Известные обители России. Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь

maxresdefault.jpg

Свято-Троицкий Александро-Свирский православный мужской монастырь основан великим русским подвижником преподобным Александром Свирским (1448-1533) на месте явления ему Пресвятой Троицы. Это крупнейшая обитель Обонежья, являющаяся украшением Олонецкого краяНа протяжении столетий этому монастырю, известному памятниками архитектуры XVI и XVII веков, благотворили цари. К мощам преподобного Александра, прославившимся многочисленными чудесами, устремляется множество паломников.


Из истории обители

В 1484 году на берега Рощинского озера, близ устья реки Свирь, где ныне поднимает свои кресты в небо Александро-Свирский монастырь, пришел инок Валаамского монастыря преподобный Александр Свирский. Место было известно ему – за десять лет до этого, по дороге в Валаамскую обитель, он именно здесь услышал голос, повелевший ему вернуться в эти озерные края и основать новый монастырь. Таким образом, теперь преподобный Александр исполнил это повеление.

Около семи лет святой провел в полном одиночестве, а в 1491 году на его хижину наткнулся во время охоты дворянин Андрей Завалишин. Вскоре слава о подвижнике разнеслась по округе, и к преподобному стали приходить жаждавшие иноческой жизни. Преподобный Александр помогал им строить кельи, но очень долго иноки жили наособицу – как говорится в житии святого, «по одному, в безмолвии, подражая своему доброму пастырю и учителю».

673640b.jpg

Явление Пресвятой Троицы прп. Александру Свирскому

Понемногу заводилось хозяйство, запахивалась расчищаемая от леса земля, росла числом братия. Официальной датой основания Свято-Троицкого монастыря считается 1506 год, хотя в житии преподобного Александра указывается, что обитель он устроил после явления ему Святой Троицы в 1507 году. Как бы там ни было, после этого знаменательного и единственного в новозаветной истории события преподобный поставил деревянную Троицкую церковь, а чуть позже принял священнический сан и стал игуменом нового монастыря.

Особенностью обители было то, что она изначально развивалась «двухчастной»: там, где жила братия, выросла Троицкая часть, а там, где была отходная пустынь преподобного и где впоследствии хоронили иноков, – Преображенская часть.

В 1526 году деревянную Троицкую церковь разобрали, построив на ее месте каменный храм. Большую помощь в строительстве оказал великий князь Московский Василий III, что свидетельствует о распространившейся к тому времени далеко за пределы Олонецкого края известности Свирской обители и ее основателя. В самом конце своей земной жизни преподобный Александр начал возведение еще одного каменного храма – в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Эта церковь сохранилась до нашего времени и является старейшей постройкой монастыря.

Сын Василия III, царь Иван Грозный, подобно отцу, необыкновенно почитал олонецкого святого. Известно, что перед взятием Казани в 1552 году он ему молился, а позже повелел освятить один из приделов возведенного в ознаменование победы над Казанским ханством Покровского собора (ныне более известного как храм Василия Блаженного) во имя преподобного Александра Свирского. (В те времена это было неординарное событие – вторым русским святым, в честь которого освятили церковь, стал преподобный Сергий Радонежский, но это случилось только в 1625 году.)

Благодаря щедрой помощи царя Михаила Федоровича монастырь в первой половине XVII века буквально восстал из пепла после разрушений, нанесенных ему поляками, которые трижды в Смутное время приходили к стенам обители. Особенно страшным выдался 1613 год. Ворвавшиеся тогда в монастырь иноземные разбойники искали монастырскую казну. Они пытали насельников, предали мученической смерти игумена Паисия, 27 монахов и 32 трудника, но желаемого не добились. Разъяренные неудачей поляки сожгли храмы, кельи и хозяйственные помещения – Преображенская церковь сгорела дотла, стены Троицкого собора треснули в огне, а от Покровского храма остались одни стены.

Царь Михаил Федорович в заботах о разоренной обители восстановил и подтвердил бывшие ранее жалованные грамоты, прислал пожертвования, а после обретения мощей преподобного Александра в 1641 году заказал для них сорокапудовую серебряную раку, украшенную драгоценными камнями. Она была доставлена в обитель в декабре 1644 года. Иноков и послушников тогда насчитывалось уже более ста человек.

