Ревность о спасении. Проповедь архимандрита Илии (Рейзмира) на Литургии Преждеосвященных Даров

Ревность о спасении. Проповедь архимандрита Илии (Рейзмира) на Литургии Преждеосвященных Даров

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Вступая на путь христианской жизни, наипаче же на стезю Великого поста, по которой мы ныне шествуем к светлому и всерадостному празднику Христовой Пасхи, даже если мы слабы, больны и неустроенны, мы должны обладать великой силой и крепостью, чтобы не пасть под тяжестью скорбей и подвигов. Сила, делающая нас выносливыми, а все труды наши плодотворными, — это ревность, усердие и забота о богоугождении и спасении души. Как ищущий хорошего дохода в торговле не смотрит на трудности, не задерживается и не устрашается препятствиями, так и христианин, когда имеет ревность, все преодолевает. Ему Господь дал особое обетование: «Ищите, и найдете» [1]. Искание есть жизненный дух, с погашением которого замирает жизнь. Это огонь, принесенный Спасителем на землю, это Его свет и жизнь. Вот чем запастись должно, вступая в делание заповедей и очищение страстей! Без того нельзя и начать дела спасения в истинном духе. А если и начнет кто, то будет трудиться без плода, вяло, исподволь. Это праздное делание.

Много людей проходит подвиги и делание, но без плода: плод от духа, а дух Божий — в ревности. Проходит он в страстную и нечистую природу, через родственные с ним и с нами подвиги или правила жизни, и там исцеляет, врачует и усовершает. Следовательно, подвиг, делание — это проводник благодати, а путь — дух ревности.

Потому-то все отцы особенно настаивают на том, чтобы не погасал сей дух. Святой Исаак Сирин называет его «псом лающим» и заповедует непрестанно раздражать его. Святой Кассиан потерявшего сей дух почитает таким, которому Господь сказал: «Как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» [2]. Такой человек вял: то делает, то не делает или одно делает, другого не делает. Макарий Великий говорит: «Ищи и толки; в этом начало, этою дверью входите. Ты только ищи, а Господь не забудет Своего... Тщание имеющий уже и сообщается с Богом». Святой Варсонофий почти непрестанно повторяет совет возгревать в себе огнь, принесенный Господом. И у Аествичника — ревность есть то огонь, пожигающий хворост, то основание доброе, надежное и безопасное. Потому он и заповедует спешить восстанавливать ее, когда случится погубить каким-нибудь образом.

Некоторые думают, что лучше заменить ревность твердостью произволения или воли, опасаясь от ревности опрометчивости. Но твердость воли опасна: она близка к расчетливому рассудку, холодному равнодушию и эгоизму. В мире она часто приводит к успеху, а в христианской жизни опасна. Опасна и ревность, если ее оставить одну. Но кто оградил ее послушанием или отречением от своей воли и разума и связал правилами, тому нечего бояться, — только ревнуй. Ревность, правда, предполагает быстроту действия, но не опрометчивость и необдуманность. Она означает: иди, не мешкай, не стой, спеши с усердием, но спеши по указанному и определенному пути, под надзором.

Все существо этой ревности можно выразить так: «Ищи в надежде, без определения, и непрестанно начиная». Это мысль святого Макария Великого, которую он почти непрестанно повторял. Очевидно, что недостаток чего-нибудь из входящего сюда или портит ревность, или расслабляет.

Впереди много труда, много опасностей: иди, будет плод. Земледелец трудится в поте и ест хлеб; то же и у тебя. Скоро минуешь скорби, вступишь в покой и насладишься — и здесь, внутренне, и там. Ты воин. Смотри на венец и не бойся смерти. Скоро явятся знаки чистоты, начало исправления сердца. Чем решительнее, тем скорее, лучше и спасительнее.

Спеши, делай, трудись, но не определяй плода. Плод есть дар Божий ради труда, а дать дар — в воле Даятеля. Потому, что бы ты ни сделал, не говори: «Достиг» или «Достигну», а — «Если достигну». Корабельщик три четверти пути проплывает, а все еще не доплыл и не может сказать, доплывет ли. Так и ты никогда не считай себя достигшим, а только ищущим. Умалению страстей не верь, на крепость своих добродетелей не полагайся. Все может погибнуть в один час. Не назад смотри, а вперед. Все, что имеешь, Господь дал. В Его же власти и взять обратно. Потому ничего не должно считать верным, а взывать только: «Господи, спаси мя! Имиже веси судьбами спаси мя!»

Потому никогда не говори себе: «Ну теперь довольно, потрудился, можно и отдохнуть». Такое послабление — первый враг. Помысел будто и малый и слабый, но он самый коварный изменник, он отворяет врата врагам. Кто примет его, тот падет. Святыми отцами он замечен, и всякому начинающему непрестанно внушается: смотри не говори: «Уже довольно, можно и расслабиться», а говори: «Зачем ты здесь?» или «Что ж ты ничего не делаешь?» Или, обращаясь к Богу, молись, чтобы Он помог тебе положить начало спасения, и непрестанно начинай. Непрестанно начинай и напрягайся, но о льготах и думать не думай, а так и сложи в сердце своем, что тяготу и труд тебе нести по самую смерть, что впереди не облегчение, а все преутруждение. Вот истинное строение духа ревнующего — безопасное, прочное, не дающее ни расслабления, ни необузданной горячности, ни самонадеянности, ни самомнения!

Дорогие братья и сестры, будем же и мы молиться Господу о даровании нам духа ревности ко спасению, дабы безбедно пройти нам поприще Великого поста и достигнуть светлого дня Святой Пасхи. Аминь.


Источник: Илия (Рейзмир), архимандрит. Проповеди. - 2-е изд., доп. - СТСЛ, 2016.



Примечания

[1] Мф. 7, 7.

[2] Откр. 3, 16.


15 Марта 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...
Пасхальная иллюминация на колокольне
Пасхальная иллюминация на колокольне
19 апреля 1913 г., на Пасху последнего предвоенного года (перед Первой мировой войной), жители Сергиевского посада и многочисленные паломники стали свидетелями иллюминации, устроенной на колокольне Троице-Сергиевой Лавры...