Русь православная, Богом хранимая

Русь православная, Богом хранимая

Игум. Виссарион (Великий-Остапенко) [*]

Удержаться в православии

Господь долготерпелив, и если уже совсем веры нет, совсем нет верующих, там и спасения нет. И́же (слав. – тот, который) веру и́мет и крести́тся – спасе́н будет, а кто не имеет веры – осужден будет (См. Мк. 16, 16). Если вера даже маленькая есть [у человека] – таким путем он и сам спасается, и ближних спасает. Потому что Бог есть Любовь. И эта Любовь спасает. Если доля веры есть в семье, в государстве, то находятся люди, которые и сами спасаются, и ближних спасают.

Вне Православия нет спасения. Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец (сщмч. Киприан Карфагенский). Дай, Господи, нам удержаться в Православии, чтобы душеньку спасти.

Враг же хитер. Враг же хитростью людей в погибель тащит. Поэтому-бояться потерять Православие.

Русь – Православная, и все, кто прилепились к России, тоже должны верить Православию. А где вера православная, там и победа русского народа. Когда Россия хранила Православие, тогда и Господь хранил Россию. Господь Россию и [сейчас] хранит.

Крепко-крепко надо верить. Если и все [отступят от Православия], и ты, может быть, – последний [православный], но ты умереть должен за Православие. Вне Православия нет спасения. Помоги Господи нам всем!

– Батюшка, как удержаться в Православии?

– Храни, где ни будешь, везде, где придется жить, веру... Мы же не знаем, когда кончина, а держаться [нам надо] Православия.

Россия не плачет. Страдает, потому что не плачет. А если бы Россия и русский народ плакали, то все было бы богоугодно. Где Господь, там и правда.

Что нас ожидает – не знаем. Нам надо такую молитву творить: «Иисусе Сладчайший, спаси и сохрани Православие, веру Православную». Проси́те – и дастся, ищите – и отверзется. Мы же неоднократно убеждались, что только Православие держит [мир], где Православие, там еще хранится вера.

Надо усердно молиться. Сколько нас найдется таких – и́же веру и́мет и крести́тся – спасе́н будет?

[Дай Бог], чтобы нам не оказаться недостойными, окаянными. Претерпевый до конца, тот спасен будет (См. Мф. 10, 22). Дай Господи до конца претерпеть. Держаться Православия. Если надо умереть – умереть за Православие. Помоги Господи. Время какое пришло. Но, слава Богу, – и́же веру и́мет и крести́тся – спасе́н будет. Так что дай Господи, чтобы веру сохранить.

Не устрашиться, не убояться

Пострадать за Господа, не убояться. Дай Господи, чтобы устоять. Бог есть Любовь, и эта Любовь всех помилует, кто только не убоится. Все мы на земле временно. Дай Бог, чтобы Господь укрепил нас. Бог есть Любовь, а где любовь, там и помощь Божественная, там же и спасение. Господь хочет всем спастись... Сказано: бойся себя – бойся греха. То есть, на себя нельзя надеяться, а грех нас хочет затащить в муку вечную. А как Господь хочет спасти нас! Как Господь жалеет нас всех! Поэтому будем стараться, чтобы наследовать Царство Небесное, вечное блаженство. Не устрашиться, не убояться. Но мы все же смертные, и все мы слабые, немощные. Проси́те – и да́стся; ищите – и обря́щете; толцы́те – и отве́рзется. Господь сподобил нас этой жизни, которой в данный момент живем, чтобы не устрашиться, не убояться. Одно секундное дело – и только не устрашиться, не убояться – и вечное блаженство наследовать. Такого мнения я лично... Я тоже прошу и у вас, миленькие, прощения.

И́же веру и́мет и крести́тся – спасе́н будет. Это же истина Божественная! Душеньку спасти... Верующим не трудно, потому что они же верующие. Такому жестокому трудно спастись, а смиренному [легко]... Мы же верующие, и у нас есть желание спастись, есть желание не пойти за диаволом, а пойти за Господом. Дай Господи пойти по пути спасительному. Меня гнали, и вас будут гнать (См. Ин. 15, 20). За Имя Мое (Мф. 10, 22; Мк. 13, 13; Лк. 21, 17) гонимы будете. Претерпевый до конца, тот спасется (См. Мф. 10, 22).

3832a14.jpg

Всероссийский
Великорецкий Крестный ход

Господь хочет, чтобы мы не погибли. Поэтому дай Господи укрепиться, утвердиться, чтобы не поддаться врагу, не отчаяться, не поддаться искушению бесовскому. Так что сегодня нас погонят, а завтра, может быть, вас погонят. Мы же не знаем, где будем, какая судьба нас ждет. Только бы нам устоять, не убояться.

Претерпевший до конца – спасется

А я вот такого мнения, что [перед концом] начнется голод. И не все смогут пойти по этому пути – по пути терпения, по правильному пути. Многие не устоят, могут быть колебания... Но некоторые возьмут себя в руки и не погибнут. А некоторые не смогут взять себя в руки. Но это – мое мнение... Почему-то я верю, что перед концом голод будет.

