Слово о Евангелии от Марка. Митрополит Питирим (Нечаев)

Слово о Евангелии от Марка. Митрополит Питирим (Нечаев)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Евангелие от Марка является кратчайшим из четырех Евангелий. Оно преимущественно содержит повествование о высоте Богочеловеческой личности и той исключительной Божественной силе Господа Иисуса Христа, которая проявлялась во всех Его речах и деяниях, привлекала к Нему одних и обостряла противостояние других.

Повествование это закончилось смертью на Кресте, бесславной для некоторых, а для учеников и последователей Христовых – славным Воскресением Спасителя, Вознесением Его на небо и обетованием того, что Он создаст Церковь, которую никто и никогда, даже врата ада, не одолеют до скончания мира (см.: Мф. 16:18). Вот таково в целом направление проповеди апостола Марка, который, как мы говорили в прошлый раз, записал основное содержание проповеди святого апостола Петра.

Коротко об апостоле Петре. Он происходил из зажиточной, но простой рыбацкой семьи. Был чистосердечен и прост сердцем, действовал решительно, но и поспешно, без особых раздумий, оттого порой впадал в невольные ошибки. Как человек непосредственный, быстро воспринимающий окружающие его события, он с необыкновенной яркостью передает то, что, может быть, выпало из поля зрения других учеников.

Возьмем такой пример. Все четыре евангелиста повествуют о чуде насыщения Господом пяти тысяч людей пятью хлебами и двумя рыбами в пустыне Галилейской (см.: Мф. 14:13-21; Мк. 6:31-44; Лк. 9:11-17; Ин. 6:1-14). Вот что говорит о Христе апостол Марк со слов апостола Петра. Господь сказал ученикам, чтобы они рассадили людей на зеленой траве для слушания проповеди и для отдыха. Ибо сидеть на камнях, песке или зеленой траве – существенная разница. Никто из евангелистов не передает с такой болью и остротой переживания апостола Петра, когда он отрекся в страшную ночь суда над Господом в саду первосвященника, как это делает евангелист Марк. Он сообщает, что Петр взглянул на Иисуса и вышел вон, плача горько.

У русского писателя А. П. Чехова, изумительного знатока человеческих душ, есть рассказ «Студент», где он передает устами студента-семинариста эти переживания. Конечно, это затронуло не только одного Чехова, не только созданного им героя, студента семинарии. Всех нас волнует глубокая жизненная правда Святого Евангелия, которая буквально каждой строкой пробуждает в людях самые возвышенные чувства и состояния.

Апостол Петр фиксировал все своим восприятием с той непосредственностью и яркостью, которую может передать человек искренно преданный, любящий, горячий и импульсивный. Неслучайно Евангелие от Марка всегда привлекало к себе новоначальных – тех, кто только вступал на путь христианской жизни, потому что в кратком повествовании этого Евангелия запечатлен облик Господа Иисуса Христа, Который был Божественно велик и глубоко человечен, близок всем, и прежде всего Своим ученикам.

Читая Евангелие от Марка, мы видим, что бо́льшая его часть, первые девять глав, посвящены проповеди и чудесным деяниям Господа Иисуса Христа в Галилее.

Десятая глава начинается с повествования о том, как Иисус идет в Иерусалим. Идет Он не обычным путем, которым шли паломники, не правобережной стороной Иордана, а левобережной. Почему? Да потому что когда Господь шел, за Ним следовало множество людей, которые не давали Ему покоя. Для того чтобы молиться, Он уходил ночью один, и там Его искали люди и спрашивали: «Почему Ты покинул пас и ушел?» Вспомним слова Евангелия, где сказано, что людей было так много, приходящих и уходящих, создававших постоянную толпу вокруг учеников, что им даже некогда было есть (см.: Мк. 6:31). Вспомним, как Христос, утомившись от пути и проповеди, в сильную бурю спал на корме ладьи, которую бросало ветром и волнами, но таково было Его человеческое утомление (см.: Мк. 4:37-38).

Итак, поэтому Господь берет Своих учеников и ведет их пустынной дорогой левобережной Палестины (где было меньше людей, где были нехоженые тропы), чтобы наедине побыть с ними пред Крестными страданиями, открыть им конец Своей земной жизни, приготовить их души к восприятию переживаний на Голгофе. Он открывает им это будущее, говоря: итак, мы входим в Иерусалим, и предан будет Сын Человеческий на пропятие первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день Воскреснет (см.: Мк. 10:33-34).