Прпп. Никифор и Александр.jpg

Прп. Александр Свирский вместе со своим спостником
прп. Никифором Важеезерским.
Клеймо житийной иконы прп. Александра

В конце XVII века Александро-Свирский монастырь находился в цветущем состоянии. Обители принадлежали 34 деревни и 24 пустоши, рыбные ловли на Ладоге; у монастырских стен дважды в год проводились ярмарки – все торговые пошлины, еще по указу царя Василия Шуйского, шли в монастырскую казну. В эпоху Петровых преобразований, когда началось наступление на монастыри, Александро-Свирская обитель не пострадала, что стало следствием особого к ней отношения первого российского императора, который трижды (начиная с 1703 года) посещал ее. Более того, в первой половине XVIII столетия к Александро-Свирской обители приписали 30 монастырей и пустыней. Жертвовали в нее и Петр I, и Екатерина I, и Анна Иоанновна, и Екатерина II, и Павел I.

Но после учреждения монастырских штатов в 1764 году Александро-Свирский монастырь не избежал общих бед. Мало того, что он лишился своих земель, его еще и разделили: Преображенская часть была утверждена в качестве второклассного Преображенского монастыря, а Троицкая – в качестве резиденции Олонецких архиереев. Это разделение продлилось недолго, но чреда реорганизаций на нем не кончилась – они преследовали обитель на протяжении всего XIX века и, в конечном счете, привели ее к страшному упадку.

В 1820 году в обитель заглянул совершавший паломническую поездку на Валаам император Александр I. Ему была представлена вся братия, которую император, как свидетельствовал архимандрит Парфений, «принял столь милостиво и снисходительно, что у каждого иеромонаха,

получив благословение, целовал руку». В 1858 году монастырь встречал молодого императора Александра II с семейством, пожертвовавшего ему 2000 рублей.

В конце 1891 года ее настоятелем стал воспитанный на Валааме архимандрит Агафангел. Он «укрепил» братию, которой тогда насчитывалось чуть более десяти человек, валаамскими иноками, вернул общежитие и принялся наводить порядок. В описании монастыря, датируемом началом XX века, читаем: «Братии в настоящее время более 200 человек... Богослужение совершается со всей точностью по церковному уставу... Трапеза для всех общая... Посты соблюдаются довольно строго... Введено старчество...» Но не только душами своих подопечных занимался настоятель – он привлек в быстро крепнувшую обитель вклады благотворителей и в скором времени привел ее в цветущее состояние: были отремонтированы все постройки, заведены многие мастерские, устроен водопровод, возделаны огороды, выстроен кирпичный завод и т.д. На смену почившему в 1909 году архимандриту Агафангелу пришел архимандрит Евгений, ставший его достойным преемником. 


Прилагая труды к трудам

В жизни преподобного Александра, основателя Свирской обители, было множество знамений и явлений – причем иногда таких, которым мы не найдем аналогов в новозаветной истории. Все они свидетельствуют об особой миссии этого великого русского подвижника.

1Александр.jpg

Икона «Преподобный Александр Свирский в житии»

Рождение и возрастание святого было связано с рядом чудес. В житии Преподобного рассказывается, что он родился в 1448 году в селе Мандеры на берегу реки Ояти, близ Введенского Островского монастыря, в семье вепсов Стефана и Вассы. В древнерусских летописях этот народ, принадлежащий к финно-угорской группе, называли весью, а в бытовой русской речи – чудью.

Создав семью, Стефан и Васса быстро завели детей, а потом Васса перестала рожать, чем вызвала недовольство мужа («поносима и оскорблема бывала»). В конце концов, молитвы страдавшей от своего неплодия женщины были услышаны – Васса с мужем отправилась поститься в Островский монастырь, где услышала голос, сообщивший, что вскоре она родит сына. Так и случилось: в день памяти пророка Амоса на свет появился малыш, которого родители назвали в честь празднуемого святого – Амосом.

Сын Стефана и Вассы рос необыкновенным мальчиком – «устремлялся на подвиги, никогда не уклоняясь умом к обычным детским играм и смехотворным речам... Тело свое изнурял, пребывая в большом воздержании. Только однажды в день вкушал хлеба, и того в меру, не досыта; ночью мало предавался сну, так что родители дивились...» Один из детских «сюжетов» жизни святого очень напоминает то, что произошло в детстве с преподобным Сергием Радонежским. Подобно ему, Амос испытывал трудности в учении. Не в силах терпеть оскорбления сверстников, он взмолился о помощи перед иконой Пресвятой Богородицы и в ответ услышал: «Востани, не бойся, а еже просил еси, имаши восприяти». После этого учение пошло совсем по-другому, и вскоре отрок далеко обогнал прежде насмехавшихся над ним соучеников.

