Современные гадаринцы. Проповедь архимандрита Тихона (Агрикова)

Современные гадаринцы. Проповедь архимандрита Тихона (Агрикова)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные братия и сестры! Сегодняшнее евангельское чтение повествует о том, как однажды Господь наш Иисус Христос приплыл на корабле в Гадаринскую землю. И как только Он вышел на берег, к Нему подбежал человек, одержимый злым духом. Бес, вселившийся в него, был настолько лют, настолько зол, что бесноватого не могли удержать узы и железные цепи. Он уже много лет не жил в домах, не общался с людьми, а пребывал в пустынных местах, в гробницах. А тут бес не выдержал, сам вышел навстречу Господу и пал пред Ним, говоря: «Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня» (Лк. 8, 28). Этот лютый бес не мог стерпеть приближения кроткого, смиренного Спасителя, он чувствовал Его божественную власть и силу. Господь спросил нечистого духа: как тебе имя? Он сказал: легион, — потому что много бесов вошло в этого человека (Лк. 8, 30). И Господь повелел нечистым духам выйти из него и более не мучить его. Бесы повиновались и лишь просили не посылать их в бездну, а разрешить войти в стадо свиней, которые паслись невдалеке. Господь позволил, и тотчас все огромное стадо устремилось в воду и погибло.

Нет ничего удивительного в том, что бес, темный дух смущения и соблазна, не стерпел приближения чистого, Святейшего Господа нашего Иисуса. Эти падшие духи отторгли себя от Бога гордостью, а по зависти к людям желают и нам погибели и чем только могут мешают нам: искушают, сеют соблазны, раздоры, они влагают сомнения и всякие греховные помыслы, толкают на грех и не дают воспрянуть от падения. Они стараются возбудить страсти, живущие в сердце, стараются в полной мере овладеть своей жертвой. Они только и ищут, где навредить, кого соблазнить, кого погубить, и эта «невидимая брань» бывает мучительна. Для души приражение этих разбойников бывает отвратительно, потому что душа наша ищет света, добра, мира и чувствует приближение врага. Иногда Господь попускает и прямое вселение бесов в человека. Какую муку испытывает тогда душа, какое томление! Это несчастные люди, за них молиться надо и жалеть их, а не презирать, не сторониться. И для всей этой силы совершенно невыносимо приближение Божественной благодати: она ее гонит, опаляет. Разве не видите, как бесноватые боятся святых мощей Преподобного Сергия?


Роспись северной стены Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры

Господь наш Иисус Христос обладал полнотой божественной власти и благодатной силы, а где благодать Божия, там мир, тишина, радость о Боге, там смирение и всякое добро. И действия благодати направлены только во благо: она исцеляет, утешает, спасает, умиряет всё и вся. Господь, объясняя цель Своего пришествия на землю, говорит: «Аз приидох, да живот имут и лишше имут», а враг не приходит, разве да украдет и убиет и погубит...» (Ин. 10, 10).

Сила злых духов велика, потому что велика их ненависть к нам. Но все их козни исчезают, как дым от ветра, как воск от огня, от силы благодати Божией. Для больной души нет иного врачевания, чем святые Таинства Церкви и святое благодатное смирение. И для искоренения страстей, которые порой очень глубоко таятся в сердце и пустили длинные корни, также потребна слезная молитва, глубокое смирение и помощь благодати Божией, которую мы получаем особенно в святых Таинствах Покаяния и Причащения.

Как исцелил Господь когда-то этого человека одним словом, так что прежнего бесноватого пришедшие нашли сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме (Лк. 8, 35), так точно Он и ныне целит греховные раны и тяжелые долголетние болезни человеческих душ. Надо бесконечно благодарить Господа, что Он нас хранит и защищает, неустанно заботится о каждом. Какую благодарность надо питать к нашему Спасителю, когда Он избавляет нас от страшной духовной смерти и возвращает к жизни, вновь прощает и помогает!

Исцеленный бесноватый просил Господа позволить ему быть с Ним (Лк. 8, 38), своим Благодетелем, готов был идти за Ним всюду. Но Господь послал его свидетельствовать о своем дивном исцелении и проповедовать милость Божию к человеку. И только он один оказался благодарным, только он один... А остальные что сказали? Святой евангелист говорит, что люди, будучи объяты страхом, просили Господа, чтобы отошел от пределов их (Мк. 5, 17). И Господь отошел. Он не хотел оставаться там, где Его не желали слушать, не хотели и видеть.

Возлюбленные братия и сестры, не скажет ли каждый из нас про этих людей: «Безумные! Прогнали Господа. Я не поступил бы так, будь я на их месте, не оказался бы таким неразумным, неблагодарным». Но, дорогие мои, евангельский рассказ, который мы слышали сегодня, относится не только к тому времени, когда Господь наш Иисус Христос ходил по земле. Он относится и к нам с вами. Ведь Господь не ушел от нас, Он и ныне стоит посреди нас. «Се, стою... и стучу, – говорит Он, – и если кто откроет Мне, то войду... и буду вечерять с ним...» (Откр. 3, 20) Доныне добрый Пастырь, любящий, самоотверженный, стоит и кротко зовет каждого, кто захочет услышать: «Приидите ко Мне... Я успокою вас всех» (Мф. 11, 28). Доныне Он ищет заблудших, хранит и питает послушных Своих овец, доныне душу Свою полагает за нас, таких беззаботных, слабых, ленивых. Стоит, ждет, слушает, кто откликнется на Его зов, кто откроет Ему двери сердца, кто доверится Его попечению, Его защите. Добрый Пастырь печалится о рассеянных овцах, которых не так уж и много... Зато теперь особенно много стало гадаринцев, которые Его прогоняют, которые не хотят знать Его путей, будто вовсе не нуждаются в Его милости и дорожат свиньями больше, чем той жизнью, к которой призывает их Господь. «Уйди от нас», – не говорим ли мы часто сами так, если не на словах, то самой жизнью нашей. Даже – о ужас! – после причащения Святых Тайн Христовых, когда Господь теснее соединяется с нами, снисходит к нашей человеческой немощи, подавая нам Свою пречистую плоть и кровь в Таинстве Святого Причащения. Истинные причастники всегда чувствуют это общение, это соединение с Господом. И Господь никого не лишает этой величайшей милости, напротив, всех призывает, призывает для нашей же пользы, и даже предупреждает: «... аще не снесте плоти Сына Человеческаго, не пиете крове Его, живота не имате в себе» (Ин. 6, 53).

