Старец Иосиф Ватопедский. Подвиг законный

Старец Иосиф Ватопедский. Подвиг законный

Иоанн Предтеча, будучи в темнице, послал двоих из своих учеников вопросить Иисуса: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого? И сказал им Иисус в ответ: пойдите, ска­жите Иоанну, что слышите и видите: слепые про­зревают и хромые ходят, прокаженные очищают­ся и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют (Мф. 11, 3-5). Хотя исторически эти чудеса действительно совершались, в более широком смысле они имеют и другое значение. Все эти болезни нашего естества символизируют страсти души, в которой действует закон развра­щения. Слепых в физическом отношении не так много среди людей. Но в духовном смысле не яв­ляемся ли мы все слепыми, когда не видим нашей цели и призвания? Тот, кто прилепляется надеж­дой к мирским благам,— слеп и может обрести зрение только тогда, когда обратит к Богу свою веру и упование. Подобно и в отношении других устремлений против естества: того, кто пленяется ими и только в них имеет надежду и попечение, можно назвать и глухим, и прокаженным, и скор­ченным, и бесноватым.

Господь наш Иисус Христос, Который взял на Себя наши немощи и понес болезни (Мф. 8, 17), есть истинный Врач нашего больного естества: всякий, кто верует в Него и следует за Ним, исце­ляется. Его непорочные страдания, которые Он вольно подъял ради нашего спасения, имеют тот же смысл, ибо Христос не сделал ничего, достой­ного бесчестных страданий: Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его (1 Пет. 2, 22). Господь ради исправления наших членов, кото­рые побуждались к нарушению заповедей и рабо­те греху, предает всесвятые Свои члены на страда­ние. Вот, Адам простер руку к запретному плоду, а Господь распростер Свои руки на Кресте. Его обнажили и смеялись над Ним, и так Он увраче­вал наготу прародителя, лишенного Божествен­ной благодати. Пронзили ребра Господа копьем, и так Он исцелил Еву, сотворенную из ребра Ада­мова. Ноги Его пригвоздили ко Кресту, чтобы ис­целились ноги Адама, идущие к погибели. Он пре­дал Себя на заплевание и заушение, чтобы омыть стыд «лжеобожения», которого возжелала Ева по наущению врага. Он принял трость от глумящих­ся воинов, чтобы подписать ею прощение всечело­веческой вины и разодрать рукописание наших прегрешений. Господь вкусил уксуса и желчи, что­бы извергнуть сладость греха. Каждый из Его свя­тых членов претерпел надлежащее наказание на­шей собственной вины.

Священное Писание образно указывает на не­которые полезные средства, подогревающие наше усердие. Да будут чресла ваши препоясаны и све­тильники горящи (Лк. 12, 35),— говорит Господь. Удобный пояс на талии, символизирующий готовность к невидимой брани, считается вместилищем воздержания, а также и смиренномудрия. Но по­чему именно воздержание должно предшество­вать нашему выходу на арену борьбы? Потому что противник начинает атаку, когда находит к этому некую причину. [1] Господь наш, как Военачальник, указывает на практический способ избавления от этих причин. Ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего (Ин. 14, 30). Неприятель, не находя в нас повода и «материала», посредством которых он вовлекает нас в грех по закону воздействия, не может нас победить.

Светильники горящи — это теплая молитва и любовь, которые, подобно щиту, отражают разжженные стрелы лукавого. Тем, которые поступа­ют по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию (Гал. 6, 16). Таковые подобны людям, ожи­дающим возвращения господина своего с брака, да­бы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими (Лк. 12, 36-37).

Главное в нашем подвиге — ослабить действие страстей на душу и затем победить их с помощью благодати Божией. Во-вторых, необходимо при­обрести в противность ветхим страстям доброде­тели, чтобы душа не осталась пустой и лишенной духовного одеяния. В-третьих, необходимо их тщательное хранение, чтобы мы не лишились на­шего сокровища. Так мы исполняем заповедь воз­делывать и хранить (ср.: Быт. 2,15). Через практи­ческое делание мы подчиняем страстное желание и укрощаем гнев, совлекаемся образа ветхого чело­века, а духовное ведение и созерцание помогает уму возвыситься к Богу и освободиться от плена чувственных вещей.

