Неделя 27-я по Пятидесятнице, святых праотец

В предпоследнюю Неделю перед Рождеством Христовым (27-ю Неделю по Пятидесятнице), Церковь совершает память святых праотец. Чтобы достойно осмыслить этот день, нужно, конечно, знать суть праздника, понимать, что же именно празднуется, кого Церковь славит и за что. Мы хотим немного рассказать читателям сайта Свято-Троицкой Сергиевой Лавры о том, кто же такие праотцы, особенно о первых из них, от Адама до Ноя, – о допотопном человечестве.


Сонм св. праотец

В широком понимании праотцы – это все праведники Ветхого Завета, те, которые жили на земле до пришествия в мир Спасителя Христа. Современный верующий человек очень мало знает о ветхозаветной эпохе. Она далека от нас. Но и у той далёкой эпохи есть своё начало, и это начало ещё более окутано тайной, закрыто для понимания – это время самых первых людей, время до Всемирного Потопа. Церковь почитает десять допотопных праотцев-патриархов [1], начиная с праотца Адама и праматери Евы. Допотопное человечество – самое удивительное время, которое мы можем попытаться глубоко понять и осмыслить. Ведь до этого, до грехопадения Адама,  были семь дней творения и райский сад, Эдем. Сколько времени провели Адам и Ева в Раю, нам неизвестно, вероятнее всего, это был относительно короткий период, и само состояние безгрешного человека, как и свободного от греха мира, уже не понять нам, несущим в себе по рождению первородный грех. «Райская жизнь первых людей, их духовное состояние для нас, живущих в греховном мире, скрыто от нашего духовного взора, загрязненного грехом. Райское состояние наших прародителей – это совсем иной мир, мир, в котором не было зла, там было только одно добро. Их разум был проницательным, воля – доброй, чувства – чистыми, не загрязненными грехом. Высшее совершенство их состояло в нравственной невинности, которая заключалась в отсутствии самой мысли о чем-либо нечистом и греховном. «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» (Быт. 2: 25) » [2].

Но Адам и Ева согрешили. Причём тяжко согрешили не только тогда, когда вкусили вопреки запрету то самое яблоко, нет. Это, конечно, был грех, но грех поправимый, он ещё мог быть, вероятно, исправлен покаянием, прощён Богом. Необратимый, страшный по своим последствиям для человечества грех был совершён, когда оба, муж и жена, стали отказываться от вины за содеянное и валить друг на друга. Вот этот диалог:

…воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: Адам, где ты? Он (Адам) сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал Бог: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела. (Быт. 9: 13)

…кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?..

И вот дальнейшими своими словами отказались Адам и Ева от Рая, от невинности, от соработничества в любви с Богом, от детской и безоговорочной отдачи себя Тому, кто любит тебя больше твоего понимания, кому доверяешь и к кому всем существом стремишься. Так в нашу  природу вошёл грех.


Адам и Ева. Роспись в катакомбах святых Петра и Марцеллина в Риме. 2-я пол. III - 1-я пол. IV в.

Нам трудно понять, почему из-за такого ничтожного по нашим меркам проступка Бог-Отец непоправимо наказывает Адама и Еву, а далее и всех нас. Но в том и дело, что первые два человека по своей воле, данной им Богом, пошли против Него же, Бога, став на сторону диавола в виде змия, направив свою волю против Бога. И это первое решение – пойти против Создателя своего, не поверив Ему, не доверившись Ему, имеет своим следствием духовную испорченность всего человечества.

КАИН И АВЕЛЬ

История человечества в современном, греховном его состоянии началась. Наши прародители изгнаны были из райского сада. Мы знаем, что Адам и Ева покаялись, увидев в полноте последствия своего грехопадения. В неделю сыропустную перед Великим Постом, когда воспоминается изгнание Адама из Рая, удивительные по силе слова нашёл церковный песнописец для описания этого события:

"Сóлнце лучи скры, лунá со звездáми в крóвь преложися, гóры ужасóшася, хóлми вострепетáша, егдá рáй заключися. Исходя, Адáм рукáма бия в лицé, глагóлаше: Милостиве, помилуй мя пáдшаго" [3]

Или на русском: Солнце скрыло лучи, луна и звёзды сделались красны как кровь, горы ужаснулись, холмы затряслись, когда затворился рай. Уходя, бил руками себя Адам по лицу, говоря: "Милостивый, помилуй меня, падшего".