86030610.jpg

Явление Пресвятой Богородицы прп. Александру Свирскому

Когда Амос пришел «в совершенный возраст», родители задумали его женить. Но он, узнавший от заглянувших в его село валаамских иноков об обители на острове Валааме, уже мечтал о монашеской жизни. Родители упорствовали, и их сын, достигший двадцати пяти лет, решил «украсть благословение» на путь. Молодой человек сказал, что ему нужно сходить в соседнюю деревню, и, будучи отпущен, направил свои стопы на Валаам. Перейдя Свирь, он остановился на отдых в густом лесу, на берегу Рощинского озера, где ему был голос, повелевший: «Аможе желаеши дойти во обитель Всемилостиваго Спаса на Валаам, добре ти путь строится: иди с миром,

и там поработаеши Господеви время довольно, и имаши на сем месте быти, и обитель сотворити, и мнози спасени тобою будут», – в этом повелении заключалось неложное пророчество о будущем основании Александро-Свирского монастыря.

На Валааме Амос, постриженный в монашество с именем Александр, действительно много «поработал Господу». Даже испытанная валаамская братия «дивилась великому смирению его и отличному послушанию во всем». Он трудился в пекарне, носил воду и дрова, одежду имел самую худую, а по ночам истово молился. Бывало, преподобный, обнажившись до пояса, выходил из кельи и подставлял свое тело комарам и мошкам. «На утро же ранее всех являлся в церковь, где всегда стоял на своем месте, не переступая ногами и не входя в разговоры».

В 1507 году произошло чудо небывалое – такое, каких не было с тех пор, как Святая Троица являлась праотцам Аврааму и Сарре у Мамврийского дуба. Однажды ночью, когда преподобный

Александр молился в своей отходной пустыни (на месте нынешней Преображенской части), к нему вошли «три мужа, одетые в весьма светлые белые одежды; видом они были благообразны и прекрасны, сияя, светлее солнца, невыразимо славным небесным светом, и каждый из них имел в руке посох». Они повелели преподобному построить церковь, собрать братию и устроить обитель; на вопрос же, «како наречется имя церкви сей», ответили: «Возлюбленне, якоже видиши в Триех Лицех глаголюща с тобою, созижди церковь во имя Отца и Сына и Святаго Духа, Единосущныя Троицы».

Вскоре на месте, указанном ангелом, иноки построили деревянную Троицкую церковь, а преподобный Александр, удостоенный игуменского сана, принял на себя настоятельство в Троицком общежительном монастыре. Игуменом он был удивительным, увлекая братию на добрые дела собственным примером.

Преподобный прославился своей прозорливостью, чему есть несколько свидетельств в его житии, и происходившими еще при жизни чудотворениями. Так, до поры до времени у монастыря не было мельницы, и приходилось братии молоть на ручных жерновах. Чтобы облегчить жизнь насельников, игумен решил выкопать канал между верхним Рощинским и нижним Святым озерами, а на нем поставить мельницу. Начали копать, но в какой-то момент вода, сметая все на своем пути, устремилась к Троицкой части – казалось, вот-вот она снесет ее. Преподобный же, совершив молитву, правой рукой изобразил крест на потоке, и он тотчас же иссяк.

В том же, что касалось душ его подопечных, преподобный являл отеческую строгость. Каждую ночь он обходил кельи, и если слышал где разговор, ударял в дверь, а на следующий день наставлял провинившихся притчами.

