Проповедь в субботу первой седмицы Великого поста. Епископ Сергиево-Посадский Парамон

Время настолько быстро бежит, что мы не успеваем за ним. Дни нашей жизни очень быстротечны. Это время настолько дорого потому, что его вернуть вообще невозможно. Ни за какие деньги ни одну минуту, ни одно мгновение, которое мы пережили в своей жизни, вернуть нельзя. 

Возможно, Господь продлит наши дни жизни здесь, на земле, но если мы только правильно относимся к своим родителям – это единственное средство, благодаря которому дни жизни человека на земле продлеваются. Если человек чтит отца и матерь свою, то ему благо на земле и долголетен он будет. Это пятая заповедь. Поэтому, когда каждый из нас пытается как-то благодаря медицине или еще каким-то средствам продлить дни своей жизни, это большой самообман.

Кончено, жизни себя лишать не стоит. Но с другой стороны, сколько Господь определил прожить здесь, на земле, столько мы и проживем, и ни дня больше. Но вопрос всегда остается один: как мы эти дни жизни своей проживем? Вот так, как мы прожили их в первую седмицу Великого поста – свято, честно, чисто? Или как-то по-другому?

Один из святых отцов говорит, что человеку Господь, по большому счету, ничего не запрещает. Он дает человеку глаза для того, чтобы тот видел свет, различал белое и черное, цветное и не цветное. Благодаря своим глазам человек может не претыкаться, когда он ходит, он может все видеть, может безопасно ходить. Но если глаза у него злые, завистливые, то что они приносят в его душу? Никакой пользы они не приносят, потому что слишком много греха через это зрительное восприятие человек может пропустить в свою душу и в свое сердце.

Господь дал нам руки. Но для чего? Мы можем этими руками себя полностью обслуживать, можем за своим телом ухаживать, можем помогать другим людям, можем делать добро; а если эти руки направлены на то, чтобы воровать; на то, чтобы убивать – принесут ли такие руки пользу человеку? Не принесут. Точно так же и ноги даны человеку, для того, чтобы он мог передвигаться. Но ноги не направлены опять на плохое дело, чтобы человек ходил по таким местам, за что ему потом будет стыдно.

Если мы все то, что Господь нам дал – свое здоровье, свое зрение, ноги, слух – правильно употребляем, тогда никакого порока нет, тогда все это направлено на то, чтобы через свою жизнь, через свои деяния, мысли, ощущения и переживания прославлять Бога здесь, на земле. И эта первая неделя Великого поста, которую мы с вами прожили, как раз направлена на то, чтобы мы немножко остановились, одумались, оглянулись. А где мы? А чем мы живем? Как мы живем? Что мы в душе своей и в сердце своем чувствуем? Как мы используем тот дар, который нам дал Господь? На пользу? Или наша жизнь никакой пользы не приносит, а приносит только вред и нашей душе, и тем, кто нас окружает? Если мы все то, что Господь нам дал, направляем на благо, на пользу, то и наша жизнь становится светлой, чистой; наши дни жизни становятся такими, которые мы забыть не можем, потому что мы каждый день благодарим Бога за то, что Он нам дал.

Даже если что-то Господь нам не дал, то подчас мы смотрим на это, как некогда смотрели люди на блаженную Матрону Московскую. Подчас мы думаем про таких людей, что они больные, и они никакую в принципе пользу в жизни не могут принести. Ведь за ними ухаживать надо. Она родилась слепой. К ней приходили и бедные и богатые, и здоровые и больные; и даже тем малым, что Господь ей дал, она смогла послужить своим ближним, она смогла послужить Богу – да так, что еще вопрос встает: кто лучше видит? Тот, у кого зрение хорошее? Она, будучи слепой и ничего не видя, давала такие советы, которые исправляли жизнь людей тех, которые вроде бы хорошо видели.

