Четыре года назад почил о Господе насельник Лавры приснопамятный архимандрит Феодор (Андрющенко)

Четыре года назад почил о Господе насельник Лавры приснопамятный архимандрит Феодор (Андрющенко)
Сегодня четвертая годовщина со дня преставления насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры приснопамятного архимандрита Феодора (Андрющенко, †2012). 

Предлагаем Вашему вниманию статью об архимандрите Феодоре, опубликованную на сайте Прихода святого апостола Андрея Первозванного с редкими архивными фотографиями батюшки.

Вечная ему память!












Три духовных брата (слева направо): архимандрит Феодор (Андрющенко),
архимандрит Тихон (Агриков), архимандрит Кирилл (Павлов)

Архимандрит Феодор (Андрющенко). Штрихи биографии

Детство

Архимандрит Феодор (в миру — Андрющенко Борис Данилович) родился 9 июля (н.ст.) 1928 года на Украине, в селе Стецковка Сумской области. Его рождение было ознаменовано покровительством Божьей Матери. День его рождения пришелся на праздник Тихвинской иконы Богородицы. В день праздника мама батюшки Зинаида, которая была весьма благочестивой христианкой, по настоянию подруг решила пойти в храм помолиться и причаститься Тела и Крови Христовых. Родов она к тому времени никак не ожидала. В храме была служба — Божественная Литургия, и мама отца Феодора смогла исповедоваться и причаститься Святых Таин Христовых. Придя домой после причастия, почти сразу же у нее начались схватки и вскоре она родила мальчика. Так что батюшка иногда говорил, когда вспоминал этот случай: «Я причастился в первый день своего рождения». Назвали новорожденного Борисом. Имя Борис славянского происхождения и означает «борющийся» или «борющийся за славу» (если производить имя от болг. Борислав). И действительно, всю свою жизнь батюшка Феодор боролся за славу Божию. Борьба эта была не протестом, а борьбой за правду Евангелия в своей жизни и жизни мира.

Мама и старшие дети: сестра Нина и братик Иоанн (умерли в младенчестве)

У Зинаиды и Даниила были и другие дети. Младенцы Иоанн и Нина умерли вскоре после рождения (было это еще до рождения будущего о. Феодора). Затем у них родились Леонид (+1998) и Борис.

Во время Великой Отечественной войны батюшка с мамой и братом Леонидом оставались на Украине, на оккупированной территории. Отец Феодор, вспоминая военное время, говорил, что фашистов действительно люди ненавидели. Прежде всего, за их жестокость. В памяти батюшки оккупанты остались «нелюдями», «зверями», поэтому, как он говорил, была у людей великая радость, когда немцев погнали назад.



Духовные школы

Будущий о. Феодор во 2-м ряду справа, конспектирует

После войны, в 1946 году, в Москве открылся Богословский институт (или, если точнее, богословские курсы), и отец Феодор, которому было тогда 17-18 лет, поступил на 1-й курс. Вскоре институт перевели из Москвы во вновь открытую Троице-Сергиеву Лавру, и юный Борис Андрющенко стал семинаристом. Учился он на одном курсе с будущими великими лаврскими старцами — архимандритом Кириллом (Павловым) и архимандритом Тихоном (Агриковым), (в схиме — схиархимандрит Пантелеимон). С отцом Тихоном, который еще студентом был рукоположен во иеромонаха и окормлял духовно многих прихожан и в академии, и в Лавре, отец Феодор просидел за одной партой все годы учебы. И, конечно, они очень сильно сдружились. Марк Харитонович Трохимчук (+2005) в своих воспоминаниях о жизни духовных школ того времени писал о них: «…Из тех, чьи имена впоследствии стали на слуху, назову Василия Агрикова (будущий духовник Лавры, архимандрит Тихон), Бориса Андрющенко (будущий архимандрит Феодор). В семинарии эти двое были неразлучны. Василий – высокий, лицо худощавое. Борис – просто мальчик. Агриков отличался особой стеснительностью, все делал неспеша, с какой-то таинственной значительностью. Воспитатели обоих хвалили за поведение, всем ставили в пример«. Как вспоминал батюшка, они с отцом Тихоном были настолько духовно близки, что не было у них друг от друга никаких тайн и секретов. С отцом Кириллом такой близости не было, однако батюшка всегда очень тепло отзывался об о. Кирилле, и говорил, что его особенностью была любовь к Евангелию. По словам о. Феодора, о. Кирилл, еще будучи студентом духовных школ, не расставался со стареньким, небольшого формата Евангелием, которое он где-то нашел и постоянно читал, пользуясь любой свободной минутой. Так о. Кирилл любил это чтение, что очень мало общался с однокурсниками, вообще был немногословен, и предпочитал молитву и чтение Евангелия всему другому. Кстати сказать, о. Кириллу ошибочно приписывают участие в обороне известного «дома Павлова» в Сталинграде. Действительно, будущий о. Кирилл во время войны также оборонял «город Сталина», но неприступный дом защищал другой человек — однофамилец о. Кирилла сержант Яков Павлов.