В подвигах проводил свои дни святой старец Александр, «прилагая труды к трудам». О своей кончине святой узнал за год до нее. В последние земные дни он призвал братию и учил ее. Тело свое после преставления преподобный завещал связать веревкой, отнести в болото и закопать там. Лишь по великим мольбам братии он согласился с тем, чтобы его погребли у Преображенской церкви. 30 августа / 12 сентября 1533 года преподобный Александр отошел ко Господу. «Лицо же его, – цитируем житие, – не было похоже на лицо умершего человека, но светилось...». А уже спустя 14 лет был прославлен в лике святых (Макарьевский собор 1547 г.). В 1641 году, 17 апреля, при перестройке церкви Преображения, были обретены нетленные мощи преподобного Александра Свирского. Тогда же состоялось документально зафиксированное освидетельствование, которое по указу царя Михаила Федоровича произвел митрополит Новгородский Аффоний. Преподобному Александру было установлено общецерковное празднование на две даты: день преставления – 30 августа и день прославления (обретение мощей) – 17 апреля. Позже добавлены дни памяти святого в Соборах: Карельских, Новгородских и Санкт-Петербургских святых. Любопытно, что за два года до канонизации в Иосифо-Волоцком монастыре составили два канона и написали икону преподобного Александра, т.е. духовная его сила и избранность уже тогда были очевидными для многих.

karsvytie.jpg

Преподобный Александр Свирский и его любимые ученики

Преподобный Александр Свирский воспитал множество учеников, впоследствии прославленных в лике святых. На иконе рядом со святым старцем изображены самые известные из них – слева направо: преподобные Адриан Ондрусовский (основал Никольскую обитель на берегу Ладожского озера), Иона Яшезерский (один из последних учеников и собеседников прп. Александра, основал Благовещенскую Ионо-Яшезерскую обитель), Никифор Важеозерский (некоторое время жил неподалеку от преподобного Александра. Уходя, он предсказал святому: «Яко на месте сем хощет Бог тобою воздвигнуты церкви каменныя, и обитель распроапранити...») и Афанасий Сяндемский или Сяндебский (инок Валаамского монастыря, был свидетелем чуда явления Божией Матери своему духовному отцу, святому старцу Александру, основал Сяндемскую Успенскую пустынь около Олонца).

В назидание от преподобного. Александра Свирского остались его наставления и молитвы (см., например: Духовная грамотаМолитвы).


Среди олонецких лесов

«Самая обитель Свирская, – читаем в описании монастыря, датируемом 1905 годом, – составилась как бы из двух отдельных монастырей, на расстоянии один от другого около 130 сажен (т.е. около 300 метров). И до сих пор они отделены особыми оградами и носят особенные наименования, по устроенным в них церквам. Один из них называется Троицким, а другой, где была отходная пустынь преподобного, – Преображенским». Эти слова вполне актуальны и для начала XXI века.

Троицкий собор. Нынешний собор, являющийся архитектурным и смысловым центром Троицкой части Александро-Свирского монастыря, – третий по счету (в некоторых источниках утверждается, что четвертый), возведенный на этом месте. Строительство первых двух храмов велось при жизни преподобного Александра Свирского, что нашло отражение в его житии.

Первый Троицкий храм, появившийся одновременно с основанием обители в 1507 году, был деревянным. По окончании строительства здания, возведенного самим игуменом и братией там, куда указал ангел, преподобный Александр послал двух учеников своих к новгородскому архиерею за «всем необходимым для освящения». В это время в Новгороде случилось быть великому князю Василию III, отчего он и узнал о новой обители в Олонецком крае. Когда преподобный Александр в 1526 году предложил братии заменить деревянную Троицкую церковь каменным храмом, то поначалу встретил непонимание. «Не веси ли о сем, отче? – волновались иноки. – Яко место сие скорбно и скудно есть, и откуду такое дерзновение восприимем на толико дело приготовити потребная; понеже сил не имеем, иже богатства собраннаго, и како глаголешь неразсмотрительно о создании церкви каменная?» Тем не менее, игумен стоял на своем. Он сам нашел место, где была глина, и вместе с братией начал обжигать ее, делая кирпичи. Одновременно преподобный просил помощи у Василия III, и тот, как свидетельствует житие святого, «даровал в большом количестве все потребное к устройству церкви и обители, послав искусных мастеров и надзирателя над ними для постройки храма». Вскоре просторный Троицкий храм был готов.

05212319.jpg

Троицкий собор со звонницей

Замечательным произведением искусства был тябловый иконостас храма, изготовленный в конце XVII века. Частично он сохранился. Любопытно, что после возобновления монашеской жизни в Александро-Свирском монастыре росписи Троицкого собора стали самообновляться – это подтверждают те, кто участвовал в реставрационных работах в обители в 1970-х годах. Говорят, что фрески не просто прибавили в яркости, но как бы «ожили».