Но нам понятно, что теперь,  после изгнания из Рая, само по себе это покаяние уже недостаточно для того, чтобы вернуть человеку утраченное состояние безгрешности.

Адам и Ева поселились к востоку от Эдема. «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. И еще родила брата его, Авеля…» (Быт. 4: 1-2).  Образовалась первая полноценная семья. Интересно, что само имя старшего, «приобретение от Господа», показывает надежду родителей на то, что этот ребёнок и есть то обетование Божие, то семя, которое «сотрёт главу змия», то есть исправит, искупит родительский грех, совершённый Евой и Адамом по наушению диавола в виде змия, и победит самого диавола. Но шло время, родился второй, а ничего не менялось. И в имени второго – Авель (призрак, пар, или же плач) – отразилось горькое понимание того, что прощение будет совсем не так скоро, как показалось вначале.  

Известно нам, что Каин возделывал землю, а Авель стал пастухом. Известно, что они принесли жертвы Господу, каждый от трудов своих, и что жертва Авеля была принята, а жертва Каина, как неискренняя, отвергнута Богом. И вот после этого случилось страшное: братоубийство. Первый потомок Адама, первенец, оказался настолько поражён грехом, что, охваченный злобой и завистью, «…восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» (Быт. 4: 8), и земля отверзла уста свои принять невинную кровь.

Тут необходимо обозначить один очень важный момент.  Господь далее говорит Каину: « …ныне проклят ты от земли… ты будешь изгнанником и скитальцем на земле…» (Быт.4: 11-12).  Итак, земля, которая приняла кровь Авеля, не будет родной братоубийце-Каину, он будет изгнанником. Что же происходит дальше? «И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема… и построил он город» (Быт. 4: 16-17). На это кажущееся библейское противоречие – только Господь говорит Каину, что тот будет изгнанником и скитальцем, как Каин строит город – любят указывать критики Священного Писания. Но в том-то и дело, что именно постройка города показывает,  насколько неуютно, неуверенно чувствовал себя прóклятый Каин. Построив себе укреплённое убежище, город, он ясно показал, что он именно изгнанник с лица земли, как он сам и сказал Господу: «вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле…» (Быт. 4: 14). Разве кому-нибудь другому из всё возрастающего адамова потомства пришло бы в голову строить какие-то укрепления? У Адама, прожившего 930 лет (первые люди жили очень долго), было много детей, и в Библии упоминаются только те, которые сыграли какую-то роль в истории. Люди распространялись по Земле, но, тем не менее, свободной территории было очень много. Зачем строить город? Кого бояться? Ведь убийство-то совершил Каин – это он знает за собой смертный грех, грех смерти – он и боится всех, чувствует себя виноватым и думает, что с ним могут поступить также.

Сейчас, когда планета Земля за тысячелетия населена и перенаселена людьми, ситуация принципиально иная: сейчас изгнанником является тот народ, у которого нет своей территории, кто бродит среди чужих земель (евреи, цыгане – два классических примера). Но в то время – это нужно хорошо осознавать – не нужно было «города городить», земля была домом для всех – для всех, кроме Каина и его потомков, а также тех детей и внуков Адама, кто по своему внутреннему устроению был близок Каину и пошёл с ним. Этот род мы называем каинитами.

Но что можно сказать про Авеля? Он ведь был убит, Библия прямо говорит только это, но через имена двух первых детей Адама немного всё-таки приоткрывает возможные семейные предпочтения. Каин – первенец, надежда, «приобретение от Господа», Авель – призрак, пар, плач. Возможно, Адам и Ева выделяли в любви своей первенца. Но перед всё видящим Господом Авель был первым, его жертва была принята Богом. То первое человекоубийство, братоубийство, к сожалению, во многом  легло в основу отношений между людьми. Жизнь Каина и Авеля – это рождение человечества. Сейчас, находясь с другой стороны временной шкалы истории, мы повседневно, привычно убиваем друг друга телесно и духовно всеми доступными средствами, всё дальше и всё безнадёжней уходя туда, где нет спасения, откуда нет возврата, уходя в последние смертные сумерки отрицания библейского мировоззрения,  в сатанинскую ловушку «постхристианства». 

СИФИТЫ И КАИНИТЫ

1. Распространение греха. Второе убийство.