Во время учебы, которая длилась с 1946 по 1954 гг., Борис Андрющенко несколько раз приезжал домой к матери в Стецковку. Была у них одна соседка, которая все хотела сосватать за Бориса свою дочку. И почти каждый раз, когда батюшка приезжал на каникулы, делала такие попытки. Отец Феодор рассказывал, что когда гости приходили к ним в дом, он через задний двор убегал из дома огородами. Походили-походили так сваты, поняли, что дело это бесполезное, и в конце концов свои намерения оставили.


Монашество и священство


Отец Феодор — в третьем ряду, слева

Учась в академии, Борис Андрющенко был пострижен в монашество тогдашним наместником Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Иоанном (Разумовым). Духовником новопостриженного монаха Феодора стал архимандрит Петр (Семеновых), человек высокой духовной жизни, старец одновременно строгий и любвеобильный, который пользовался большим авторитетом среди братии Лавры. Батюшка рассказывал, что послушание старец Петр требовал неукоснительное: «Или исполняй, что я говорю, или отойди от меня». Отец Феодор избрал первое — исполнять — и старался во всем быть послушным старцу. Например, он рассказывал, что кто-то из прихожан подарил ему портативный магнитофон, и отец Феодор (когда уже был иеромонахом) решил при подготовке к проповеди записывать свой голос на пленку, чтобы лучше запоминать подготовленную проповедь и слышать себя со стороны. Видимо, с целью борьбы с тщеславием и высоким о себе мнением, которые могли бы возникнуть в этом случае, старец Петр строго-настрого запретил отцу Феодору вообще пользоваться магнитофоном. Как ему было ни жалко такого дорогого подарка, он отдал магнитофон и больше никогда не пользовался подобной техникой.

8 октября (н. ст.) 1954 года, в день Преставления преподобного Сергия, игумена Радонежского чудотворца, отец Феодор — к тому времени уже иеродиакон — был рукоположен во иеромонаха Патриархом Алексием (Симанским). В день рукоположения о. Феодора во иеромонаха, одним из Преосвященных, также в Троице-Сергиевой Лавре, в сан иеродиакона был рукоположен монах Кирилл (Павлов). В дальнейшем все церковные награды, вплоть до возведения в сан архимандрита, отцу Феодору были даны при Святейшем Патриархе Алексии (Симанском), что сам батюшка особенно отмечал, говоря, что после Патриарха Алексия о нем забыли — и слава Богу! При последующих Патриархах отец Феодор фактически был лишен внешних знаков внимания со стороны священноначалия, что, по всей видимости, дало ему возможность духовно развиваться и сосредоточить свое внимание на окормлении многочисленных паломников, приезжавших в Лавру из различных уголков нашей страны — тогда еще Советского Союза.


Отец Тихон (Агриков). Расставание

Как уже упоминалось, с о. Тихоном батюшку связывали особенно близкие отношения. Будучи старшим по возрасту и жизненному опыту о. Тихон был для о. Феодора не только духовным другом, но и наставником в духовной жизни. Их духовный союз ведом только Богу, но почти очевидно, что о. Феодор многое воспринял от о. Тихона, а в дальнейшем сохранил и приумножил в своей духовной жизни.