Очень недолгое время, с 1764 по 1787 год, когда Троицкую часть занимали епископы Олонецкие и Каргопольские, Троицкий собор пребывал в качестве кафедрального. Во второй половине XIX века в Троицкий собор перенесли серебряную раку, подаренную обители царем Михаилом Федоровичем. С 1819 года берет начало традиция перенесения в Троицын день мощей преподобного Александра Свирского из Преображенской части в Троицкий соборный храм.

Звонница. «Структурно» к Троицкому собору примыкает стоящая почти вплотную к нему трехъярусная звонница, имеющая в основании прямоугольник и увенчанная тремя шатрами. Она старше на полвека соборного храма – возводили ее в 1647-49 годах. На третьем ярусе изначально имелись так называемые «боевые часы», ликвидированные при перестройке в XIX веке. Тогда же был совершенно изменен ее внешний вид – первоначальный облик колокольне вернули во время реставрационных работ в 1970-е годы.

Покровская церковь с трапезной. К югу от Троицкого собора возвышается старейшая из сохранившихся построек Александро-Свирского монастыря – церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, заложенная преподобным Александром в 1533 году незадолго до кончины. Житие святого сообщает, что, «утвердив мысли свои надеждою на Господа, принялся он за это дело, приготовляя все нужное для постройки. Затем обратился за помощью к Самодержавному, прося его прислать в обитель искусных мастеров для устройства той прекрасной церкви, при которой желал устроить просторную трапезу и все необходимые хозяйственные помещения. Храм сильно пострадал в Смутное время.

IMAG024430.jpg

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

До 1918 года под нижними сводами Покровской церкви сохранялись остатки братской кухни – это были две огромные печи, «в пять с половиной аршин шириною каждая». На протяжении веков Покровский храм не однажды подвергался незначительным перестройкам – во время реставрации в 1970-е годы ему в какой-то мере вернули первоначальный облик: убрали позднейшие пристройки, восстановили утраченные крыльцо и «часозвоню», а также трубы-дымники с флюгерами.

Церковь Иоанна Дамаскина строилась севернее Троицкого собора в 1716 году в традиционной для того времени стилистике. Изначально она замышлялась как больничная (как раз рядом с ней находились больничные кельи), но к концу XIX века пришла в совершенную негодность – подобно многим тогдашним постройкам обители. Стараниями энергичного архимандрита Агафангела храм был буквально возрожден из пепла. Его привели в порядок и украсили настенной живописью – эти росписи частично сохранились до нашего времени.

Преображенский собор. На месте Преображенской части Александро-Свирского монастыря при

жизни преподобного находилась его отходная пустынь. Здесь же хоронили почивших иноков обители. На закате земной жизни основателя монастыря рядом с его кельей была поставлена деревянная Преображенская церковь, возле которой и погребли в 1533 году преподобного. Она просуществовала до польско-литовского разорения обители – в 1618 году интервенты ее сожгли.

В 1641 году, при игумене Авраамии, решено было разобрать то, что осталось от сожженного храма, и воздвигнуть на этом месте каменный собор. В апреле того памятного года рабочие, копавшие ров на правой стороне церковного фундамента, обнаружили гроб – так состоялось обретение мощей преподобного Александра. Строительство каменного Преображенского собора было окончено спустя три года – в 1644 году. В 1716 году к собору пристроили с северной стороны придел во имя преподобного Александра Свирского, куда поместили серебряную раку с его мощами (это была та самая рака, которую подарил обители царь Михаил Федорович в 1644 году).

aleksandro_svirskiy_monastyir.png.jpg

Преображенский собор

В 1873-74 годах собор несколько «разросся» в ширину. Тогда же были устроены обширные хоры, несколько изменился фасад здания, собор (включая придел преподобного Александра) был расписан, иконостас вызолочен. Часть старинных росписей сохранилась до наших дней.

После возвращения Преображенской части монастыря Церкви соборный храм сразу же стали восстанавливать. Ныне Преображенский собор является главным украшением возрожденного Александро-Свирского монастыря.

