Сергиев Посад: страницы истории. События конца XVII века

На протяжении всего XVII в. благодаря соседству с Троице-Сергиевым монастырем жители окружавших его слобод и сел часто оказывались сопричастниками важных событий в истории Российского государства, немногим уступая в этом отношении жителям Первопрестольной.

В августе 1612 г. через село Клементьево, направляясь к Москве для освобождения ее от поляков и литовцев, прошло ополчение Минина и Пожарского. Проходящих ратников благо­словлял троицкий архимандрит Дионисий. В мае 1613 г. мест­ные жители стали очевидцами торжественного поезда Михаила Романова, шедшего в освобожденную Москву на царский пре­стол. Иерусалимский, Константинопольский, Александрийский патриархи, посещая Троице-Сергиев монастырь, неоднократно останавливались в гостинице села Клементьева, проводили бо­гослужения в сельской церкви [1].

Ежегодно весной, на праздник Святой Троицы, и осенью, на день поминовения Преподобного Сергия Радонежского, жители села Клементьева и слобод видели, как цари совершали палом­ничества в Троице-Сергиев монастырь. Село Клементьево слу­жило последней остановкой на пути царя со свитой к монасты­рю: здесь, в специально поставленном шатре, царь сменял до­рожное платье на парадное, отсюда, часто пешком, он отправ­лялся к монастырю под непрерывный колокольный звон в со­провождении монастырских властей и народа.

albom-starye-fotografii-svyato-troickoj-sergievoj-lavry-17.jpg 
Троице-Сергиев монастырь на рубеже XVII—XVIII вв. 
Фрагмент гравюры И. Ф. Зубова. Начало XVIII в. 
При Петре I монастырь по-прежнему со­хранял значение царской крепости. В 1701 г. на стенах и башнях Троицкой обители стояли: 22 пушки, 1 пушечка, 1 тюфяк, 21 пищаль. В Плотничной баш­не хранилось свыше 2500 ядер. 


tro_ser_mon_b_6.jpg 
Троице-Сергиев монастырь. Икона. 40-50-е годы XVII в.

Двумя внезапными приездами царской семьи в Троице-Сергиев монастырь ознаменовались 80-е годы XVII в. Осенью 1682 г., «избегая злоумышле­ния» со стороны московских стрельцов и начальни­ка их, князя Хованского, в Троицком монастыре укрылись юные братья Иван и Петр и сестра их ца­ревна Софья. За крепкими монастырскими стена­ми царская семья дождалась успокоения Москвы и усмирения стрельцов [2]. В ночь на 8 августа 1689 г. в сопровождении небольшой свиты прискакал в Троицкий монастырь царь Петр. Здесь он укрыл­ся от «злоумышления на его жизнь» царевны Со­фьи и все тех же московских стрельцов. Вскоре монастырь и его окрестности наполнились верны­ми Петру войсками, которые «сташа около Сергиева монастыря и вокруг верст на десять, и по Московской дороге поставиша крепкие карау­лы» [3]. 8 октября 1689 г., уже самодержавным го­сударем России, царь Петр покинул Троице-Сергиев монастырь.

img022.jpg 
Бунт московских стрель­цов в 1682 г.
Книжная миниатюра. XVIII в.
«Ворвавшиеся в церковь стрельцы находят Афанасия Нарышкина и чинят над ним расправу».

img022.1.jpg 
Возвращение в Москву царевичей Петра и Иоанна из Троице-Сергиева монастыря после подавления стрелецко­го бунта.
Книжная миниатюра. XVIII в.

Политические события конца XVII в., связан­ные с именем царя Петра, нашли свое отражение в преданиях, бытующих и до нашего времени.

img023.jpg 
Уточья башня. XVII в.
Рис. из Архитектурного альбо­ма Лавры. XVIII в.

Одно из таких преданий объясняет название уг­ловой северо-западной Уточьей башни — самой красивой башни Троицкой крепости, шпиль кото­рой увенчан белокаменной уткой. При Петре I башня называлась Житничной. Согласно преда­нию, Петр I, укрываясь в Троицком монастыре, любил стрелять с этой башни уток на Белом пруду. Отсюда якобы и произошло новое название и нео­бычное завершение башни [4]. Другое предание объ­ясняет название самого большого монастырского сада, расположенного перед южной стеной Троиц­кой крепости. Согласно преданию, сад называется Пафнутьевским в честь Пафнутия Сагалаева, сы­на одного из стрелецких голов, сверстника и лю­бимца царя Петра. Узнав о злодейском умысле на жизнь царя, гласит предание, Пафнутий из Моск­вы поспешил в Троицкую обитель к молодому ца­рю и нашел его в саду. Царь обнял и поцеловал юношу, сказав ему: «Пусть же на память верной твоей службы и заслуги, сей сад [место их свида­ния. — Авт. ] именуется отныне Пафнутьевым» [5].

img024.jpg 
Царские Чертоги. Конец XVII в.
Рис. из Архитектурного альбома Лавры. XVIII в.

Из записок Корнелия де Бруина: «Палаты Его Царского Величества, великолепныя и царския снаружи, находятся по правую сторону, и ход в них идет двумя различными лест­ницами; передовая сторона этих палат чрезвычайно обширна. Они имеют несколько ярусов, но внут­ренность их не соответствует на­ружной красоте».