Три духовных друга (слева направо): архимандрит Феодор (Андрющенко), архимандрит Тихон (Агриков), архимандрит Кирилл (Павлов)
Про о. Тихона он рассказывал не часто, но каждый раз в этих рассказах было какое-то назидание. Батюшка говорил, что о. Тихон вырос в очень благочестивой семье: мама его была сильная молитвенница, и любовь к молитве он воспринял от нее. В воспитании юного Василия (таково мирское имя о. Тихона) она была строга, достаточно часто наказывала за провинности и непослушание, но наказание было не со злобы, а только как средство врачевания тех или иных страстей. По сути, родная мать стала первым духовным наставником о. Тихона. Вспоминал о. Феодор о военных годах о. Тихона. Со слов последнего, почти всю войну он провел за «баранкой» Студебеккера — американского военного грузовика, машины, которую поставляли США по лендлизу. По словам о. Тихона, ни разу за всю войну он не спал в кровати, и спать приходилось где придется: в кабине автомобиля, на сеновале, в полуразрушенных постройках, в окопах на простой земле. И как бы не было трудно, холодно и голодно, о. Тихон всегда очень горячо молился в душе о помощи свыше. И если бы не эта помощь, то он бы, как сам он говорил, уже много раз мог погибнуть. Живая молитва в сложнейших условиях войны дала о. Тихону бесценный духовный опыт, который сделал из него по-настоящему одухотворенного, благодатного человека. Отец Феодор свидетельствовал, что о. Тихон был уникальным человеком, настоящим молитвенником, ярко выделявшимся на фоне других, тоже не менее духовно опытных монахов Лавры…

В 1980-х годах по клевете и при содействии советских начальников города Загорска (ныне — г. Сергиев Посад) отец Тихон был изгнан из Лавры. Он так и не вернулся в обитель даже после падения коммунистического строя. Жил сначала в Грузии, затем переехал в Подмосковье, жил недалеко от Мытищ, в селе Тайнинское. После изгнания, многолетних скитаний о. Тихона и вплоть до его последующей кончины в 2000 году о. Феодор и о. Тихон практически не общались. Но духовную связь со своим другом и наставником о. Феодор сохранил, часто вспоминая и рассказывая о нем с большим уважением и любовью. О. Феодор считал, что о. Тихон был настоящим мучеником, столько в жизни пришлось перенести ему скорбей.


Духовное чтение

Митрополит Антоний Сурожский — любимый «великий богослов» о. Феодора

О. Феодор очень любил духовное чтение. В последние годы в его келье семинаристами, студентами академии, а также приходящими и приезжающими к нему из разных частей России и Украины духовными чадами всегда что-то читалось. Неукоснительно — Евангелие и Апостол, жития и поучения святых Отцов. Особенно батюшка почитал из более древних — святителя Феофана Затворника (о котором в академии он написал дипломную работу), а из современников — митрополита Антония Сурожского. Владыку Антония батюшка встречал и лично, когда тот приезжал в Московскую духовную академию и выступал с лекцией перед преподавателями и студентами, кажется, в 1960-х годах. Книги митрополита Антония, которые были в продаже, всегда скупались в большом количестве, и не только читались и перечитывались, но и постоянно раздавались студентам и приезжим. Владыку Антония отец Федор считал великим богословом и современным отцом Церкви, и был уверен, что это святой, который пока еще неузнан, и неоценен по достоинству. Владыку о. Феодор часто называл «мой любимый Антоний»…

О. Серафим (Тяпочкин)

Своим духовным наставником с самого начала монашеского пути о. Феодор считал сначала архимандрита Петра (Семеновых), а затем известного русского старца и прозорливца архимандрита Серафима (Тяпочкина). О. Феодор часто ездил к о. Серафиму в село Ракитное Белгородской области. Как говорил о. Феодор, особенностью духовного облика о. Серафима была великая любовь к людям. Также батюшка рассказывал, что во время проповедей о. Серафим всегда плакал, и с ним плакало большинство тех, кто стоял в храме. Проповеди о. Серафим всегда говорил очень тихо, минут 30-40 по времени, и нужно было прислушиваться, чтобы понять смысл…

Когда о. Серафим отошел ко Господу (+19 апреля 1982, в Светлый Понедельник), о. Феодор не смог приехать на похороны из-за послушаний в Лавре. Но на 9-й день после блаженной кончины ракитянского старца панихиду по новопреставленному при большом стечении народа возглавлял именно о. Феодор.

