Священник Павел Флоренский о колокольном звоне и колоколах Троице-Сергиевой Лавры. Часть 2

Священник Павел Флоренский о колокольном звоне и колоколах Троице-Сергиевой Лавры. Часть 2

Жизненная судьба о. Павла сложилась так, что его ис­следовательская работа и высказанные им основополагающие идеи о сохранении памятников церковного искусства, о сущ­ности древнерусской иконописи реализовались в ряде теоре­тических работ в годы, трагические для Церкви в России и Троице-Сергиевой Лавры, в частности. В 1918 году принято Постановление о национализации Лавры. В конце марта 1919 года закрыта Московская духовная академия. 11 апреля 1919 года произведено вскрытие мощей преп. Сергия. 11 ноября 1919 года монастырь был закрыт, монахи выселены из Лавры. 20 апреля 1920 года подписан декрет «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой Лав­ры».

31 мая 1920 года опечатан Троицкий собор Лавры. За­молкли лаврские колокола. Закрытие храмов, скитов, изъятие церковной утвари, уничтожение икон, священных книг приве­ло к разгрому многовекового уклада церковной жизни*.

Глобальному разрушению памятников культуры проти­востояло создание в 1918 году Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры. В нее вошли истинные подвижники культуры, осознававшие исто­рическое значение предстоявшей работы, — Ю.А. Олсуфьев, С.П. Мансуров, М.В. Шик, А.Н. Свирин, П.Н. Каптерев и среди них — П.А. Флоренский. Усилиями этих ученых были определены меры по спасению художественных ценно­стей, составлен Проект музея, проделана гигантская работа по инвентаризации, описанию икон, утвари, предметов цер­ковного искусства. Обобщением научной работы Комиссии стал сборник «Троице-Сергиева Лавра» (подготовленный, но так и не вышедший из печати). Идейные устремления едино­мышленников отражены в статье Флоренского «Троице-Сергиева Лавра и Россия», где Лавра рассматривается как еди­ный целостный организм, воплотивший в себе религиозную идею как сущность России. Авторы сборника, в том числе и М.В. Шик (автор статьи «Колокольня и колокола»), осно­вываясь на мыслях, высказанных Флоренским, реализовали в разных аспектах изложенное им понимание Лавры как жи­вого Музея. Можно без преувеличения сказать, что труды Комиссии предопределили на многие годы сохранение памят­ников церковного искусства, утверждая их непреходящее ху­дожественное, а по своей сущности — религиозное значение. В своем докладе «Храмовое действо как синтез искусств» о. Павел указал на единство всех сторон церковного богослу­жения, тем самым убеждая в необходимости сохранить Лав­ру в неприкосновенности как живой организм. К художествен­ным средствам, образующим целостное единство, относятся такие виды церковного искусства, как архитектура, иконо­пись и фрески, шитьё церковной одежды (облачения и по­кровы), искусство огня, света и возжигания ладана, пластика обрядовых движений и хореография выходов священнослу­жителей, каждение храма и церковных процессий, сопровож­даемых звоном, искусство распевного чтения и древнерусских распевов, искусство колокольного звона во всем его много­образии. Но ни одно из этих искусств не существует изоли­рованно, все они взаимосвязаны, все подчинены литургичес­кому назначению. Структура богослужения и пронизываю­щая его идея определяют и ритм, и темп, и взаимосвязь ис­кусств, составляющих особенность каждой службы, входя­щей в цикл суточных, недельных и праздничных чинопоследований церковного года. Храмовое богослужение — всегда жи­вой, молитвенный подвиг. И если он лишен духа молитвы — он превращается в недопустимое в храме лицедейство.


Источник: диакон Сергий Трубачев. Избранное. Статьи и исследования. - М., Прогресс-Плеяда, 2005.


STSL.Ru


3 июня 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.