Священное Писание с объяснением. Евангельское чтение в Неделю 4-ю Великого поста (Мк. 9:17–31, зач. 40)

Рассмотрим последовательно повествование Евангелия от Марка вместе с отцами Церкви. Евангелист Марк сообщает в сегодняшнем евангельском чтении (Мк. 9:17-31) об исцелении бесноватого мальчика гораздо подробнее, чем в параллельном месте читаем у св. Матфея (Мф. 17:14-21). Дополнительные подробности обстановки позволяют более ясно проникнуть в сущность события. Тесная связь с исцелением не вошедших в чтение нескольких предшествующих строк нужно принять во внимание для осмысления события.

54820.jpg

«Придя к ученикам, увидел много народа около них и книжников, спорящих с ними. Тотчас, увидев Его, весь народ изумился, и подбегая приветствовали Его. Он спросил книжников: о чем спорите с ними?» (ст. 14–16).
Господь после Своего славного Преображения спускается с горы Фавор, приходит к народу и весьма вовремя. Книжники не просто спорили с учениками, но используя то, что апостолы не могли изгнать нечистого духа из одержимого мальчика, вероятно, издевались над учениками Христовыми. А также, пользуясь их смущением и отсутствием Спасителя, поносили Самого Господа Иисуса, надеясь тем самым внушить народу свое отношение к Нему и Его учению. Поэтому-то народ изумился, во-первых, видя Христа пришедшим в самый критический момент спора, во-вторых, следует думать, что после Преображения лик Христов все еще сохранял следы и отблеск Божественной славы (если так было с Моисеем после сошествия с Синая (Исх. 34:29–30), тем более – со Спасителем). Между тем, видя обычную Спасову кротость, люди стали выражать свое благоговение, дерзновенно подбегая и радостно приветствуя Его. То, что явилось отрадой для простых людей, стало причиной замешательства бахвалившихся прежде книжников. Они ничего не отвечают на слова: «о чем спорите?», – спросившему их Христу. Уже не раз они были посрамлены Господом, им приходилось удаляться, испытав силу слов Его. Очевидно, они и сейчас замолчали, опасаясь, что Он их вновь постыдит и покажет их лживость пред собравшимся народом.

«Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли» (ст. 17–18).
При молчании книжников отец бесноватого объяснил, в чем дело. Здесь с его слов подробнее, чем у св. Матфея, узнаем о болезни: добавлено «духом немым» – т. е. бес лишил его голоса. Указывая на тяжесть припадков мальчика, свт. Иоанн Златоуст замечает: во-первых, если бы не особенный Промысл, «то больной давно погиб бы. Писание говорит, что дух повергал его и в огонь, и в воду; если же он дерзал на такие дела, то и вовсе бы его убил, если бы среди такого бешенства Бог не укрощал духа» (Беседа 57, п. 3); во-вторых, именование «лунатик» ошибочно, «это не значит, чтобы луна действовала, – нет, сам дух прибегает к такой хитрости, клевеща на стихию. Отсюда-то утвердилось ошибочное мнение между неразумными, и вдаваясь в обман они называют этим именем демонов» (Там же). Т. е. враг скрывает свое присутствие, чтобы не поискали его прогнать молитвою и постом.

«Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне» (ст. 19).
Отец, одержимый неверием, жалуется Спасителю не на себя, но на учеников, что не смогли изгнать беса. Однако Христос, по св. Златоусту, «отклоняя от них обвинение в глазах народа, более обвиняет его самого». Не трудно понять, что значит обвинение: «неверный и развращенный», – мальчик страдает из-за родителей, которые не сохранили супружескую верность. Об этом Господь последующим вопросом показывает отцу: «как давно это сделалось с ним?», – и тот свидетельствуют сам: «с детства», – т. е. не личный грех ребенка есть причина беснования. Теперь же через скорбь о невинно страдающем своем ребенке отец побуждается Богом к покаянию. Господь же вместе с тем сеет в нем семя веры, возбуждая в нем благую надежду словами: «Приведите его ко Мне».