Человек, даже имея глаза, не всегда ими видит. Почему? Если глаза зашорены грехом, если они направлены на то, чтобы подсмотреть за другим человеком и его осудить; подсмотреть, чем он занимается; направлены на то, чтобы удовлетворить любопытство; на то, чтобы какому-то греху послужить. Правильное ли зрение у такого человека? У кого правильнее – у блаженной Матроны Московской или у нас?

Когда наблюдаешь за жизнью, то понимаешь, что за то, что Господь дает, – если это переносить и принимать с благодарностью – Он воздаст и великую награду. Он дарует такую благодать, такой мир на душе и на сердце, такой положительный духовный опыт, которым ты сможешь поделиться и с другими людьми.

Сегодня мы празднуем память мученика Феодора Тирона. Этот день связан с его мученической кончиной, а наипаче, сегодняшнее его почитание в первую неделю Великого поста связано со временем Юлиана Отступника. Сам Юлиан воспитывался среди христиан, среди великих учителей христианских, и очень хорошо знал христианство изнутри. Однако, когда он стал императором, то решил возродить язычество в Римской империи.

Самое, наверное, сложное для каждого из нас, когда мы видим перед собой вроде бы православного христианина, который и в храм ходит, но который начинает внутренне противиться Богу. Такой человек, зная все изнутри, пытается, как это бывает среди родных, – плюнуть тебе в самый укромный и потаенный уголочек души. Это очень болезненно, ведь никто, кроме самого близкого тебе человека, не знает о тебе так много. Так получается, что от другого, чужого человека можно иметь больше чести, нежели чем от родного, близкого, тому, кому он практически благоволит всю жизнь.

И Юлиан Отступник, тоже можно сказать, был близким, и знал христианство очень хорошо; и для того, чтобы привести в смущение людей, что он решил? Он решил втайне дать указание, чтобы в тех местах, где христиане покупают продукты в Великий пост, все окропить идоложертвенной кровью, а потом, когда христиане купят и съедят, объявить об этом и так смутить всех христиан, населяющих город.

Но великомученик Феодор Тирон явился епископу и предупредил об этом, поэтому у христиан не было смущения. Вместо того , чтобы покупать продукты на рынке, они просто сварили пшеницу (дома у каждого всегда есть хлеб, а тогда была пшеница) с тем, что было из разных фруктов, и это ели, чтобы не оскверниться.

Поэтому для каждого из нас пост является не только внешним воздержанием. Хотя оно тоже важно, потому что оно дисциплинирует человека, оно в духовной жизни дает правильный импульс, чтобы мы не расслабляли ни свою душу, ни свое тело. Человек, который расслабляет свою душу, расслабляет и тело, а потом впадает в грех. Чтобы этого с нами не произошло, каждый из нас должен постом стараться себя дисциплинировать, держать себя так, чтобы не повредить своему здоровью, и отказаться наипаче не столько от пищи, сколько от злых дел. Глаза, уши, руки и все наши телесные органы не направлять на служение греху, но направлять на добро своим ближним и всем, кто нас окружает. Если мы будем так стараться жить, то в нашем сердце появится то, чего каждый желает.

Вот современное слово, которое очень часто употребляют, – хочет человек достичь гармонии. А как ты гармонии достигнешь? Когда будешь счастливым? Мир будет в душе, когда благодать Божия в сердце войдёт,  когда совесть не будет тебя ни в чем упрекать – вот тогда ты достигнешь гармонии. Потому что будешь честным и перед Богом, и перед своей совестью, и перед теми людьми, которые тебя окружают.

Поэтому постараемся в дни Великого поста держать себя именно в таком духовном устроении, чтобы жить мирно и благочестиво, подвизаясь и показывая другим, какими действительно могут быть настоящие христиане, чего они в своей жизни могут достигнуть не благодаря средствам или материальным возможностям, но благодаря тому, что все то, что им дает Господь, они направляют во благо, а не на зло.


8 марта 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.