Церковь во имя пророка Захарии и праведной Елисаветы была возведена в 1668 году, при игумене Макарии, с южной стороны Преображенского собора на средства дьяка Захарии (Богдана) Силина, обитавшего в Москве у Никитских ворот (свой московский дом он впоследствии в завещании передал Александро-Свирскому монастырю). Руководил работами каменных дел мастер Максим Семенов. Церковь снабдили шатровой колокольней, перестроенной после пожара 1795 года и ремонта 1833 года. Тогда же довольно существенно изменился и облик храма. Колокольня впоследствии была утрачена. Храм отреставрировали после передачи Преображенского комплекса Церкви первым, богослужения в нем возобновились уже в 1998 году. В этом храме – до тех пор, пока не привели в порядок Преображенский собор, – покоились мощи преподобного Александра Свирского.

Братский корпус. Одной из впечатляющих частей монастырского полукаре Преображенской части является двухэтажный братский корпус, возведенный на южной стороне в 1857 году при архимандрите Павле – том самом, который годом позже встречал в обители молодого императора Александра II с семьей. Строгие аскетические линии этого здания сообщают вполне определенное настроение, как бы «выстраивая» душу зрителя. Корпус протянулся более чем на 50 метров. Архимандрит Агафангел в конце XIX века значительно его благоустроил. Тогда в здании насчитывалось 62 кельи и несколько кладовых.

Следует отметить еще две постройки, привлекающие к себе множество паломников, – это часовня, воздвигнутая на месте явления преподобному Александру Святой Троицы, и другая часовня, рядом с Преображенским комплексом, напротив настоятельского корпуса, – там, где находится святой колодец, вырытый, как гласит предание, собственноручно преподобным Александром Свирским.


«Духом с вами неотступно буду...»

Отходя ко Господу, преподобный Александр говорил: «И аще аз телесно и отхожду от вас, но духом с вами неотступно буду». Это не было метафорой, присутствие святого всегда ощущалось в его обители. Ощущается оно и сейчас, что подтвердит всякий паломник, побывавший в монастыре в последние годы. Помогает вода, взятая из колодца, ископанного святым, помогает песок из часовни, воздвигнутой над местом явления преподобному Александру Святой Троицы, и, конечно же, помогает теплая молитва, произнесенная у его цельбоносных мощей.

Первые чудотворения, совершившиеся у гроба почившего основателя Александро-Свирского монастыря, зафиксировал уже его ученик игумен Иродион, автор жития святого. Исцелялись слепые, бесноватые, страдавшие головными болями, болезнями суставов и бесплодием... Трогательно свидетельство о некоем Иакове, который многие годы был бездетен. Через год после того, как Иаков горячо помолился у мощей преподобного Александра и облобызал его образ, он с торжеством принес новорожденного сына ко гробу святого.

По обретении мощей Преподобного в 1641 году чудеса еще более умножились. Одним из первых по времени из них связано с исцелением от грыжи брата тогдашнего игумена Авраамия монаха Кирилла. Кирилл выздоровел, потерев живот землей с того места, где обнаружили гроб святого. С 1644 года мощи пребывали в новопостроенном Преображенском соборе в богатой раке, дарованной обители царем Михаилом Федоровичем. В 1877 году их переложили в новую серебряную раку (весом 11 пудов), а прежнюю переместили в Троицкий собор, куда ежегодно, с 1819 года, в день Святой Троицы переносили мощи преподобного.

AllSvir.jpg

Нетленные мощи прп. Александра Свирского

В первые годы погрома, учиненного большевиками в русских монастырях и храмах, честные останки преподобного Александра бесследно исчезли, казалось навсегда... В 1918 году обе раки были конфискованы чекистами вместе с драгоценной утварью монастыря. От царевой раки уцелела лишь крышка – ныне она хранится в Русском музее в Петербурге. Но на драгоценностях большевики не остановились. Мощи преподобного Александра были изъяты большевиками 20 декабря 1918 года. Некоторое время они хранились в опечатанной больничной часовне Лодейного Поля, а в самом начале января 1919 года их вывезли в Петроград. Богоборческий агитпроп пошел на прямой подлог святыни. Настоящие мощи преподобного власти надежно спрятали. Известно лишь было, что они поступили в распоряжение Наркомздрава, так как Наркомат просвещения, занимавшийся перемещением изъятых в монастырях мощей русских подвижников благочестия в общедоступные музеи, принять их отказался.

В 1997 году инокиня Покрово-Тервенического монастыря Леонида (Сафонова), занявшаяся поиском пропавших мощей преподобного Александра. Были проведены глубокие архивные разыскания, сопоставлялись и анализировались различные документы, формулировались версии. В декабре 1997 года эта работа привела инокиню Леониду в петербургскую Военно-медицинскую академию, в музей при кафедре нормальной анатомии.