Многие отцы справедливо замечают, что ни в каком деле человек не находит успокоения, если не обратит ум от внешних вещей к памяти Божией, дабы он чувствовал, что есть только он и Бог. Это может показаться странным для тех, кто не вкусил этого делания. Но те, кто небольшим уси­лием сделали память Божию своим достоянием, наслаждаются без труда Божественными созер­цаниями и освобождаются от лукавых помыслов, согласно священному слову: Прильпе душа моя по Тебе, мене же прият десница твоя (Пс. 62, 9).

Как в общественной сфере необходима наход­чивость, усердие, планирование в делах, так и в ду­ховной сфере «любящий спасение Его проявляет изобретательность» [2]. Тот, кто верит в Бога, стра­шится Его суда, а тот, кто страшится суда и разлу­чения с Богом, старается соблюдать заповеди, хра­нение же заповедей поставляет человека на тесный и скорбный путь, и, значит, христианину прихо­дится терпеть скорби. Плод терпения скорбей есть надежда благодати, которая не постыжает. Эта на­дежда отлучает ум от земных пристрастий и ожи­даний, и тогда, как награда, приходит Божествен­ная любовь.

Блаженный Старец учил нас так: «Сначала лу­кавые демоны нарушают мир помыслов постыд­ными представлениями у тех, кто не хранит па­мять Божию, затем возбуждают страсти желатель­ной стороны души. Чтобы свергнуть ум с небесных высот, к которым устремляется верующий, они по­ставляют перед ним как бы завесу из сладостраст­ных образов и возбуждают биологические ин­стинкты (как будто это неизбежная естественная потребность), и так дезориентируют человека и от­влекают от духовной деятельности. Многообразие действующего внутри нас зла берет свое начало от пленяющих душу страстей и накопленных грехов. Посему человеколюбивое Божественное домо­строительство врачует нас, прикладывая подходя­щие лекарства на наши язвы».

Приснопамятный Старец говорил нам, что су­ществует одно противоядие, дающее легкое ис­целение и избавление от прилогов,— это смире­ние. Единственное оружие и средство, благодаря которому мы становимся неуязвимыми от врага и непобедимыми, есть смиренный образ мыслей, к которому сатанинская гордость не может даже приблизиться. Иное дело смиреннословить, иное дело смиренномудрствовать, а иное дело — иметь истинное смирение. Смиреннословие [3] и смиренно­мудрие рождаются от многих трудов и злострадания ради заповедей и принадлежат внешней сто­роне так называемой «практики». А истинное сми­рение — это Божественный и высокий дар, дается же он Божественной благодатью тем, кто уже ми­новал ступень практического делания и возвысил­ся благодатью Христовой к созерцанию.


Источник: Иосиф Ватопедский, старец. Афонское свидетельство / Пер. с новогреч. Н. Порхун. – М.: Изд-во Московского Подворья Свято-Троицкой-Сергиевой лавры, 2009. – С. 119-123.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Причинами (предлогами) для нападения врага явля­ются страсти и греховные привычки нашей души.— Перев.

[2] Автор не указан.— Перев.

[3] Надо думать, что под смиреннословием здесь подразу­мевается некое средство к стяжанию истинного смирения, такое как, например, «простите» и «благословите» в мона­стырях.— Перев.


STSL.Ru


11 Октября 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей
103 года Доходному дому
103 года Доходному дому
103 года назад Троице-Сергиева Лавра завершила строительные и отделочные работы в четырехэтажном каменном здании на углу Красногорской площади и Александровской...
Возвращение Лавре монастырских зданий
Возвращение Лавре монастырских зданий
2 сентября 1956 года Постановлением Совета Министров РСФСР №577 Свято-Троицкой Сергиевой Лавре возвращено 28 зданий ( с учетом переданных в 1946 -1948 годах)...
Освящение надвратной Церкви после пожара
Освящение надвратной Церкви после пожара
14 июня (н.ст.) 1763 года в присутствии Екатерины II...
Визит Петра I
Визит Петра I
10 июня (н.ст.) 1688 года шестнадцатилетний Петр I посетил Троице-Сергиев монастырь. Юного царя сопровождала свита из тридцати думных людей...