«И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам» (ст. 20–22).
Дух сотряс страдальца, предчувствуя скорую потерю власти над мальчиком. Спаситель, как сказано прежде, побуждает отца задуматься над причиной болезни. Но тот все еще сосредоточен на своей боли за сына, потому и переводит речь ответа снова на страдания сына, призывая Иисуса Христа сжалиться. При этом он погрешительно обращается ко Господу, поскольку, зная от других о власти Его словом исцелять, «ничего не сказал, чтобы достойно было Его могущества». С присущей кротостью Спаситель исправляет его погрешность животворным словом Своим, которое достигает на этот раз сердца.

«Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию» (ст. 23–24).
«Все возможно верующему», – св. Златоуст поясняет, что как бы так говорит Господь: «Я имею столько могущества, что и других могу сделать чудотворцами; а потому, когда ты уверуешь как должно, сам можешь излечить и сына, и многих других» (Беседа 57, п. 3). Сокрушенное сердце отца рождает смиренную мысль, которая становится основанием покаянного чувства. В сильном порыве самоуничижения отец мальчика исповедует Господу свое маловерие, и своим смирением приближается к Богу. Эта благоприятная Богу жертва тотчас же принята: поток слез свидетельствует о том, что стена греха рухнула и благодать Божия целебным и утешительным прикосновением открыла двери сердца для веры и преданности Богу.

«Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И вскрикнув, и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал» (ст. 25–27).
Господь избегал повода для новой волны ненависти против Себя со стороны фарисеев и книжников, которые, быв очередной раз посрамлены, не преминули бы клеветать, что мол Иисус собирает к Себе и смущает народ. Именно поэтому Он, видя сбегающихся людей, очень скоро решает дело: всевластным словом изгоняет духа злобы, чему последовал последний припадок и полное освобождение отрока от мучений – последний был поднят Спасителем цел и невредим.

«И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (ст. 28–29).
Златоуст поясняет причину вопроса учеников: «кажется, они боялись, не потеряли ли благодати, сообщенной им; они получили власть над духами нечистыми: потому и спрашивают Христа, пришедши к Нему тайно, не потому, что стыдились (раз дело уже совершилось, и они были обличены, то не для чего им было стыдиться словесного признания), а потому, что они намерены были вопрошать Его о предмете важном и тайном» (Беседа 57, п. 3). Далее святитель похваляет апостолов: «Подивись же и здесь их любомудрию и силе духа: любомудрию, потому что не скрыли своей слабости; силе Духа, потому что тех, которые не имели веры и с зерно горчичное, Он в короткое время так возвысил, что протекли в них реки и источники веры» (Беседа 57, п. 4). «Род сей», – сказано о всех демонах вообще, и вместе с тем о страстях, поскольку «страсти суть те же бесы». Свт. Иоанн выражает опыт Церкви, соответствующий слову Спасителя: «… быть не может, чтобы человек, живущий среди утех, избавился от такого недуга [т. е. одержимости бесом или страстью]: нет, страждущий таким недугом имеет особенную нужду в посте. Ты скажешь: если нужна вера, для чего же еще нужен пост? Для того, что кроме веры и пост много придает крепости; он научает великому любомудрию, человека делает ангелом, и укрепляет противу сил бестелесных. Впрочем, не сам по себе – нужна еще молитва, и она должна предшествовать» (Беседа 57, п. 4).

«Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал. Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет. Но они не разумели сих слов, а спросить Его боялись» (ст. 30–32).
Новое предсказание Господа о Своих страданиях, смерти и воскресении у евангелиста Марка сходно передано и у св. Матфея, с той разницей что, св. Марк несколько дополняет последнего. Господь пожелал последнее путешествие по Галилее с учениками совершить неузнанным. Он хотел оставаться наедине с учениками, чтобы лучше приготовить их к скорому Своему крестному страданию в Иерусалиме. Впрочем, апостолы не могли уразумевать тайну Креста Христова («не разумели сих слов») вплоть до сошествия на них Святого Духа, ибо ожидали, как и весь Израиль, что Мессия будет царствовать на земле. Мало того, они вдобавок еще и «спросить Его боялись». Ясно почему: они живо помнили упрек Господа ап. Петру, когда тот решился противоречить откровению о будущем страдании Спасителя. Поэтому, не понимая силы слова Христова, ученики «опечалились весьма» (Мф. 17:23), т. к. Он не прикровенно, но прямо и уже не раз говорил о предстоящих Ему страданиях и смерти.


29 марта 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.