События 80-х годов XVII в. нашли свое отраже­ние не только в преданиях, но и в двух прекрасных зданиях, которые украсили Троице-Сергиев мона­стырь в конце столетия: это Трапезная с церковью Преподобного Сергия Радонежского и царские Чертоги. Обоим зданиям отводилась важная роль в церемониале царских посещений Троице-Сергиева монастыря: Чертоги предназначались для прожи­вания царя, в Трапезной же он, по обычаю, уго­щал монастырскую братию.

Иностранец, посетивший монастырь зимой 1702 г., так описал названные здания: «Палаты Его Царского Величества, великолепныя и царския снаружи, находятся по правую сторону, и ход в них двумя различными лестницами; передовая сторона этих палат чрезвычайно обширна... Трапезная иноков, другое большое здание, стоит против палат и видом похожа на оныя. Все окна украшены маленькими колонками, и камни рас­писаны различными красками» [6]. Большое впечатление на этого иностранца, как в свое время на Павла Алеппского, произвела крепость Троице-Сергиева монастыря.

img025.jpg 
Троице-Сергиев монас­тырь.
Фрагмент гравюры И. Ф. Зубо­ва Начало XVIII в.

В 1708 г. для отражения возможно­го наступления шведского короля Карла XII на Москву крепость Троице-Сергиева монастыря была усиле­на «земляными фортециями», насы­панными перед крепостными сте­нами и башнями. Крепость и фортеции охраняли монастырские сол­даты. Со времен царя Петра так ста­ли называть троицких стрельцов и пушкарей.

img025...jpg 
Трапезная палата с цер­ковью Преподобного Сергия. 1686-1692 гг.
Рис. из Архитектурного альбо­ма Лавры. XVIII в.

Из записок Корнелия де Бруина (1702 г.): «Трапезная иноков, другое большое здание, стоит против [цар­ских] палат и видом похожа на оныя. Все окна украшены маленьки­ми колонками, и камни расписаны различными красками».

При Петре I монастырь по-прежнему сохранял значение царской крепости. Согласно описи монастыря 1701 г., выпол­ненной по приказу Петра I сразу же после Нарвского сражения, на стенах и башнях Троицкой крепости стояли: 22 пушки, 1 пу­шечка, 1 тюфяк, 21 большая пищаль. В Плотничной башне хра­нилось свыше 2500 ядер [7]. В 1708 г., в ожидании наступления шведского короля Карла XII на Москву, крепость Троице-Сергиева монастыря была усилена «земляными фортециями», насы­панными перед крепостными башнями [8]. Крепость и фортеции охраняли монастырские солдаты. Так со времен царя Петра ста­ли называть троицких стрельцов и пушкарей [9].


Источник: Сергиев Посад. Страницы истории. XIV - начало XX вв. Текст: К. Филимонов. Составители Н. Соловьёв, К. Филимонов. Предисловие: Т. Манушина. - М., ИД "Подкова", 1997. 


Примечания:


[1] Арсений, иеромонах. Село Клементьево... С. 46; См. также: Голубинский Е.Е. Указ. соч. С. 112-113.

[2] Голубинский Е.Е. Указ. соч. С. 114.

[3] Подробная летопись от начала России до Полтавской баталии. - СПб, 1799. Ч. 4. С. 138-139.

[4] Об особенностях архитектурно­го облика Уточьей башни см.: Балдин В.И. Загорск. Архитектурно-художественные па­мятники. - М., 1984. С. 202-206.

[5] Цит. по кн.: Историческое описа­ние Свято-Троицкия Сергиевы Лавры с приложениями архи­мандрита Леонида. - М, 1890. С 36-37. 

Существует как минимум одно предание, связанное с именем Петра I, — это "Чудо с колоко­лами Троице-Сергиева монас­тыря". Предание относится ко времени, когда парь Петр после поражения под Нарвой прика­зал снять церковные колокола для отливки новых пушек, но пощадил Троицкий колокол, отлитый при Никоне. См.: Бело­брова О.А. Чудо 1701 г. с ко­локолами Троице-Сергиева мо­настыря // АН СССР, "труды отдела древнерусской литературы. XXVI. Древ­нерусская литература и русская культу­ра XVIII—XX вв. Отдельный оттиск. - Л, 1971.

[6] Корнелий де Брюин. Путешест­вие Корнелия де Брюина через Московию // ЧОИДР. М, 1872. Кн. 1. С 36-37.

[7] РГАДА. Ф. 237. On. 1. Ед. хр. 27 (1701).

[8] Балдин В.И. Загорск. Исто­рия города и его планировки. - М., 1981. С. 32.

[9] Арсений, иеромонах. Казан­ская и Ильинская церкви... С. 5.



27 Августа 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей
103 года Доходному дому
103 года Доходному дому
103 года назад Троице-Сергиева Лавра завершила строительные и отделочные работы в четырехэтажном каменном здании на углу Красногорской площади и Александровской...
Возвращение Лавре монастырских зданий
Возвращение Лавре монастырских зданий
2 сентября 1956 года Постановлением Совета Министров РСФСР №577 Свято-Троицкой Сергиевой Лавре возвращено 28 зданий ( с учетом переданных в 1946 -1948 годах)...
Освящение надвратной Церкви после пожара
Освящение надвратной Церкви после пожара
14 июня (н.ст.) 1763 года в присутствии Екатерины II...
Визит Петра I
Визит Петра I
10 июня (н.ст.) 1688 года шестнадцатилетний Петр I посетил Троице-Сергиев монастырь. Юного царя сопровождала свита из тридцати думных людей...