Синаксари Постной и Цветной Триодей. Пятница Светлой седмицы

Синаксари Постной и Цветной Триодей. Пятница Светлой седмицы

В пятницу Светлой седмицы мы празднуем обновление храма Пресвятой Владычицы нашей и Богоматери, именуемого «Живоносный Источник», а также воспоминаем о чрезвычайных чудесах, совершенных в нем Богоматерью.

Стихи

Всякий, Дево, видит ясно манну, Силоам, притвор Соло­монов — в Твоем источнике.

Храм сей сначала был построен царем Львом Вели­ким, который называется также и Макеллом. Доб­рый и сострадательный человек, он, когда был еще в числе простых жителей страны, прежде неже­ли вступил на царский престол, однажды, находясь на этом месте и нашедши там слепого, который спо­тыкался, повел его за руку. И вот, когда они прибли­жались к тому месту, слепой, томимый нестерпимой жаждой, просил Льва освежить его водою. Он, вошедши в чащу леса, стал искать источник, а место это в то время было заросшее различными деревьями и густо покрыто цветущей зеленью. Но так как он не нашел там воды, то с печалью возвращался, как вдруг, при возвращении, слышит голос, сверху говорящий: «Лев, не унывай, ибо вода близко». Лев пошел опять назад и стал искать; и когда опять без успеха трудился, то снова слышит тот же голос: «Царь Лев, войди внутрь, в эту чащу, и, зачерпнув горстью этой воды с тиной, утоли [водой] жажду слепого, и когда помажешь ему [тиною] очи, тогда ты узнаешь, кто Я, живущая в этом месте с давнего времени». Он делает так, как указал ему голос, и слепой тут же прозрел. Когда же, по проречению Богоматери, Лев воцарился, тогда над ис­точником воздвигается щедрой рукой первый храм, там, где он виден и доселе.

Обильно изливались там чудеса, но когда, спустя несколько времени, Иустиниан, величайший само­держец римский, страдая от водяной болезни, полу­чил там исцеление, то, из усердия к Матери Слова, построил новый храм, который впоследствии, после разрушительного землетрясения, перестраивали Ва­силий Македонянин и сын его, Лев Мудрый. В цар­ствование их источник совершал очень многие чу- дотворения: так, он исцелял гнойные нарывы, запор мочи, сухотки и различные виды рака, также крово­течения царевен и других женщин, и разного рода лихорадки, и всякие другие неизлечимые болезни и язвы. Разрешал также неплодство: например, как дар сего источника царице Зое родился царь Константин Порфирогенит. Источник воскресил даже и мертво­го. Сей был из Фессалии, и, отправившись к нему, на пути умирает, но, умирая, при последнем издыхании, завещает корабельщикам принести его в храм источ­ника и похоронить там, вылив на него три котла во­ды из источника. Так они и делают, но лишь только стали поливать его водою, мертвый восстает.

Спустя много времени, когда этот великий храм был (при землетрясении) близок к падению, Богоро­дица, явившись, поддерживала его дотоле, пока вы­брался из него весь притекший народ. Испитая эта вода прогоняла разных демонов и избавляла темнич­ных узников. У царя Льва Мудрого исцеляет камен­ную болезнь, а у жены его Феофаны останавливает сильнейшую горячку, брата его, патриарха Стефана, избавляет от сухотки, а у Иоанна, патриарха Иеру­салимского, врачует повредившийся орган слуха. Ис­целяет злейшую горячку патриция Тарасия и матери его Маметриссы, а также и сына Стилианова от запо­ра мочи. Некоторую женщину, Схизину, избавляет от кровавого поноса. Царь Роман из Локапы водою вра­чует ослабление и запор чрева, то же и у жены своей. В Халдее одним воззванием Богоматерь исцеляет мо­наха Пеперина и его ученика, помогает монаху Мат­фею и Мелетию, которые по доносу вызваны были к царю. А о патрициях и о протопасфариях и бесчис­ленных других кто мог бы и рассказать? Получает здесь чрез курение ладана исцеление в бедре и Сте­фан. И какой язык мог бы поведать, что только дела­ла и доселе делает эта вода, обо всех тех чудесах — обильнейших дождевых капель, звезд и листьев, чуде­сах, которые и в наши времена мы видим сами? Так, она чудесно исцеляла необычайный позыв на пищу, рак, костоеды, смертельные бугорки и другое, карбун­кулы и проказу, глухоту; врачевала опухоли женские и очень часто душевные страсти, приливы к глазам, бельмы, кристаллики; у Иоанна варяга — водянку, у другого варяга исцелила злокачественные застарелые язвы, у иеромонаха Марка рассыпавшуюся на коже жгучую сыпь (либо оспу, либо корь), пятнадцатилет­нюю одышку, а притом же и каменную болезнь мо­наха Макария, и очень многое другое, чего исчислить невозможно словом. Все это делала Богоматерь и де­лает и никогда не перестает.

Заступлением Твоей Матери, Христе Боже, поми­луй нас. Аминь.


Источник: Никифор Каллист Ксанфопул. Синаксари постной и цветной Триоди. Перевод с греческого священника М. Покровского. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра


STSL.Ru


Теги: Синаксари
24 апреля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.