Сокровище нетленное

Сокровище нетленное

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! 

Возлюбленные братия и сестры! На земле есть много разных сокровищ. Некоторые люди всю жизнь стремятся что-то приобрести, чем-то завладеть. Но приходит конец этой жизни, уходит человек в иной мир, а все нажитое остается на земле. Ничего нельзя взять с собой, ничто не поможет в час смерти. Земное богатство, стяжание только обременит душу в тот страшный час. Но есть такое сокровище, которое не отнимется смертью, которое и в вечности не потеря­ет свою ценность и очень даже там пригодится. Это — чистота сердца.

С чем сравнить чистое сердце? Оно подобно доб­рой плодородной земле. На доброй земле растут пре­красные плоды, красивые цветы. Кто не любовался красотою поля, покрытого самыми разными цвета­ми? Кто не дивился разнообразию плодов в большом саду? Так, чистое сердце бывает вместилищем див­ных добродетелей, а семена злых грехов не принима­ются на его почве, не дают ростков.

С чем еще сравнить чистое сердце? Оно подобно пламени, устремляющемуся вверх, к небу. В нем попаляются все вредители, оно греет и очищает воздух, освещает все кругом. Так в чистом сердце пожигаются страсти и пороки, рядом с ним всем хорошо, окру­жающим оно источает свет, возле него тепло и легко.

С чем еще сравнить чистое сердце? Оно подобно роднику, в котором отражается солнце и видна вся красота Божиего мира. Так и чистое сердце бывает отражением неизреченной славы и совершенства Творца, вместилищем всего святого и доброго. Чис­тое сердце — это ангельская жизнь на земле.

Кто не пожелает стяжать чистоту сердца? Кто не поревнует о приобретении этого драгоценного со­кровища, этого нетленного богатства, этого бесцен­ного достояния? Потщимся, возлюбленные братия и сестры, приобрести чистоту сердца, столь желанную для жизни, столь необходимую для спасения.

Но заглянем в себя... У нас сердце нечистое: в нем не только много всяких забот, но, может быть, даже и следы тяжких падений. И чистая одежда невинности, непорочности запятнана, вся в грязи... И виноваты только мы сами. Не оправдаемся мы ни обстоятельст­вами, ни множеством искушений. Все грехи, все не­правды и беззакония — от нечистоты страстного сердца. «От сердца... исходят помышления злая, — сказал Господь, — сия суть сквернящая человека...»[1] И человек, чье сердце омрачено страстями, всегда не­мирен, мрачен, холоден. А человек, в чистом сердце которого живет Господь, покоен, светел, приветлив. Он даже не видит чужих грехов, не замечает их, пото­му что сердце его чисто от всякого зла, полно смире­ния и любви.

Возлюбленные братия и сестры! Но как же достичь чистоты сердца? Как очистить себя от всякой грехов­ной скверны? Надо сказать, дорогие мои, что чистоту сердца, как всякое сокровище, приобрести совсем не­легко и непросто. Чистота — очищение души — дело всей жизни, многих слез, долгий подвиг и труд. И нам самим никогда бы ее не стяжать, никогда бы не приобрести, если бы не помогал нам Своей все­сильной благодатью милостивый Господь. Только благодатью попаляются грехи, низводится в душу не­бесный мир и ясность, вместе с чистотой благодать украшает душу человека всякой добродетелью.

Святые отцы-подвижники всю свою жизнь полага­ли на подвиг очищения души от всякого греха. Они жизнь свою проводили в строгом воздержании, на­блюдали, чтобы никакое пристрастие не поселилось в душе, они искали уединения и безмолвия, не развлекаемого внешними впечатлениями... Нам это не­доступно, возлюбленные братия и сестры. Нам тяже­ло спасаться среди искушений и соблазнов, но Гос­подь не оставит нас, если только мы будем стараться выбраться из болота нашей повседневной суеты и ок­ружающего нечестия, если будем усердно звать Его на помощь. Он не замедлит, Он Сам придет и очистит нас от всякой скверны плоти и духа.