Инокиню Леониду ждала удача – в музее действительно хранилось мумифицированное тело, переданное в него в революционные годы. Как выяснилось, никаких сопроводительных документов у этого «экспоната» не имелось. И это было очень странно, ибо с самого основания музея в XIX веке в нем бытовало строгое правило подробного описания всякого поступавшего анатомического препарата.

DSC075.jpg

Явление Пресвятой Троицы прп. Александру Свирскому.
Фреска на алтарной стене Преображенского собора

С начала 1998 года потянулись томительные месяцы освидетельствования мощей – с ними работали специалисты самого разного профиля. Антропологи определили, что перед ними вепс и что лицо его поразительно соответствует ранним (XVI века) иконографическим изображениям преподобного Александра. Повреждения пальцев руки оказались идентичными тем, которые могли быть нанесены копнем (при этом достоверно известно, что уже в XVIII веке вынимались частицы мощей преподобного – и именно с перстов). Наконец, необычное положение ступней святого абсолютно совпадало с тем, которое так удивило свидетелей первого обретения мощей преподобного (из описания 1641 года: «правая плюсною кверху, а левая обращена в сторону»).

В июле 1998 года в рентгеновском кабинете, где на столе лежали исследуемые мощи, при пении акафиста преподобному Александру они стали обильно мироточить. Сомнений больше не оставалось. 28 июля состоялось подписание документа о передаче мощей Церкви, а уже 30 июля святыня, перенесенная на окраину Петербурга, в храм Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, являвшийся подворьем Покрово-Тервенического монастыря, была открыта для поклонения. К мощам преподобного Александра потянулся православный народ. Обильное мироточение при этом не прекращалось.

23 ноября 1998 года стал памятным днем для Александро-Свирского монастыря. Пережив восьмидесятилетнее пленение мощи его святого основателя вернулись в родную обитель. Это произошло спустя без малого год после получения монастырем официального статуса. Второе обретение мощей преподобного Александра также сопровождалось чудесными явлениями. Еще до возвращения мощей в родную обитель святого к ним потянулся поток паломников. Многие из приходивших получали разрешение от бед.

Но нашлись люди, начавшие высказывать сомнения в подлинности обретенной святыни. В это время в Александро-Свирский монастырь чудесным образом пришла двусторонняя икона, на одной стороне которой была изображена Казанская икона Божией Матери, а на другой – икона преподобного Александра Свирского. Как рассказывала инокиня Покрово-Тервенического монастыря Леонида (Сафонова), сыгравшая важную роль в поисках мощей преподобного, в конце сентября 1998 года позвонили из антикварного магазина и сообщили, что у них имеется такой образ. Когда те, кто забирал мощи преподобного Александра из Военно-медицинской академии (а значит, и видел лик святого), взглянули на привезенную икону, их удивлению не было предела – изображение являлось точным портретом преподобного Александра, что чуть позже подтвердили специалисты из Северо-Западного регионального центра судебной экспертизы.

a63414.jpg

«Портретный» образ прп. Александра Свирского

На «натурность» работы указывает, помимо прочих особенностей, совершенно не характерное для иконописи положение рук святого. Оно в большой мере повторяет положение рук преподобного, лежавшего в раке. «Портретная» икона преподобного Александра теперь находится на раке с его мощами в Преображенском соборе Свято-Троицкой обители. По сей день хранит преподобный Александр свою обитель, не прекращаются случаи чудесной помощи святого просящим его.


Наследники преподобного

1 июле 1997 года митрополит (с 2014 г. – на покое) Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров) благословил иеромонаха (ныне – архиепископ Благовещенский и Тындинский) Лукиана (Куценко) на возрождение Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря. Вскоре первые насельники обители – иеромонах Лукиан и два послушника – приехали в монастырь. Застали они там настоящую «мерзость запустения». 14 декабря того же года, Александро-Свирский монастырь получил официальный статус. Спустя 16 дней отец Лукиан впервые пришел в анатомический музей Военно-медицинской академии и увидел святые мощи основателя Свирской обители (правда, о том, что это именно они, тогда еще никто не знал). Поздней осенью следующего года мощи вернулись в монастырь.