«И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох» (Быт. 4: 17). От Каина идёт потомство, и потомство очень деятельное, внимание каинитов обращено на внешнюю, материальную сторону человеческого бытия. Место их обитания – земля Нод, что значит «блуждание, волнение, беспорядок». Поколения потомков Каина, как следует из библейского текста, думали о земном благополучии, телесных удовольствиях. Особенно это проявилось в двоежёнстве Ламеха: у него было две жены, Ада и Цилла, и вот как раз родившиеся от них дети впервые создали технократический тип цивилизации, ценности которой – обогащение, развлечение (игра, пляски), разгул страстей, развитие науки и техники: «Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами. Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели. Цилла также родила Тувалкаина [Фовела], который был ковачом всех орудий из меди и железа.  И сестра Тувалкаина Ноема» (Быт. 4: 20-22). Этим заканчивается описание поколений Каина, которых было восемь, включая Адама, и упоминание в конце женщины, Ноемы, даёт ясно понять, что род каинитов на этом не прервался, а продолжался далее. В этой развращённой (двоежёнство) семье произошло одно трагическое событие: её глава Ламех, как когда-то родоначальник Каин (доживший, кстати,  до Ламеха), совершил убийство. «И сказал Ламех жёнам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жёны Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне; если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро» (Быт. 4: 23-24). Что же значат эти слова? Святые Отцы толкуют их по-разному, кто-то говорит, что Ламех убил двух человек, мужа и отрока, кто-то предполагает, что это был молодой юноша, почти муж, а Ефрем Сирин, один из самых строгих к Ламеху толкователей, даже предполагает, что тот убил самого Каина, прародителя своего, и не раскаялся. Я приведу «мягкое» толкование Иоанна Златоуста: "Ламех не только не выжидает от другого обличения, что он впал в… грех (убийства)…,  сам открывает о себе, рассказывает о своём поступке, излагает жёнам тяжесть греха… Признание в грехах весьма много способствует их исправлению… Ламех, впав в подобный (Каину) грех и размыслив, что запирательство навлечёт на него тягчайшее наказание, призывает своих жён и, хотя никто не принуждал его к этому… исповедует свой грех и… определяет себе наказание[4], то есть, как говорит Василий Великий, Ламех полагает себе наказание «семьдесят раз всемеро» больше Каина, так как тот убил впервые и не видел, не знал  наказания за это, а Ламех осознавал всю тяжесть греха – и всё равно убил.

Таким образом, некоторые Отцы (Ефрем Сирин) считают, что Ламех не раскаялся, другие – что он принёс покаяние, но, так или иначе, повторное убийство, произошедшее от руки каинита, показывает степень духовного развращения рода «сынов человеческих». Грех всё более и более распространялся по земле. 


Святые праотцы

2. Потомки Сифа

«И познал Адам еще [Еву,] жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, [говорила она,] Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин» (Быт. 4: 25).  Сиф – основатель благой расы сифитов, хранящей воспоминание о Боге. Он, после Адама, второй допотопный патриарх, или праотец. Далее, «У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа [Бога]» (Быт. 4: 26). Эти слова значат, что появлялся, видимо, общественный ритуал поклонения Господу, заранее спланированное, а не спонтанное  посвящение Ему части своего времени, своей жизни, то есть сифиты подошли к пониманию необходимости создания оформленной религии. Нужно заметить, что в Книге Бытия нигде не говорится о каких-либо материальных, технических успехах потомков Сифа. Но о духовной работе сказано хоть и коротко, хоть и касается это только одного патриарха, Еноха, но очень выразительно, исчерпывающе: «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт. 5: 24). Седьмой (считая с Адамом) патриарх сифитов – одна из самых таинственных и духовно могущественных личностей в Священном Писании. Судя по тексту Книги  Бытия, он был взят живым на Небо, избежав обязательного для всех ветхозаветных людей пребывания в аду. Несомненно, он явил собой высшую степень духовности человека, постоянно видел внутренним, духовным зрением пред собой Бога и в соответствии с этим строил свою жизнь. Это была особая, исключительная близость Господу, удивительная сила молитвы, максимально возможное для человека освобождение от греха. Это о Енохе упоминается в Книге Премудрости Соломона: «Как благоугодивший Богу, он возлюблен, и, как живший посреди грешников, преставлен, восхищен, чтобы злоба не изменила разума его, или коварство не прельстило души его.» (Прем.Сол.  4: 10-11). Это же говорит и апостол Павел: «Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу.» (Евр. 11: 5). Добавлю, что за всю историю человечества, кроме Еноха, только пророк Илия удостоился того же – быть взятым на Небо живым. 