Возлюбленные братия и сестры, сейчас время по­ста, сейчас особенно кстати говорить об очищении и возвышении души. Потрудимся в воздержании, в обуздании своих страстей, в смирении, приложим старания к исправлению жизни, и в этом крайне не­обходимо смирение, святое смирение. Оно, как сте­на, оградит от соблазнов. К смиренному сердцу не смеет подойти враг со своими искушениями, смире­ние охраняет душу от падений.

Есть и еще одно сильное средство — это благодат­ные слезы покаяния. «Слезныя ми подаждь, Христе, капли, скверну сердца моего очищающия...» — гово­рится в церковной молитве [2].

Дивное дело — невидимая душа очищается види­мыми слезами, омывается ими. И кто, по милости Божией, хоть разок плакал от всего сердца о своей без­законной жизни, о своей погибающей душе, тот зна­ет, какое облегчение, какую отраду дают эти слезы, какое незримое утешение приносят они душе. Если нет слез, если душа высохла, зачерствела, просите у Господа. Просите, чтобы вам увидеть свои грехи и оплакать их. Он непременно услышит и исполнит это прошение. Он хочет, чтобы мы были чисты от греха, потому что Он всех нас хочет спасти и собрать к Себе, а в Его Царстве святости нет места не­чистоте и пороку.

Если мы хотим спастись и увидеть нашего Господа, Которого мы так любим, потщимся очистить себя. «...Чистые сердцем... Бога узрят»,— сказал Гос­подь [3] . Какое обетование, какая награда! Это особен­но относится к нам, дорогие мои. Ведь и мы вслед за таинственной звездой идем, спешим к Вифлеему, и уже недалек тот час, когда звезда остановится над убогим вертепом, в котором рождается Богомладенец Христос. Но найдем ли мы туда путь? Увидим ли, узнаем ли Спасителя, пришедшего на нашу грешную землю?

Возлюбленные братия и сестры, я призываю вас к очищению, потому что ведь и мы хотим дожить до праздника, но сердце, омраченное страстями и гре­хом, не увидит Господа Христа, лежащего в убогих яслях. Ведь мы стремимся туда, мы жаждем увидеть своего Спасителя и услышать ангельское славосло­вие: «Слава в вышних Богу, и на земли мир...»[4] Что­бы нам с Ангелами славить Бога, чтобы в душе был мир, чтобы нам легко было с людьми, чтобы нам увидеть Господа и не отходить более от Него, очи­стим себя. И тогда Господь родится и для нас и уже не уйдет из нашего сердца, очищенного трудом воз­держания и слезами. Он всегда будет с нами, и нам с Ним все будет легко и под силу, не страшно будет и умирать, потому что чистое сердце не испытает му­ки смерти. Оно увидит Бога и с любовью поклонит­ся Ему.

Недавно в Москве преставилась юная девица. У нее был рак. Врачи считали, что она умрет через три-четыре месяца. Она прожила полтора года. Час­то причащалась Святых Христовых Тайн. Юная голу­бица — невеста Христова, она с младенчества люби­ла Господа и хранила чистоту сердца. Тяжелы были ее страдания, но она не роптала на Господа, она как можно скорее хотела к Нему. Как сейчас вижу ее кроткую, покорную улыбку, готовую все перенести ради Господа и вечной жизни. А как она умирала? До последнего мгновения говорила со своими подруж­ками, которые ее не оставляли, потому что любили ее. И вот последний любящий взгляд, последние ти­хие слова, последний тихий вздох и... Она улетела к небесному Жениху. Как дивное благоухание розы, как ясный сизокрылый голубь, она унеслась ввысь... На бледном девичьем лице — печать дивной, цело­мудренной красоты, тихой улыбки и удивление со­кровенной тайне. О чистота— сокровище нетлен­ное! Что может сравниться с тобой? Имя этой девицы Пелагея. Помяните ее, дорогие мои, в своих святых молитвах.

Так будем достигать этого сокровища нетленного. Оно доступно всем. Да поможет нам в этом великом деле Господь и Его Пречистая Матерь. Аминь.


Источник: Архимандрит Тихон( Агриков).Жизнеописание, проповеди, письма. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2008. С. 307- 312.


ПРИМЕЧАНИЕ

[1] Мф. 15, 19-20

[2] Канон ко Святому Причащению. Песнь 3.

[3] Мф. 5, 8

[4] Лк. 2, 14.


STSL.Ru



12 февраля 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.