Призывает нас Господь единственно по Своей бесконечной к нам любви. Чем мы ее заслужили? Он возлюбил нас прежде век, возлюбил грешников, и любовь Его так горяча, что Писание говорит: «До ревности любит дух, живущий в нас»  (Иак. 4, 5). Господь никого не привлекает к Себе насильно, но тот, кто пришел к Нему по собственному выбору, тот призывается ответить со всей возможной для него силой любви, возлюбить Господа всем сердцем, всем помышлением, всей крепостью своей, всем существом своим... (См.: Мк. 12, 30) А если в сердце у тебя – иные пристрастия, иные интересы, иная любовь, то Господь тихо, печально отходит...

О дорогие мои, как надо блюсти свое сердце, чтобы оно всегда было храмом Божиим. Вот Псалмопевец говорит: «Готово сердце мое, Боже...» (Пс. 107, 2) – а мы, бывает, что и не можем приготовить себя, живем так рассеянно, что даже не сознаем, насколько мы скудны благодатью, насколько убоги в духовном отношении, мы даже не чувствуем грехов своих. Ведь, сказать прямо, духовно мы живем очень скверно, грехов у нас – что песок морской, а каяться не умеем, застыли, оледенели, очерствели сердцем, благодати не чувствуем и порой впадаем даже в состояние сомнения, маловерия, неверия, уныния. Готовы роптать на Бога, гнать Его от себя, как и неблагодарные гадаринцы. А вот святые наши богоносные отцы жили внимательно, всегда имели в душе страх Божий, благодатную настроенность. Они бережно хранили в душе сокровище благодати Божией и чувствовали ее умаление, знали, что за греховный взгляд, за праздное слово, за малейшее страстное движение сердца уйдет от него небесный Гость, уйдет с Ним из души радость, и мир, и сладость любви Божией, и сила...

Как же они блюли благодать, каково было их воздержание во всем, какого они достигали духовного трезвения, смиренномудрия! Почему же для нас с вами, родные мои, это все кажется таким далеким, таким недоступным? Ведь и нам бы хотелось быть хорошими, исправными, смиренными, благодатными. Почему же нам это не удается? Потому, возлюбленные братия и сестры, что мы живем и для Бога, и для диавола. «Не можете Богу работати и мамоне», – предупредил Господь (Мф. 6, 24). А мы, такие маловерные, малодушные, лукавые, мы любим грехи, и спастись-то хочется, и грехи притягивают, кажутся привлекательными. Нам приятно посудить, посмеяться, поболтать. Мы любим поесть, и поспать, и повеселиться, как гадаринцы времен Христа. И мы, сами того не замечая, окрадываем себя, остаемся без благодати, легко можем попасть под влияние злой, нечистой силы... Избави Бог, помоги Господь каждому жить внимательно, хранить себя от всякого действа вражия. Какое же неразумие с нашей стороны, какая черная неблагодарность! По сравнению с тем даром, с тем, что дает нам Господь в причащении, все наши подвиги, все наши жертвы – ничто. Он кровь Свою бесценную, пречистую проливает, страдает ради нас и вдвойне страдает, когда мы попираем эту драгоценную жертву Сына Божия.


Таинство святого Причащения. Трапезный храм Троице-Сергиевой Лавры

Ответим же Ему, возлюбленные, бесконечной признательностью, глубокой, искренней любовью, полным доверием. Господь идет к нам всегда с милостию и утешением, Он приносит мир, радость, спасение, а враг, диавол, ищет, как бы обмануть и погубить нас. Он порой незаметно и хитро опутывает нас ложью, льстивым обольщением, прячет свои истинные цели под благовидными предлогами и предложениями. Он порой прельщает нас незначительностью греха, его сладостью, приятностью, его общепринятостью... Это все обман, все ложь! Только послушаешься его, как он начнет затягивать все больше и больше, закрутит, запутает совсем, замучает, ввергнет в вечную погибель.

Господь требует от нас веры, порой ждет от нас подвига, жертвы – всего, на что мы так мало способны.

Но мы ведь знаем с вами, дорогие мои, что нет иного пути, кроме узкого, крестного пути, которым прошел наш Спаситель. Это путь скорбей, уничижения, может быть, изгнания, смерти мученической. Он все это изведал Сам. Так не будем подражать гадаринцам, но пойдем за Ним, Господом нашим, и вместе с апостолом Павлом выйдем к Нему за стан, нося Его поругание (Евр. 13, 13), а с Ним все нам будет по силам, с Ним не страшны потери, лишения, враги. Он исцелит нас, возьмет нежно за руку и поведет за Собой через все испытания, приведет туда же, куда вознесся Сам после Своего земного подвига, – на небо, к вечной жизни в Его вечном Царстве блаженства.

Аминь. 


Источник: Архимандрит Тихон (Агриков). Жизнеописание, проповеди, письма. – СТСЛ, 2008. С. 234-240.


27 марта 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.