ОТСТУПНИЧЕСТВО СИФИТОВ. ИСПОЛИНЫ

«Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жёны, какую кто избрал» (Быт. 6: 1-2). Очевидно, сифиты стали смешиваться с каинитами, и это привело к их вырождению. Только один род сохранял необходимую заповеданную чистоту. Самые долгожители из всех десяти допотопных  праотцев, Мафусал и его сын Ламех (отец Ноя, последнего, десятого допотопного патриарха), доживают до строительства Ковчега и умрут своей смертью незадолго до потопа. "В это время земля была уже значительно населена, но вместе с заселением ее распространилось страшное зло порочности и развращения. "И увидел Господь Бог, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время" (Быт.6: 5).  Это, очевидно, была не простая порочность испорченной натуры, а всеобщее господство открытого и дерзкого греха и восстания против Бога. От преступно-сладострастного общения потомков Сифовых с потомками Каиновыми произошло поколение «исполинов на земле», полагаясь на свою силу, они внесли в человеческое общество ужасы насилия, бесправия, хищничества, сладострастия  и всеобщего неверия в обетование будущего избавления" [5]. (Отцы Церкви расходятся во мнении, как появились эти гиганты.  Это тема отдельного исследования [6]). И вот «раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их» (Быт. 6: 6-7). 

ПРАВЕДНЫЙ НОЙ

Святой праведный Ной, десятый и последний допотопный праотец, патриарх, является, как и Адам, прямым предком всех живущих ныне на Земле людей. "Ламех жил сто восемьдесят два [188] года и родил сына, и нарек ему имя: Ной, сказав: он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь [Бог]" (Быт. 5:28-29). Святитель Иоанн Златоуст в Беседе на Книгу Бытия (XXI, 5) спрашивает: "Откуда у Ламеха столь великий дар предсказания? Ведь Писание не упоминает, чтобы он был муж добродетельный и чудный" [7]  Далее Златоуст предполагает, что это было невольное пророчество, сравнивая его с пророчеством Каиафы, и вобще несколько несправедлив по отношению к Ламеху. Я же хочу привести цитату о рождении Ноя из апокрифической Книги Еноха, входящей в канон Эфиопской Церкви: «…мой сын Мафусаил взял своему сыну Ламеху жену, и она зачала от него и родила сына.  Тело его было бело, как снег, и красно, как роза, и его волосы головные и темянные были, как волна (руно), и его глаза были прекрасны; и когда он открыл свои глаза, то они осветили весь дом подобно солнцу, так что весь дом сделался необычайно светлым. И как только он был взят из руки повивальной бабки, то открыл свои уста и начал говорить к Господу правды» (Енох 20: 1-3). Это поэтическое, сказочное описание младенца-Ноя из апокрифа, то есть книги явно недостоверной, показывает стремление автора донести до нас исключительность призвания Ноя на Земле, его избранничество. 


Праведный Ной

Когда человечество дошло до непотребного состояния, то за сто двадцать лет до потопа Бог открыл Ною время возмездия и научил, как построить Ковчег. Ной начал строить Ковчег с большими затруднениями на высокой горе. Может быть, его дед и отец строили вместе с ним, помогали ему. Окружающие люди (возможно, только его рода) постоянно в удивлении спрашивали патриарха, зачем он делает такое большое судно, причем не у моря, а на горе! Ной проповедовал в ответ о грядущем затоплении всей Земли, о гневе Божием из-за умножения грехов и пороков. О постройке стало известно всем, всюду шла молва, что строится необыкновенной величины корабль, а строитель его говорит о потопе, покроющем Землю, зальющем её выше самых высоких гор. Многие издалека приходили послушать его проповедь. Апостол Пётр называет Ноя проповедником правды (2 Петр. 2:5). Но слушавшие Ноя – одни сомневались, не верили его словам, другие смеялись над ним и над самим Ковчегом. Кто-то, может, и начинал исправляться, но проходил год, два, пятьдесят лет, и люди возвращались к прежним беззакониям, считая проповедь его лживой, а дело смешным. История строительства Ковчега и собственно потопа подробно изложена в Библии. Воспоминания о потопе сохранились у очень многих народов земли.

