Серапионовы страдания

Серапионовы страдания
Сегодня Православная церковь вспоминает святителя Серапиона, архиепископа Новгородского, одного из игуменов Троице-Сергиева монастыря.

Родился он в подмосковном селе Пехорка в благочестивой семье и едва ли не с детства мечтал о монашестве. Но покорился родительской воле: женился и стал священником. Через год, овдовев, он все-таки принял постриг, но ради родителей продолжал служить в местной Покровской церкви. А после их смерти отпустил работников, раздал имущество бедным и поступил в Дубенский Успенский монастырь на острове. Эта обитель была основана преподобным Сергием Радонежским и в то время находилась в ведении Троицкого монастыря. 

После смерти настоятеля братия упросила Серапиона принять на себя должность строителя Дубенской обители. Здесь он прославился многочисленными подвигами и так много сделал для обители, что ее стали называть пустынью Серапиона. Должность настоятеля подвижнику была в тягость, душа требовала молитвенного уединения. И он принял решение перейти в Троицкий монастырь обычным насельником. Но и здесь его ждала начальственная роль. В 1493 году Серапион был поставлен игуменом Троице-Сергиева монастыря. 

При нем был такой случай. Трех боярыней обвинили в волшебстве. Игумен Серапион был уверен в их невиновности и каким-то чудом упросил разгневанного государя отменить приговор об их сожжении. После этого Великий Князь проникся большим уважением к подвижнику, а позднее, при передаче княжества, именно на него указал своему сыну Василию. В Великом Новгороде больше двух лет пустовала архиерейская кафедра. 15 января 1506 года на нее был избран Серапион.

Во время его архиепископства на Новгород выпали тяжелые испытания: сначала моровая язва, от которой в третью осень погибло более 15 тысяч горожан, затем пожар, унесший жизни еще более трех тысяч новгородцев. Архиепископ Серапион слезно молился о прекращении болезни, ходил около города с иконами и крестами и велел в один день срубить и поставить церковь во имя Похвалы Богородицы на Детинце и в тот же день освятил ее. По молитвам Серапиона исцелились слепой, расслабленный и бесноватый. И после этого язва прекратилась. Во время пожара святитель вышел с крестным ходом на Волховский мост к Чудному кресту и так горько рыдал, что не мог читать молитв. 

В это же самое время между архиепископом Серапионом и игуменом Волоколамского монастыря Иосифом возник конфликт. Волоколамская обитель находилась в ведении Новгородского владыки. Когда князь Феодор Борисович стал отнимать монастырские деньги и имущество, теснить иноков и самого игумена, Иосифу пришлось просить защиты у Великого московского Князя Василия Иоанновича и у митрополита Симона. Попасть к владыке Серапиону тогда было невозможно: в Новгороде все еще свирепствовала язва. В 1507 году собор принял обитель под свое покровительство. Когда владыка Серапион об этом узнал, то в сердцах запретил игумена Иосифа в священнослужении и отлучил от Церкви. В свою очередь поступок Серапиона рассердил Великого князя Василия. Он лишил архиепископа престола и заточил его в Андрониевском монастыре. После этого у новгородцев 17 лет не было архиепископа!

На Соборе 1509 года владыку Серапиона обвинили в неправильном отлучении, а Иосифу выдали разрешительную грамоту. Новгородский владыка по-прежнему оставался в заточении.

В 1511 году перед своей смертью митрополит Симон пригласил к себе владыку Серапиона и примирился с ним. Серапион и Иосиф также попросили друг у друга прощения. Причем, Волоколамский игумен ходатайствовал перед Великим Князем о том, чтобы новгородскому владыке было позволено перебраться на покой в Троице-Сергиев монастырь. 

В обители преподобного Сергия владыка Серапион пребывал в посте и молитве и под конец жизни удостоился дара прозорливости. Когда 9 сентября 1515 года скончался преподобный Иосиф Волоколамский, святой Серапион встал, перекрестился и сказал: «Брат наш Иосиф преставился. Бог да просит его: ибо бывает подобное и с праведными».

Перед кончиной святой Серапион принял схиму, простился с братией и причастился. 16/29 марта 1516 года владыки не стало. Он ушел со словами: «Господи, в руце Твои предаю дух мой». Иноки похоронили архиепископа Серапиона возле Троицкой церкви. Через год его мощи были обретены нетленными. А после 1559 года святого Серапиона в монастыре начали почитать местно: его мощи были открыты, переложены в новый гроб и снова погребены.

В 1608 году во время польско-литовской осады защитникам Троицкого монастыря было видение: на призыв преподобного Сергия в храм вошел святой Серапион и с поднятыми к небу руками молился в алтаре перед иконой Пресвятой Богородицы. 

Сейчас мощи Серапиона Новгородского остаются под спудом в Серапионовой палатке, которая примыкает к Троицкому собору Лавры с юго-западной стороны. 

29 марта 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.