Троице-Сергиев монастырь как центр почитания русских святых во второй половине XVI в.

Троице-Сергиев монастырь как центр почитания русских святых во второй половине XVI в.

Почитание святых являлось важной составной частью религиозной жизни в русских монастырях эпохи Древней Руси. Сказанное в полной мере относится и к Троице-Сергиевой обители. В недавнее время были рассмотрены некоторые существенные черты почитания русских святых ее насельниками в последней трети XV – первой половине XVI в. [1]. Предлагаемая работа в значительной степени продолжает это исследование. Она посвящена определению состава русских святых, почитавшихся в названном монастыре во второй половине XVI в., а также выяснению их статуса в представлении сообщества данной обители того времени.

К сожалению, на поставленные выше вопросы существующие источники редко отвечают прямо и определенно. Поэтому при раскрытии избранной темы приходится опираться, в основном, на их косвенные свидетельства. В настоящем исследовании использованы подробные описания книг, отражающих богослужебную практику упомянутого монастыря [2], указ о трапезах последнего или, иначе говоря, Обиходник 1590 г. [3], летопись и некоторые другие документы.

Определение состава всех или, по крайней мере, большинства русских святых, в той или иной степени почитавшихся в Троицкой обители второй половины XVI в., базируется на следующем предположении: если в указанном монастыре тогда имелись жития и службы, посвященные определенным подвижникам благочестия, то, значит, последние почитались в нем в рассматриваемое время.

Ниже приводится перечень этих русских святых: Авраамий Ростовский [4], Авраамий и Ефрем Смоленские [5], Александр Невский [6], Александр Свирский [7], Алексей Московский [8], Антоний Печерский [9], Антоний Римлянин [10], Арсений Тверской [11], Борис и Глеб [12], Варлаам Хутынский [13], князь Владимир [14], Григорий Пельшемский [15], Димитрий Прилуцкий [16], Дионисий Глушицкий [17], Евфимий Новгородский [18], Ефрем Перекомский [19], Зосима и Савватий Соловецкие [20], Иаков Ростовский [21], Игнатий Ростовский [22], Иоанн Новгородский [23], Иона Московский [24], Иона Новгородский [25], Исайя Ростовский [26], Исидор Ростовский [27], Кирилл Белозерский [28], Константин, Михаил и Феодор Муромские [29], Леонтий Ростовский [30], Макарий Колязинский [31], Максим Московский [32], Михаил и Феодор Черниговские [33], Михаил Клопский [34], Михаил Тверской [35], Никита Новгородский [36], Никита Переславский [37], Никон Радонежский [38], Павел Обнорский [39], Пафнутий Боровский [40], Петр и Феврония Муромские [41], Петр Московский [42], Петр царевич Ростовский [43], Прокопий Устюжский [44], Савва Вишерский [45], Савва Сторожевский [46], Сергий Радонежский [47], Стефан Махрищский [48], Стефан Пермский [49], Феодор, Давид и Константин Ярославские [50], Феодосий Печерский [51].

Как видим, в Троице-Сергиевом монастыре во второй половине XVI в. почиталось значительное большинство русских святых, имевших общецерковный статус, а также – часть местночтимых подвижников. Значит, тогда в этом монастыре ясно обозначилась тенденция по возможности знать обо всех прославленных отечественных угодниках Божиих и в той или иной форме их почитать.

Каковы же были предпочтения в отношении почитания перечисленных святых в данной обители? Иначе говоря, кого из них троицкие монахи особо выделяли и считали своими наиболее надежными небесными заступниками?

Приблизиться к ответу на поставленный вопрос позволяет Обиходник 1590 г. Согласно данному источнику, праздники лишь немногих из названных выше святых отмечались в Троице-Сергиевом монастыре особыми «кормами» или пиршествами. Группу этих угодников составляли Алексей, митрополит Московский, Борис и Глеб, Варлаам Хутынский, князь Владимир, Димитрий Прилуцкий, Кирилл Белозерский, Леонтий Ростовский, Михаил Черниговский, Никон Радонежский, Петр, митрополит Московский, Сергий Радонежский и Феодосий Печерский [52].

Практика указанных «кормов» свидетельствует об особом признании в монастыре названных святых. Они в глазах его насельников стояли явно выше всех остальных отечественных подвижников благочестия.