4kolokol.jpg

На колокольне
Александро-Свирского монастыря

Первый год выдался тяжелейшим, особенно нелегко было зимой, которую пришлось провести в по сути холодном помещении. Но богослужения шли, и шла кропотливая работа по уборке территории обители, тогда напоминавшей свалку. Упорные труды увенчались достойными плодами уже в 1998 году служить стали в теплом храме пророка Захарии и праведной Елисаветы, а жить – на восстановленном первом этаже братского корпуса. Братия числом на глазах росла. В Преображенском соборе первое богослужение прошло на Рождество 2000 года. Уже в 2002 году все здания Преображенского комплекса были отремонтированы.

В это же время формировалась «хозяйственная» структура монастыря: появились специализированные мастерские – иконописная, швейная, керамическая, столярная, художественной резьбы по дереву. В 2005 году, наконец, дошли руки и до Троицкого комплекса. Это была работа «впрок» – ведь его территорию по-прежнему занимал психоневрологический диспансер, а перспективы его переезда в другое здание тогда представлялись довольно туманными. Однако дожили и до этого: 25 июля 2009 года Троицкая часть была передана Церкви, и Александро-Свирский монастырь «воссоединился».

Праздники обители:

· 30 августа / 12 сентября – день кончины прп. Александра Свирского,

· 17(30) апреля – первое обретение мощей прп. Александра Свирского,

· 17 (30) июля – второе обретение мощей прп. Александра Свирского,

· Духов день – переходящее празднование (на след. день после Троицы).


Священноархимандрит Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря – епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав (Дячина). Наместник – игумен Антоний (Гутник).


Информация для паломников

Адрес: 187729 Ленинградская область, Лодейнопольский район, д. Старая Слобода, Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь.

Телефон: +7 (813-64) 44-530

Паломническая служба: тел. +7 (813-64) 44-402; вт-сб 9:00-16:00 ч.

Как добраться: Монастырь находится в 260 км от Санкт-Петербурга и в 21 км от районного центра г. Лодейное Поле.

Чтобы добраться до Александро-Свирского монастыря на автомобиле, нужно ехать из Санкт-Петербурга по Мурманской трассе (М-18). Последний крупный пункт – Лодейное Поле (шоссе, впрочем, его огибает, райцентр при этом остается слева), расстояние до него – 235 км. Далее дорога уходит на мост через Свирь: указатель поворота на Александро-Свирский монастырь (налево) находится на 249-м километре. Через пять километров будет поселок Свирское, в котором, собственно, и расположена обитель.

Из Санкт-Петербурга до монастыря можно добраться на автобусе, отправляющемся с 1-го автобусного вокзала и следующем до Лодейного Поля, откуда местные автобусы и маршрутные такси довезут вас до обители. Есть и прямой рейс из Санкт-Петербурга до поселка Свирское. Время его отправления лучше уточнить на 1-м автобусном вокзале или по телефону: +7 (812) 766-57-77.


Источник: Православные монастыри. Путешествие по святым: еженедельное издание // Гл. ред. Жаркова А. М.: Де Агостини, 2009. – № 41.


Смотрите также:

Док. фильм «Место на земле. Свято-Троицкий Александра Свирского монастырь». Реж. А. Лычагин. ТК «Ника плюс», 2013 г.

Док. фильм-паломничество «Обитель преподобного Александра Свирского». Реж. С. Андрюшкин. Православная студия Петербурга, 2007 г.


12 Сентября 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей
103 года Доходному дому
103 года Доходному дому
103 года назад Троице-Сергиева Лавра завершила строительные и отделочные работы в четырехэтажном каменном здании на углу Красногорской площади и Александровской...
Возвращение Лавре монастырских зданий
Возвращение Лавре монастырских зданий
2 сентября 1956 года Постановлением Совета Министров РСФСР №577 Свято-Троицкой Сергиевой Лавре возвращено 28 зданий ( с учетом переданных в 1946 -1948 годах)...
Освящение надвратной Церкви после пожара
Освящение надвратной Церкви после пожара
14 июня (н.ст.) 1763 года в присутствии Екатерины II...
Визит Петра I
Визит Петра I
10 июня (н.ст.) 1688 года шестнадцатилетний Петр I посетил Троице-Сергиев монастырь. Юного царя сопровождала свита из тридцати думных людей...