Советы и размышления архимандрита Софрония (Сахарова) о духовной жизни. Главы 32–34

Советы и размышления архимандрита Софрония (Сахарова) о духовной жизни. Главы 32–34

Глава 32

О воспитании детей

Конечно, Вам, как матери, тяжело всякое сопротивление ребенка, особенно лучшему из того, что мы имеем. Но мне кажется, что отцам и матерям, по плоти ли или по духу, всегда надо иметь в виду, что есть человек с самого начала своего появления в мир и как Сам Творец обращается с ним, человеком, чтобы они, эти отцы и матери, могли стать Ему, Богу-Творцу, сотрудниками в творении человека, чтобы включиться в план Его, Бога, действия и воли.

Настоящая «философия творчества» может быть найдена только в Евангелии. Христос говорит: «Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не видит Отца творящего: ибо что творит Он (Отец), то и Сын творит также» (Ин. 5, 19).

Итак, если сын человеческий не может творить от себя ничего, нам предстоит единственный путь: включиться в акт творения Богом мира.

И если мы видим, знаем по опыту нашему, что Бог не насилует воли человека, но только влечет его Своей любовью, то и мы не должны насиловать никого, даже детей наших.

Душа человека одарена свободой как богоподобным свойством. Ее самоопределение начинается с самого раннего детства, прежде чем научится человек отличать правую руку от левой, и надо быть чрезвычайно осторожным в своих действиях, чтобы не вызвать в душе ребенка «отталкивания», как борьбу за свою свободу. Надо очень внимательно следить за теми реакциями, которые происходят в душе человека при встрече с духовными явлениями. Непрошеный совет, но примите его от меня, так сказать, по-братски. Как бы ни было Вам тяжело, как бы красноречиво ни говорили Вам помыслы, что надо детей «заставлять», в плане духа – не следуйте этим помыслам. Вести себя прилично – людей надо заставлять, но Бога любить – «заставить» нельзя.

Действуя так, как действовал Христос, Сын Человеческий, мы постепенно станем уподобляться Ему в образе бытия нашего. И хотя бы в течение всей нашей жизни мы не увидели благих результатов от такого образа действия, как не увидел на земле и Сам Христос, все равно, непоколебимо верьте, что победа наша будет в плане вечном, что там мы настигнем всех, как Христос настиг нас, и всех, и вся.

Простите меня, безумного.

В этом мире вечное проявление любви Божией будет испытано ответною ненавистью. Чем большая любовь, тем большая ненависть. Праведник жив вовеки. И наш рассказ о Старце Силуане в одних душах вызывает любовь, в других ненависть и противление.

Слово Старца – сладко и любезно, но проводимое в жизнь – трудно, «жестоко». Нужно отречься от себя, возненавидеть себя, чтобы все претерпеть, чтобы отдать себя до конца. Любовь перемещает жизнь в любимого.

Это дано в опыте матери и жены. Это дано в любви отца духовного. Но в этом опыте не должно перешагнуть известного порога, наблюдаемого нередко в жизни, когда любовь эта возвращается снова к себе, и тогда детей считают своею собственностью, хотят ими обладать, лишают их свободы.

Невозможно удержать детей от соприкосновения со злом. Нужно их непрестанно порождать молитвою к новой жизни в Боге. Нужно их постоянно оберегать молитвою, для которой нет границ временных и местных. Нужно вообще все вымолить, все выстрадать, докуда не придет мир извещения в душу.

Глава 33

О творчестве

Я отчасти понимаю «тревогу и смятение Вашей души». Вообще Ваш «образ» весь в моем сознании выражен в этой «тревоге и смятении» всегда напряженно-торопливого искания Истины. Вы точно одержимы страхом – не успеть за короткие мгновения земной жизни сложить из колоссальной груды набранных Вами камней и прочих материалов некий грандиозный дворец или храм; и когда Вы лихорадочно складываете все это, то параллельно другою рукой Вы набираете все новые и новые материалы, и снова нужно что-то переменить в этой постройке, и конец ее далеко не виден, а силы тела изменяют уже. И так создается непрестающая «тревога и смятение» души, которая жаждет узреть законченным свой храм, прежде чем придет непостижимый и необъяснимый день разрешения нашего тела.

Конечно, в форме тревоги, по существу, выявляется неуверенность души, что ей принадлежит вечность, что всякое творчество в этом мире есть не больше, чем некое вступление в ту беспредельность, которую так щедро раскрывает перед нами Творец Безначальный.