Существенно, что «кормы» в дни празднования памяти этих святых не были одинаковы, напротив, они отличались по количеству и качеству блюд и напитков. Самый скромный «корм» составляли «рыба да пиво сычено» [53]. Он полагался в праздники святых Михаила Черниговского, Димитрия Прилуцкого и Феодосия Печерского [54]. Очевидно, немногим отличался стол в праздник князя Владимира – «ества, рыба да пиво сычено» [66].

Более богатый «корм» - «колачи да рыба, по три меры меду» [56] – подавался в праздники святых Варлаама Хутынского и Алексея Московского [57]. По-видимому, сходный по богатству стол – «ества, рыба и по три меры меду» [58] – бывал в праздники святых Леонтия Ростовского, Кирилла Белозерского, Бориса и Глеба [59].

Несколько более обильный «корм» подавался в праздник Петра митрополита – «колачи да изъеда, да рыба и по три меры меду» [60].

Наконец, самые богатые столы имели место в праздники св. Сергия Радонежского – «корм большей, колачи и рыба, пироги и оладьи, да по пяти мер меду» [61] и св. Никона Радонежского – «калачи да рыба, да икра, пироги и оладьи, да по четыре меры меду» [62].

Надо полагать, чем более значим был святой в глазах троицких монахов, тем более богатый «корм» полагался вдень его праздника.

Для избранной темы важно, что в Обиходнике 1590 г. указаны виды богослужений, полагавшихся в праздники святых, – либо «бдение» (всенощное бдение), либо «большая вечерня» (великая вечерня). Конечно, всенощное бдение обозначало более высокий статус святых по сравнению с подвижниками благочестия, в праздник которых отправлялась великая вечерня. В день памяти одного из святых – Михаила Черниговского – вид богослужения вообще не отмечен.

В Обиходнике 1590 г. явно прослеживается соответствие между видами богослужений и богатством «кормов». Так, святым (князь Владимир, Димитрий Прилуцкий, Михаил Черниговский, Феодосии Печерский), в дни памяти которых подавался самый бедный «корм», полагалась лишь «большая вечерня». В праздники же остальных упомянутых подвижников благочестия, отмечавшихся более обильными «кормами», осуществлялось всенощное бдение.

Следовательно, по разнице в видах богослужений и в богатстве «кормов» можно определить различия в степени почитания упомянутых святых или, иными словами, их иерархию в представлении монастырского сообщества.

Исключительную значимость некоторых святых для этого сообщества обозначали посвященные им храмы в Троице-Сергиевом монастыре. В нем имелись церкви Сергия Радонежского (1512-1513) [63] и Никона Радонежского (1548) [64]. Кроме того, в своем вотчинном селе Кеясове монастырь построил в 1547 г. церковь Алексея Московского [65]. Последний случай обозначает очень высокий статус данного святого в глазах троицких монахов, что позволяет несколько скорректировать отмеченное выше соответствующее свидетельство Обиходника 1590 г.

Суммировав все приведенные выше свидетельства, иерархию особо почитаемых в Троицком монастыре русских святых во второй половине XVI в. можно представить в следующем виде. На ее низшей ступени находился святой Михаил Черниговский. На более высокой ступени стояли Димитрий Прилуцкий, Феодосий Печерский и князь Владимир. На еще более высокой ступени – Борис и Глеб, Варлаам Хутынский, Кирилл Белозерский и Леонтий Ростовский. Еще выше – Петр и Алексей Московские. И на вершине иерархии – Сергий и Никон Радонежские.

Всех этих святых сообщество Троицкого монастыря особо выделяло и почитало еще в первой половине XVI в. [66]. Как и тогда, в данной обители рассматриваемого времени наивысшим статусом обладали «свои» святые Сергий и Никон. По-прежнему на второй ступени в иерархии стояли святители Петр и Алексей Московские. Положение же в названной иерархии некоторых из остальных подвижников несколько изменилось. Но изменения эти не носили принципиального характера.

Следует отметить также, что если в Троицкий обиходник, составленный между 1533 и 1547 гг., были внесены имена святых Исаии, Исидора и Игнатия Ростовских, Феодора Ярославского и Стефана Пермского [67], то в Обиходнике 1590 г. какие-либо упоминания о них отсутствуют. Значит, названные пять святых выпали к 1590 г. из числа избранных подвижников, особо почитавшихся в Троице-Сергиевой обители.

Не попал в это число и ни один из многочисленных святых, которых, как установлено выше, стали почитать в том же монастыре во второй половине XVI в.

