Реконструкция Пятницкой часовни в конце XVII — начале XVIII вв.

Реконструкция Пятницкой часовни в конце XVII — начале XVIII вв.

Часовня располагается через дорогу, прямо напротив Пятницкой и Введенской церквей, на берегу р. Кончуры. Это одно из немногих мест Лавры, вокруг которого до сих пор существуют споры. Предметом дискуссий служит во­прос: является ли Пятницкий колодец источником, чудес­но обретенным по молитвам прп. Сергия?

Время постройки часовни над источником точно неизвестно, хотя ТСЛ неоднократно занималась этим во­просом. Известно лишь, что когда в начале XVII в. на Подоле образовался женский монастырь, то он был «выкладен белым камнем».

К концу XVII — началу XVIII вв. относится и перестройка Пятницкой часовни. Новое оформление источник получил под явным влиянием нарядной архитектуры Надкладезной часовни Троице-Сергиевой Лавры. Над колодцем заново выстроили каменные стены, так что он приобрел общие черты с Успенским кладезем по своим размерам, ярусному силуэту и сложной форме. Однако бо­лее строгая трактовка классических форм, четкая прори­совка архитектурных деталей и завышенная роль белесых стен говорит уже о новых архитектурных качествах памят­ника, которые получили последующее развитие в зодчестве XVIII столетия.

Внутренний диаметр часовни, круглой в плане — 6 м. Ее нижний объем перекрыт купольным сводом с двухметровым в диаметре отверстием в зените, над кото­рым размещены еще два открытых внутрь и последовательно уменьшающихся восьмигранника. Гра­ни нижнего объема имеют поочередные прямоугольные или криволинейные очертания. На каждой из граней рас­положено одно прямоугольное окно с наличниками двух типов: в виде двух колонок на кронштейнах, несущих раз­витый фронтон с «разорванным» карнизом и пиноклем, или в виде «чешуйчатых» волют, поставленных перпенди­кулярно к плоскости стены, с белокаменной резной встав­кой сложного рисунка в завершении. Узорчатый крест, венчающий постройку, точно повторяет крест Надкладез­ной часовни. Входной портал украшен колонками и киотом с пышными волютами по сторонам.

В начале XVIII в. колодец был отнесен ко вновь об­разованному Введенскому приходу. В его владении часовня простояла целых два столетия вплоть до 1857 г.

Источник: Игумен Гедеон (Губка). Подольные храмы Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Пятницкое подворье. Сергиев Посад, 2007.


15 июля 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.