Помню, в молодые годы, еще в Москве, я был в таком напряжении день и ночь, что с трудом шел спать, со «скрипом» души «терял» время на все, что не приносило мне нового познания, а было лишь повседневной необходимостью; и не знала моя душа покоя, и боялась его, как смерти, прежде чем придет искомая вечность. Но пожалел меня мой Господь, Сын Человеческий, и указал мне, маленькому сыну человеческому, иной путь к познанию и отнял от меня «тревогу и смятение», заменив ее неисцельной язвой любви к Нему и беспредельной благодарностью Ему.

Насколько мне доступно суждение о том, что происходит внутри Вашего существа, я думаю, что Вы полны любви Христа, которая есть лучший и даже единственный путь к «экзистенциальному» (самою жизнью, бытийно) познанию о Боге и о мире, с другой – все еще какою-то частью своей ноги стоите в области «научного» познания. И в этом – причина некоего трагического разрыва Вашего внутри.

Простите. Это слишком дерзко с моей стороны: позволить себе какое бы то ни было суждение о Вас даже в самом себе, не говорю уже о высказывании его Вам лично, человеку, старшему меня и несравненно большему по своим дарованиям... У меня несколько подобное отношение было и к Шестову [1], который, преодолев узкие пределы человеческой «философии», а затем переступив и за тесноты «закона» Моисеева и узрев уже частично Свет Христов, в «акте» своей жизни не только не принял христианства, но даже не смог дать «развод» и своей первой любовнице – «философии по стихиям мира сего».

В бытии человеческом есть много различных форм «трагедий». Случай Шестова – одна из форм. Ваш случай – другая форма, более глубокая. Трагичны судьбы Толстого, Достоевского, Киргегарда [2] и других. И в каждом отдельном, личном бытии человеческом возможно усмотреть «малый личный апокалипсис». В каждой исторической эпохе также наличествует апокалиптический аспект. И наконец – грядет великий всемирный Апокалипсис, Страшный суд (суд – кризис) как неустранимый «финал» земной истории. И при мысли об этом «кризисе» мы из глубины души кричим: «Сыне Божий, помилуй нас».

Стыдно мне пред Вами, но еще и еще раз прошу меня простить за мои наивные рассуждения.

Глава 34

О внимании к людям

Слово Христа: «Жатвы много, а делателей мало» – вечно остается актуальным. Но мне не даны нужные для «делания» силы, и в этом часто для меня глубокая скорбь. Не то, чтобы я дерзал помыслить о даре чудотворения, что было бы полным безумием, но когда встречаешься с неизбывными страданиями бедных, раздавленных людей, униженных и оскорбленных, сокрушенных отчаянием или болезнями, и подобное, то печальна бывает душа от сознания своего бессилия. И тогда иногда думаю, чтобы Бог даровал священникам эту силу, чтобы они могли угасить хотя малую долю огня страданий в мире.

Впрочем, даже от проявления некоего малого внимания к человеку – люди уже радуются, что их встречают как людей, а не пихают нагло и бесчувственно в яму; даже эта мелочь нередко восстанавливает людей от падения в полное отчаяние, и тогда они платят несравненно большей благодарностью и любовью.


Источник: Софроний (Сахаров), архим. Главы о духовной жизни. – СТСЛ, 2018. С. 69-73.


Примечания

[1] Лев Исаакович Шестов (при рождении Иегуда Лейб Шварцман, 1866-1938) – русский философ-экзистенциалист и эссеист. В своей философии, насыщенной парадоксами и афоризмами, восставал против диктата разума (в виде общезначимых истин) и гнета общеобязательных нравственных норм над суверенной личностью. Традиционной философии противопоставил «философию трагедии» (в центре которой – абсурдность человеческого существования), а философскому умозрению – откровение, которое даруется всемогущим Богом. Шестов предвосхитил основные идеи экзистенционализма. Основные сочинения: «Апофеоз беспочвенности» (1905), «Умозрение и откровение» (изд. в 1964 г.).

[2] Сёрен Обю Кьеркегор (Киркегаард) (дат. Søren Aabye Kierkegaard [ˈsɶːɐn ˈkiɐ̯ɡəɡɒːˀ], 1813-1855) датский религиозный философ, психолог и писатель. Основоположник экзистенциализма.

15 Мая 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...
Пасхальная иллюминация на колокольне
Пасхальная иллюминация на колокольне
19 апреля 1913 г., на Пасху последнего предвоенного года (перед Первой мировой войной), жители Сергиевского посада и многочисленные паломники стали свидетелями иллюминации, устроенной на колокольне Троице-Сергиевой Лавры...