Киев. Блаженнейший митрополит Владимир (Сабодан) и лжепатриарх Филарет

Отец Феодор, служа в Троице-Сергиевой Лавре, периодически ездил на Украину. Еще до избрания владыки Владимира (Сабодана) митрополитом Киевским и всея Украины, архимандрит Феодор был знаком с ним, видимо, со времен ректорства Блаженнейшего в Московских духовных школах. После появления раскола на Украине, Блаженнейший митрополит Владимир пригласил о. Феодора приехать в Киев для духовного общения. Поселили о. Феодора при женском Покровском монастыре, где он во время своего пребывания служил и духовно окормлял тамошних монахинь. Вскоре митрополит предложил о. Феодору встретиться с лжепатриархом Филаретом с надеждой, что эта встреча как-то подействует на последнего и он вразумится. Вразумления не произошло, но Филарет принял о. Феодора, действительно долго беседовал с ним, и сам выражал большое сожаление о том, что на Украине появился раскол. Себя же, по словам о. Феодора, он не считал виновным в раскольничьих действиях. О. Феодор вспоминал, что Филарет признавался ему, что его заставили пойти по этому пути власти, и у него не было другого выбора. Раскол стал, по словам Филарета, меньшим злом. Благодаря отделению от Москвы, пролилось меньше крови в Западной Украине, вообще конфликты, случившиеся в то время и инициированные украинскими националистами, благодаря выбору лжепатриарха, обошлись не такими страшными жертвами. Сам Филарет, еще будучи в сане Экзарха Украины, считал, что отделенная от Российской Украинская Церковь — это то же, что отломанный от хлебной буханки ломоть. Как быстро засыхает этот ломоть, так и беззаконно отделенная Украинская Церковь быстро теряет жизнь и умирает. Эти слова стали в определенной степени пророческими. А последующая история и трагедия человека, которого соборная полнота Русской Православной Церкви лишила всех степеней священства и монашеского звания, стала горьким их подтверждением…


Служение в храме святой Марии Магдалины (пос. Лоза)

Лоза. Пасхальная седмица, 1990-е годы

Один из самых значимых этапов служения старца связан с его деятельностью на приходе в честь святой равноапостольной Марии Магдалины в пос. Лоза, который находится совсем недалеко от Сергиева Посада. Ехать туда от Лавры на машине минут 30-40. Назначили туда батюшку служить в самом начале 1990-хи место это стало в дальнейшем духовным пристанищем для многих и многих людей, ищущих жизни во Христе рядом с более совершенным христианином. Безусловно, о. Феодор, к тому времени прослуживший в священном сане порядка 40 лет, был таким человеком. Его путь к Богу уже прошел различные испытания, известные только самому старцу и Господу Иисусу Христу. Но духовная опытность, которая рождается, по словам апостола Павла, от глубокой и действенной веры, и способность наставничества во Христе уже были к тому – лозинскому – периоду служения очевидными чертами облика отца Феодора. Умение прозревать вглубь души и видеть ее подлинные нужды и возможности – особый дар Божий, который ниспосылается человеку, прежде всего, за смирение. И очень важно то, что внешне смиренный старец может быть строг, даже, как обманчиво кажется, раздражителен, неумолим, однако все это в действительности уроки наставления, от которых происходит в дальнейшем польза душевная, и благодаря которым душа возрастает в познании Господа и приобщается Его благодати. Старец может создать условия для роста духовного некими запретами, строгими увещаниями или настоятельными советами, но делает это он только в том случае, когда видит внутренним духовным взором, что душа человека к этому готова, и что назначенное для души такое лекарство послужит ее исцелению…


Фото с сайтов http://hramhurmuli.ru/http://lavra.tv/, архивов киностудии "Обитель"

18 июня 2016

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.