Еще совсем недавно мы очень мало знали о важнейших тенденциях в почитании святых в России XVI в. В последние годы этот пробел был частично восполнен. Поэтому теперь можно сопоставить данные, полученные в результате проведенного выше анализа, с соответствующими сведениями о других русских духовных центрах.

Выяснилось, что в монастырях России XVI в., особенно в его второй половине, явно обозначилось устремление почитать всех или, по крайней мере, большинство прославленных отечественных подвижников благочестия. Но со значительной долей последовательности это осуществлялось только в более или менее крупных обителях. Действительно же глубоким почитанием в последних пользовалось лишь ограниченное количество данных чудотворцев. Только они в представлении монастырской братии считались наиболее надежными небесными заступниками. И, конечно, самыми значимыми из них являлись те, мощи которых покоились в соответствующих обителях, то есть «свои» святые. Остальных же многочисленных подвижников благочестия почитали формально или, иначе говоря, на этикетном уровне [68]. В указанном столетии в различных центрах России особо выделяли и почитали московских святых [69].

Как видим, сообщество Троице-Сергиева монастыря во второй половине XVI в. в отношении почитания русских святых в общих чертах следовало в русле всех перечисленных выше ведущих духовных тенденций этой эпохи.


Источник: Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Сборник материалов VIII международной конференции. – Сергиев Посад.: Ремарко, 2013 – С. 49-55.


Примечания:

[1] Мельник А.Г. О почитании избранных русских святых в Троице-Сергиевом монастыре в последней трети XV – первой половине XVI в. // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Материалы VI Международной конференции 29-31 октября 2008 года. Сергиев Посад, 2010. С. 15-23.

[2] Иларий, Арсений, иером. Описание славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой лавры. М., 1878. Ч. 1; 1878. Ч. 2; 1879. Ч. 3.

[3] Указ о трапезах Троицкого Сергиева и Тихвинского монастырей // Дополнения к актам историческим, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1846. Т. 1. С. 215-220.

[4] Иларий, Арсений, иером. Описание... № 604. С. 190; № 622. С. 199; № 630. С. 215; № 693. С. 56.

[5] Там же. № 619. С. 197.

[6] Там же. № 199. С. 194; № 622. С. 199; № 692. С. 53.

[7] Там же. № 269. С. 46; № 622. С. 199; № 627. С. 211; № 629. С. 212; № 632. С. 216; № 633. С. 216; № 651. С. 231; № 692. С. 53.

[8] Там же. № 269. С. 46; № 329. С. 103; №611. С. 192.

[9] Там же. № 611. С. 192; № 621. С. 198.

[10] Там же. № 692. С. 54.

[11] Там же. № 541. С. 175; № 542. С. 177.

[12] Там же. № 611. С. 192; № 692. С. 55; № 715. С. 109; № 717. С. 110.

[13] Там же. № 269. С. 46; № 329. С. 103; № 604. С. 190; № 768. С. 184.

[14] Там же. № 568. С. 182; № 597. С. 188; № 693. С. 56.

[15] Там же. № 693. С. 56.

[16] Там же. № 315. С. 92; № 321. С.; № 651. С. 231; № 692. С. 53.

[17] Там же. № 321. С. 99; № 692. С. 55; № 693. С. 56.

[18] Там же. № 541. С. 174; № 542. С. 177; № 620. С. 197; № 621. С. 198.

[19] Там же. № 619. С. 196.

[20] Там же. № 611. С. 192; № 622. С. 199; № 627. С. 211; № 633. С. 216; № 692. С. 54; № 693. С. 56; № 788. С. 215.

[21] Там же. №630. С. 214.

[22] Там же. №611.С. 192; №620. С. 198; № 630. С. 214.

[23] Там же. № 329. С. 103; № 541. С. 176; № 604. С. 190; № 622. С. 199; № 629. С. 212; № 692. С.52.

[24] Там же. № 541. С. 177; № 542. С. 178; № 611. С. 192; № 620. С. 198; № 622. С. 199; № 692. С. 55.

[25] Там же. № 604. С. 190; № 692. С. 55.

[26] Там же. № 611. С. 192; № 630. С. 214.

[27] Там же. № 611. С. 192; № 630. С. 214.

[28] Там же. № 269. С. 46; № 329. С. 104; № 620. С. 198; № 764. С. 175; № 771. С. 189.

[29] Там же. № 611.С. 192.

[30] Там же. № 269. С. 46; № 329. С. 103; № 611. С. 192; № 620. С. 198; № 629. С. 212; № 630. С. 214; №712. С. 106.