Правда, Вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим был торжественным, это описывается в 11-й главе. Мы все можем представить, как это было, ибо совершаем праздник Вербное воскресенье в Неделю ваий. И на одной из наших стенных росписей вот здесь, справа, изображен вход Спасителя в Иерусалим. Люди были в восторге, они кричали: «Осанна (то есть да будет свят, да будет возвышен)! Благословен Грядущий во имя Господне, благословен Царь Израилев!» И Его встречали как царя, и многие срывали свои одежды, бросали под ноги осленка, на котором ехал Господь Иисус Христос; дети взбирались на деревья, срывали пальмовые ветви и бросали их в толпу. Воодушевление ее было таково, что некоторые фарисеи из среды народа, враги Господа, сказали: «Прикажи им замолчать». На что Иисус Христос ответил: «Это невозможно сделать. Если умолкнут они, то камни возопиют» (см.: Лк. 19:40).

Такой апофеоз явился признанием людей, которые пользовались Его благотворной проповедью, видели Его чудеса, шли за Ним...

Итак, Господь вступил в Иерусалим. И что же Он сразу сделал? Он изгнал из храма торгующих и продающих, Он обличил ложных вождей иудейского народа за то, что они сами нарушают закон, учат этому и простых людей. Он показал, что бесплодная смоковница не может существовать. Только то дерево, которое приносит плоды, достойно жизни. Преподав эти знаки Своего могущества и труда, Господь удалился с учениками на близлежащую Елеонскую (Масличную) гору.

На вершине этой горы ныне стоит русский православный Спасо-Вознесенский женский монастырь – «Русская свеча», как ее называют местные жители; у подножия этой горы стоит русский православный храм во имя святой Марии Магдалины. Здесь, в Гефсиманском саду (в саду Елеонском), дал Господь последние наставления Своим ученикам и молился перед предательством Иуды и арестом.

Глава 14-я повествует о том, как был совершен последний суд над Господом Иисусом Христом, в 15-й главе повествуется о Его Распятии и погребении, а в 16-й – о том, как Господь через ангела, а затем и Сам явившись, возвестил о Своем славном Воскресении и дал ученикам заповедь идти и основать Церковь, распространить ее по всей земле. Так началась наша христианская история.

Во всем историческом течении в центре стоит личность Господа Иисуса Христа. И преимущественно в том изложении и изъяснении, которое сделал апостол Марк. Евангельское повествование апостола Марка лишь на одну десятую часть короче евангельских повествований апостолов Матфея и Луки. С исторической точки зрения, пожалуй, наиболее подробно повествует о евангельских событиях апостол Лука. Наиболее убедительно и доказательно для иудеев, отвергающих Божественное достоинство Иисуса Христа, повествует Матфей.

Кратко, выбирая самое существенное для того, чтобы укрепить веру в Господа Иисуса Христа, Его Божественное достоинство, повествует апостол Марк. И я прошу вас прочитать внимательно Евангелие от Марка; читать с молитвой. Акафист Иисусу Сладчайшему, этот молитвенный гимн, служит как бы комментарием, как бы раскрытием тех Божественных действий и свойств личности Господа Иисуса Христа, которые апостол Марк записал в своем евангельском повествовании.

Какой же полезный нравственный вывод мы сделаем для себя? Мы обращаемся к Господу Иисусу Христу и прославляем Его воплощение. Мы говорим, что через восприятие человеческого естества Господь приблизился к нам, открыл нам познание Отца Небесного, низвел на землю благодать Святого Духа, а далее перечисляем и славим Пречистую Приснодеву Матерь Божию, Пророка и Предтечу Иоанна, апостолов, мучеников, святителей, преподобных, то есть всю Церковь.

И вот, если вы задумаетесь, так в нашей жизни и происходит: приходя в храм или молясь дома, мы обращаемся, прежде всего, к наиболее любимым и близким нам святым угодникам Божиим, и прежде всего к Царице Небесной, называя Ее Заступницей усердной и многими другими именованиями, которые так близки нашему молящемуся духу. Реже мы обращаемся к Иоанну Предтече, забывая о том, что о нем сказал Господь: нет на земле большего, чем он, среди рожденных женщинами.

Мы редко обращаемся к святым апостолам, чаще всего, может быть, к апостолу Иоанну Богослову, потому что здесь его место обитания. Мы вспоминаем святых первоверховных апостолов Петра и Павла и прочих святых апостолов в дни их праздников. Но редко-редко обращаемся к ним с молитвой, чтобы помогли нам уразуметь истину христианской веры святые апостолы евангелисты Матфей, Марк, Лука. Не так редко обращаемся к мученикам и преподобным, чьи имена многие носят. Довольно часто обращаемся к святителям, особенно к чудотворцу Николаю, Спиридону Тримифунтскому и многим другим. В храме и дома мы просим всех святых угодников Божиих, предстоящих у Престола Господа Иисуса Христа, чтобы они помогли нам. Правильно ли это? И правильно, и неправильно. Потому что все они являются драгоценными членами Святой Православной Церкви, все они получили силу от Пастыреначальника и Основоположника Церкви Господа Иисуса Христа ходатайствовать за нас. Напомню слова апостола Павла к коринфянам. «Знаете ли вы, – пишет он, – что все мы – члены одного тела, глава которого Христос, а порознь – члены; когда страдает или благоденствует один член, с ним страждет или радуется все тело. И не может одна часть тела сказать другой: ты мне не нужна» (см.: 1 Кор. 12:13-27). «Итак, возрастайте все в меру возраста Христова» (см.: Еф. 4:13).

