони, что папа в восхищении от успешных дел Димитрия и благодарит Бога, Который «соблаговолил уте­шить его надеждою видеть во время своего первосвященства об­ращение московских отщепенцев к религии католической» [8]. Самому же Лжедмитрию папа писал: «Мы уверены, что католическая религия будет предметом твоей горячей заботли­вости… убеждаем и умоляем тебя стараться всеми силами о том, чтобы народы твои приняли римское учение» [9]. Все это показывает, какие большие надежды возлагал папский престол на воцарение Лжедмитрия в Москве, которым, однако, не суж­дено было сбыться.

2 мая 1606 г. в Москву из Польши на свадьбу с самозванцем приехала Марина Мнишек в сопровождении двух тысяч поля­ков. Лжедмирий не захотел придерживаться церковного устава и, грубо нарушив его, венчался с Мариной 8 мая накануне пят­ницы и Николина дня [10]. Несмотря на ропот, самозванец разре­шил иезуитам Чиржовскому и Лавицкому совершить в Крем­ле католическое богослужение [11]. Поляки вели себя в Москве как в завоеванном городе. Пьяные шляхтичи скакали по улицам, стреляли, давили народ, врывались по ночам в до­ма мирных жителей. Они издевались над русскими, их языком и обычаями. Самозванец хотел запугать москвичей наказани­ем и казнями. Исаак Масса [12] свидетельствует, что «каждодневно доносили на многих лю­дей, которые слишком много болтали, и их устраняли, и то были по большей части мо­нахи» [13]. Кроме того, из родственников и сторонников бывше­го царя было подвергну­то опале и сослано 74 се­мейства.

В результате воз­мущение в народе воз­растало с каждым днем. Сложившейся обстанов­кой воспользовались бо­яре во главе с Василием Шуйским. Они состави­ли заговор и 17 мая под­няли восстание против самозванца и поляков. Лжедмитрий был убит, а его труп по­сле поругания сожгли. Вместе с ним 17 мая в Москве погибло 1500 поляков.

После одиннадцати месяцев царствования Лжедмитрия I к власти пришли бояре. Новый царь был избран не Земским со­бором, а собравшимся на Красной площади населением столицы, где подготовленные боярами люди «выкрикнули» в цари Васи­лия Шуйского. Шуйский дал боярам крестоцеловальную запись о том, что все будет делать только с согласия боярской думы. Та­ким образом, московские бояре, которые некогда боролись про­тив Иоанна Грозного, затем интриговали против Бориса Годунова, помогали самозванцу свергнуть правительство Годуновых, а затем организовали свержение самозванца, наконец, увидели на престоле такого царя, какой им был нужен. Василий Шуйский являлся настоящим боярским царем.


Протоиерей Анатолий Лазарев. Троице-Сергиева обитель в истории Русской Церкви и государства. - М., Издательский дом «Никея», 2015.  


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Соловьев С. История России с древнейших времен. Т. 7. Изд. 4. - М., 1879.

[2] Краткая история СССР. Ч. 1. Изд. 2. АНН СССР. - Л., 1972.

[3] Соловьев С. История России с древнейших времен. Т. 7. Изд. 4. - М., 1879.

[4] Никита Романов, или Никита Романович Захарьин-Юрьев (1522-1585 или 1586), — брат Анастасии Романовны Захарьиной, первой жены Ивана IV Грозного и дядя царя Феодора Иоанновича. Его внук Михаил Феодорович Романов стал первым царем династии Романовых в 1613 г. (Прим. Ред.)

[5] Ключевский В.О. Курс русской истории. Ч. 1-3. Изд. 4. - М., 1916

[6] Краткая история СССР. Ч. 1. Изд. 2. АНН СССР. - Л., 1972.

[7] Костомаров Н.И. Собрание сочинений. Кн. 2. - СПб., 1994.

[8] Соловьев С. История России с древнейших времен. Т.8. Изд. 4. - М., 1883.

[9] Соловьев С. История России с древнейших времен. Т.8. Изд. 4. - М., 1883.

[10] Устав Православной Церкви воспрещает венчание накануне постных дней — среды и пятницы, то есть во вторник и четверг, а также в субботу — на­кануне воскресного дня, и в дни, предшествующие престольным, великим и дву­надесятым праздникам. Есть и ряд других ограничений. (Прим. Ред.)

[11] Костомаров Н.И. Собрание сочинений. Кн. 2. - СПб., 1994.

[12] Исаак Масса (1586-1643), голландский подданный, находился в Москов­ском государстве в 1601-1609 гг. Вернувшись в Голландию, составил описание исторических событий в Московии при смене царствующих династий. В 1612 г. Масса вернулся в Москву и с тех пор не прекращал дипломатическую и торго­вую деятельность. Его книга «Краткое известие о Московии в начале XVII ве­ка» основана на собственных наблюдениях. Рукопись Исаака Массы хранится в Гааге, первый русский перевод появился в 1874 г.

[13] Масса Исаак. Краткое известие о Московии в начале XVII века. - М., 1937.



Источник: STSL.Ru
2 октября 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.