Батюшка, а как готовиться надо, чтобы устоять и не поколебаться?

Как на мой взгляд, то мы и за себя не знаем, что с нами будет. Мне думается, не сегодня, так завтра, не завтра, так послезавтра – приближается это. Претерпевый до конца – тот спасется. Только кто до конца претерпит, спасется.

Конечно, надо знать волю Божию. И вот то, что сейчас совершается по местам, может быть, – это уже начало, совершается воля Божия. И если [найдутся] верующие, то верующие будут умолять, плакать и рыдать, чтобы не отпасть от Бога. Потому что претерпевый до конца, тот спасется. А не претерпевый до конца – не спасется. Я чувствую, что приближается это время. Приближаются беды, которые постигнут нас.

Мог бы я сказать, мог бы я смело сказать, что [устою]? Если бы я устоял, не согрешил... А разве можно сказать, что я устою? Я раньше даже больше готовился к этим бедам. Учитывая то, что претерпевый до конца спасется, надо нам плакать и рыдать, чтобы спастись, и просить: «И́миже (слав. – теми, которыми) ве́си (слав. – ведаешь, знаешь) судьба́ми (слав. – способами), Го́споди, спаси́ мя, окая́нную». Какими Ты, Господи, знаешь, судьбами, спаси. Ведь Господь Бог есть Любовь, разве может Любовь [не откликнуться], если мы день и ночь плачем, рыдаем, умоляем... Бог есть Любовь. Так, конечно, Любовь Божественная – Она не даст погибнуть Своим, потому что Бог есть Любовь. Я не прозорливый, я окаянный, я ничего не знаю. Но, во всяком случае, мы же и на события должны смотреть – какие они, что в данный момент происходит...

Поэтому – претерпевый до конца, тот спасется. Если кто знает, что мука вечная, бесконечная ожидает не устоявших в добре...

А Бог есть Любовь, и Любовь Божественная не за то, чтобы погибли люди, Божественная Любовь за то, чтобы спаслись люди. И спасемся, и спасаемся.

Спаси и сохрани Господи
чад духовных и мое окаянство

Созрела такая молитва: «Спаси и сохрани, Господи, в первую очередь чад духовных, а на втором месте мое окаянство». Я же – как бы ревнитель о чадах, чтобы их спасти. Потому что враг перед концом тащит всех в ад. И те, кто знают, они будут бороться, будут противиться этому предложению сатанинскому, и таким путем спасутся. И́же веру и́мет и крести́тся – спасе́н будет, а кто не имеет веры – осужден будет.

Здесь мы находимся
не без воли Божией

Сколько людей умирало, сколько страдало – а мы вот не страдаем и не переносим трудностей. Мы и не чувствуем трудностей, скорбей, и не испытываем, как вот читали. Как же нам душеньку спасти? Так что помолитесь за нас окаянных.

– Батюшка, вы столько трудностей испытали в жизни. А мы нет. И как нам спастись, Батюшка? Мы и не знаем, что такое трудности?

– Ошибки есть и у меня, и мне кажется, что я не спасаюсь. Прочитали, как спасались великие угоднички. А мы как будто и не испытываем таких трудностей.

– А как нам спасаться?

– Я считаю, что у Господа, и в нашей обители, – претерпевый до конца, тот спасется. Терпеть надо. Мы вот такие, только на милость Божию надеемся, на слезки. Вот читали же, какие были [прежде подвижники], а мы – не такие.

– Батюшка, вы-то плачете, а мы не плачем. Что же нам делать?

Батюшка плачет.

– Не без воли Божией мы находимся здесь... Я вот плохой такой, никудышный. Я считаю, что здесь сложнее, труднее спастись, но нельзя допускать даже мыслей таких, что мы тут не спасаемся. Спасаемся с Божией помощью – Господь нас спасает. Хотя слабенькая у нас вера, но я считаю, что мы хоть немножко, да верим, и хотим душеньку спасти. И Господь спасает. И́же веру и́мет и крести́тся, спасе́н будет, кто не имеет веры, осужден будет. Так что мы по милости Божией [спасаемся]. Я так думаю, и мне хочется сказать, что отчаиваться нельзя. Отчаяние – грех. Не отчаиваться, не допустить отчаяния.


Источник: «Исповедайтеся Господеви...» Игум. Виссарион (Великий-Остапенко): Духовные беседы. – Сергиев Посад, 2018. С. 46-51.


Примечание

[*] Здесь приводится фрагмент из брошюры «Исповедайтеся Господеви…», содержащей молитвенные воздыхания, поучения и краткие беседы отца Виссариона. Они представляют собой расшифровку аудиозаписей бесед с Батюшкой, записанных в последние годы его жизни. Эти беседы чаще всего происходили непосредственно в келье о. Виссариона.


12 июня 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.