[31] Там же. № 542. С. 177; № 611. С. 192; № 622. С. 199; № 622. С. 199; № 651. С. 231; № 692. С. 54.

[32] Там же. № 604. С. 190; № 622. С. 199.

[33] Там же. № 467. С. 159; № 469. С. 159; № 470. С. 159; № 620. С. 197; № 771. С. 189.

[34] Там же. № 622. С. 199; № 629. С. 212. >

[35] Там же. №619. С. 196.

[36] Там же. № 629. С. 213; № 692. С. 53.

[37] Там же. №611.С. 192; №620. С. 198; №712. С. 106; № 789. С. 216.

[38] Там же. № 604. С. 190; № 622. С. 199, 200; № 647. С. 226; № 654. С. 233; № 692. С. 53; № 788. С. 214.

[39] Там же. № 315. С. 92; № 622. С. 19; № 692. С. 54.

[40] Там же. № 611. С. 192; № 622. С. 199; № 627. С. 211; № 692. С. 53.

[41] Там же. №692. С. 55.

[42] Там же. № 269. С. 46; № 321. С. 98; № 329. С. 103; № 789. С. 216.

[43] Там же. № 630. С. 215.

[44] Там же. №619. С. 196.

[45] Там же. № 622. С. 199.

[46] Там же. № 622. С. 199; № 692. С. 54.

[47] Там же. № 136. С. 100; № 269. С. 46; № 321. С. 99; № 466. С. 158; № 467. С. 159; № 469. С. 159; №470. С. 159.

[48] Там же. № 692. С. 55.

[49] Там же. № 315. С. 92; № 611. С. 192.

[50] Там же. № 469. С. 159; № 470. С. 159; № 541. С. 174; № 620. С. 197; № 647. С. 226; № 788. С. 214.

[51] Там же. №611.С. 192; №620. С. 198.

[52] Указ о трапезах Троицкого... С. 215-219.

[53] Там же. С. 115.

[54] Там же. С. 215, 217.

[55] Там же. С. 219.

[56] Там же. С. 216.

[57] Там же. С. 216, 217.

[58] Там же. С. 219.

[59] Там же. С. 219.

[60] Там же. С. 216.

[61] Там же. С. 215.

[62] Там же. С. 216.

[63] Краткий летописец Святотроицкия Сергиевы лавры // Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры, составленное по рукописным и печатным источникам профессором Московской духовной академии А.В. Горским с приложением архимандрита Леонида. М., 1890. 4.2. С. 177.

[64] Там же. С. 178.

[65] Иларий, Арсении, иером. Описание... № 327. С. 103.

[66] Мельник А.Г. О почитании избранных русских святых... С. 16-20.

[67] Там же. С. 19-20.

[68] Мельник А.Г. Почитание русских святых в Соловецком монастыре в середине XV – XVI вв. // Соловецкое море. Историко-литературный альманах. Архангельск; М., 2008. Вып. 7. С. 47-53; Мельник А.Г. Кирилло-Белозерский монастырь как центр почитания русских святых в XVI веке // Вестник Поморского университета. Архангельск, 2010. Вып. 12. С. 67-72; Мельник А.Г. Антониев Сийский монастырь как центр почитания русских святых в XVI в. // Соловецкое море. Историко-литературный альманах. Архангельск; М., 2011. Вып. 10. С. 57-61.

[69] Мельник А.Г. «Ростовские и московские святые»: эволюция иконографии в XVI-XVII вв. // История и культура Ростовской земли. 2003. Ростов, 2004. С. 364-365; Мельник А.Г. Почитание русских святых в Соловецком... С. 53; Мельник А.Г. «Свои» святые Коломны в XVI в. // Коломна и Коломенская земля: история и культура: Сб. статей. Коломна, 2009. С. 262; Мельник А.Г. Почитание русских святых в Можайске в XVI веке // Макариевские чтения. Книжность и книжники древней Руси. Можайск, 2010. Вып. 17. С. 322; Мельник А.Г. Кирилло-Белозерский монастырь... С. 71; Мельник А.Г. Антониев Сийский монастырь... С. 61; Мельник А.Г. Самые популярные русские святые в XVI в. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2011. № 3 (45). С. 83-84; Мельник А.Г. Русские святые, почитавшиеся в Никольском Коряжемском монастыре во второй половине XVI в. // Ярославский педагогический вестник. 2012. Т. 1. С. 333-334.


STSL.Ru


5 апреля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.