Духовное  величие  Ноя  трудно  нам  понять  и  осмыслить, хотя что-то общее у нас есть: мы тоже, как и Ной, живём в крайне развращённое, сатанински перевёрнутое, выхолощенное до инстинктов время. Но, в отличие от нас, Ной имел мужество жить праведно. До пятисот лет он жил целомудренно, был девственником. Его аскетический подвиг – прообраз подвига христианского монашества – повсеместно вошёл в практику Церкви только через тысячелетия, с распространением христианства. Уже после рождения трех сыновей, ставших ему помощниками, Ной лишился своего отца, а потом и деда. Перед потопом Бог утверждает с Ноем завет: "Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни. Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в Ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою". (Быт. 6: 17-18). Этот завет был подтверждением того завета, что был заключен Богом еще в обетовании о семени жены (Быт. 3:15). Тем самым, Бог ясно свидетельствует, что Он не разрывает Своих вечных заветов; погибает  только злое семя змия-диавола, а семя жены (в лице Ноя) будет торжествовать над ним победу.

В тот час, когда огромный корабль из дерева гофер прибывающая вода оторвала от земли, закончилась история допотопного человечества. Восемь человек во главе с Праведником, последним допотопным праотцем Ноем находились внутри. Из всего человечества – только восемь человек. Пройдёт время, и они выйдут из Ковчега, чтобы стать родоначальниками человечества нового. И знаком Господнего благословения, знаком завета воссияет радуга над ними. Мы знаем историю этого нового человечества, знаем из Книги Книг. Всё повторилось, и Господь и Бог наш Иисус Христос, прообразом которого в Ветхом Завете и являлся Ной,  отбирает и среди нас «восемь человек», отбирает себе малое стадо. Каждому из нас протягивает Господь руку, каждого приглашает в свой Ковчег Спасения, имя которому – Церковь. И быть с Богом или оказаться во «внешней тьме» – зависит только от каждого из нас.


Максим Назаренко
для сайта STSL.Ru

Фото с сайтов Drevo-info.ru и Pravoslavie.ru

Примечания

[1] Патриархом в данном контексте Церковь именует праведного главу рода, хранящего обетование Божие, хранящего веру в Семя Жены – грядущего Спасителя-Христа.

[2] Архиепископ Вениамин (Пушкарь). Священная Библейская история. Часть I. Ветхий Завет. Часть II. Новый Завет. – СПб.: Завет, 2003. С. 39.

[3] Триодь Постная.  В Неделю сыропустную. – М.: Правило Веры, 2007. С. 70.

[4]   Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Ветхий Завет. Том I: Книга Бытия 1-11 / Пер. с англ., греч., лат., сир. Под ред. Эндрю Лаута в сотруднич. с Марко Конти / Русское издание под ред. К.К. Гаврилкина. – Тверь: Герменевтика, 2004. С. 138.

[5] Лопухин А.П. Библейская история Ветхого Завета. – М.: Издательство имени святителя Льва, Папы Римского, 2010. С. 63.

[6] Указание на исполинов – одно из самых загадочных и труднообъяснимых мест Книги Бытия. Оно являлось и является объектом сильных нападок со стороны критиков всех категорий. В интернете есть ряд материалов, фотографий, судя по которым захоронения исполинов, в том числе и хорошо сохранившиеся скелеты и мумии, неоднократно находились при проведении археологических работ в самых разных частях земли. Но насколько достоверна и правдива эта информация, я судить не берусь. – Автор.

[7] Св. Иоанн Златоуст. Полное собрание творений в двенадцати томах. Том 4, книга 1. Репринтное издание. – М.: Радонеж, 2004. С. 45.



25 Декабря 2016

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей
103 года Доходному дому
103 года Доходному дому
103 года назад Троице-Сергиева Лавра завершила строительные и отделочные работы в четырехэтажном каменном здании на углу Красногорской площади и Александровской...
Возвращение Лавре монастырских зданий
Возвращение Лавре монастырских зданий
2 сентября 1956 года Постановлением Совета Министров РСФСР №577 Свято-Троицкой Сергиевой Лавре возвращено 28 зданий ( с учетом переданных в 1946 -1948 годах)...
Освящение надвратной Церкви после пожара
Освящение надвратной Церкви после пожара
14 июня (н.ст.) 1763 года в присутствии Екатерины II...
Визит Петра I
Визит Петра I
10 июня (н.ст.) 1688 года шестнадцатилетний Петр I посетил Троице-Сергиев монастырь. Юного царя сопровождала свита из тридцати думных людей...