Напомню еще близкие нам слова уже из нашей частной богослужебной практики. В молитве преподобному Сергию Радонежскому есть такие слова, обращенные к святому, чтобы он испросил у Господа Иисуса Христа помощь и благословение всем нам, ибо, цитирую: «Ты предстоиши престолу Света Неприступнаго и в нем, якоже в зерцале, зриши вся наша скорби и нужды и прошения». Итак, братья и сестры, обращаясь с молитвой к угодникам Божиим, мы просим их усилить нашу молитву своим заступничеством пред Престолом Божиим. Но главная цель нашей молитвы, ее направление, если сказать языком мирским, есть Господь Иисус Христос.

И потому всякое дело, которое мы начинаем, и особенно молитву, мы начинаем по предписанию Церкви со слов «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», а затем говорим: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного (или грешную)». Мне вспоминается сожаление наших духовных старцев, которые говорили, как печально им бывает, когда в храме заказывают молебны только святым, забывая о том, что источник всех благодеяний – Господь Иисус Христос, «нас ради и нашего ради спасения сшедший с небес и воплотившийся от Духа Святого и Марии Девы, распятый за нас, и страдавший, и погребенный, и воскресший в третий день, и восшедший на небеса, и сидящий одесную Отца, и паки грядущий судити всему миру». Как и Сам Господь сказал апостолам: Я с вами... до скончания века (Мф. 28:20).

Итак, братья и сестры, положим себе за правило усерднее просить Господа укрепить наш дух, очистить нашу совесть, явить Свою Божественную волю в нашей жизни прежде всего через очищение нашей души, чтобы мы себя достойно готовили к встрече светлого праздника Пасхи, Христова Воскресения, ибо с нами праздник Пасхи празднуют и апостолы, и святители, и мученики, и преподобные на небесах, и множество людей на земле. Праздник Пасхи – это Светлое Христово Воскресение. Вспомним и о том, что именно Животворящего Тела и Пречистой Крови Господней мы причащаемся. Это великое таинство, это великое благодеяние, ибо Господь не единожды только в Вифлеемскую ночь родился, восприяв естество человеческое от Пречистой Девы Матери, но Он ежедневно совершает это же великое таинство Боговоплощепия, даруя Себя в снедь верным. Помните, как поется за Литургией в Великую субботу? «Приходит для того, чтобы дать Себя в снедь верным». Воспринимая Святое Причастие, Животворящее Тело и Кровь Господа Иисуса Христа, мы действительно всем своим существом соединяемся с Ним.

Вспомним и о том, что Господь, восприняв человеческое естество, в Вознесении Своем нас, грешных людей, немощных и слабых, подверженных многим и многим порокам, очищает через Церковь, возносит к Престолу Божию. Ведь живя в постоянном нашем житейском напряжении, постоянном борении со страстями и помыслами, в нуждах чисто человеческих, мы очень мало богословствуем, мы очень мало думаем о том, что действительно совершается в нашем незримом духовном существе. А об этом мы, христиане, прежде всего и должны думать. И благодарить Бога за то, что дал Он нам такую светлую силу духовного преображения; что дает Он нам постоянно силы для нашего духовного возрождения; что дал Свою Церковь нам как великое основание совместного подвига духовной жизни. Евангелие от Марка очищает нашу мысль, пробуждает в нас сознание величия искупительного подвига, совершенного Господом. Святая Церковь, Главой которой является Сам Христос, своими молитвами и примером многих людей пробуждает наш дух от спячки, от постоянного греховного развлечения, от забвения своей высшей цели, для которой создан человек.

Итак, братья и сестры, прочитаем внимательно Евангелие от Марка, будем усерднее молиться Господу Иисусу Христу. Будем чаще, по возможности постоянно, повторять в душе молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». У кого есть этот навык, тот знает, что ни дорога, ни многолюдство, ни работа не мешают этой внутренней молитве.

И тогда светлый праздник Пасхи будет для нас действительно встречей с Воскресшим Спасителем. Радость, которую никто не может отнять, как сказал Он. И тогда апостол Марк будет радоваться на небесах, что труд его, оставленный им почти две тысячи лет тому назад, не был напрасным, а дал добрые всходы в наших сердцах. Аминь.

28 февраля 1988 года

Источник: Питирим, митр. Волоколамский и Юрьевский. Свет памяти: Слова, беседы и статьи / Ред.-сост. В. А. Никитин; предисл. Е. М. Яковлевой. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. - С. 297-304.


8 мая 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.