Проповедь в понедельник первой седмицы Великого поста. Епископ Сергиево-Посадский Парамон


Как быстро бежит время… Сегодня мы первый раз в период этой Четыредесятницы слушали канон преподобного Андрея Критского. Он начинается словами: «Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний?» Эти слова каждый из нас может про себя сказать, когда посмотрит на свою жизнь повнимательней. Действительно, то дело, которое мы призваны совершить — очень великое, трудное и сложное. Почему? Потому что основная наша цель — спасти свою душу. Но что мы делаем, когда живем здесь? Каждая ли наша мысль занята тем, чтобы думать о спасении своей души? Мы живем так, что собираем только грехи. И если мы серьезно подходим к периоду Четыредесятницы, то видим, что плохих дел столько, что не знаешь откуду даже начать. С чего начать? Как провести хотя бы отдельный промежуток времени, чтобы хоть немного преуспеть на пути, который ведет ко спасению? 


Преподобный Андрей Критский написал проникновенный кондак: «Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитится; воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй». Эти слова приводят каждого из нас к памяти о смерти. Что страшнее смерти может быть? Ничего. Ее одинаково боятся бедные и богатые, сильные и слабые. Ведь мы не знаем, что за этим порогом нас ждет. Когда холодок смертного дыхания проносится мимо нашего взора, тогда действительно душа смущается. Почему? Потому, что она смотрит назад. Смотрит на то, как проведено было время жизни, что было сделано, и в чем можно найти точку опоры. Бывает так, что ничего не находит. Нечем оправдаться перед Богом за свою жизнь. Не на что опереться, ничего сделано не было. Хотя время Господь каждому из нас дал.

С чего же нам начать покаяние, которое приводит нас в нормальное состояние. В состояние, которое открывает человеку глаза, которое отрезвляет ум, и человек видит более правильно себя. Таким, каким он есть, и таким, каким он должен быть. 


Преподобный Ефрем Сирин в своих молитвах дает нам указание, откуда можно начинать покаяние: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми». Святые отцы говорят, что праздность есть мать всех грехов. Когда человек находится в праздности - разленился, расслабил свой ум, невнимателен к себе, к своей жизни, беспечно проводит время, - то любой помысл, грех, страсть берет над ним верх. Человек даже не замечает, как приходит недобрый помысл в его душу. Он расслабился и не находится в трезвом состоянии, как человек, упившийся вином. В праздности любые страсти могут легко пленить душу, ум, сердце. Когда страсть пленяет душу, то мы начинаем ей служить. Она не может насытиться, а мы не можем ее искоренить. И от этого состояния, когда, вроде как, не можем ничего сделать, мы приходим в уныние. Ведь мы находимся в праздности, празднословии, в суетных делах, которые отвлекают нас от того состояния, до которого мы дошли.


Весь современный мир направлен на то, чтобы человек сжигал свое время, чтобы не жил настоящей жизнью, чтобы он находился в праздности. Для этого есть радио, телевизор, телефон, всевозможные гаджеты и интернет. Человек столько времени проводит в праздности, что не замечает, как быстро проходит его жизнь. Человек перестал ценить время. 

Время молодости нужно направить на то, чтобы что-нибудь в своей жизни сделать. Чтобы подняться из-за компьютера, потому что информация, которая вливается в душу человека, не всегда бывает полезной, а по большей части - вредна. И человек не может помочь своему ближнему, не может уделить другому внимание. Уже дошло до того, что мы перестали общаться друг с другом. Люди перестали сострадать другу другу. Все происходит как будто на экране, как будто это не в нашей жизни происходит. Горе не касается нашего сердца, мы становимся не милосердны. 

Итак, от праздности рождаются все наши беды. Если человек в бездействии и ничего не предпринимает, то даже Господь не может ему помочь. Поэтому преподобный Андрей Критский и говорит, чтобы мы воспряли, поднялись, сделали первый шаг, чтобы мы вышли из праздного состояния.


И когда мы будем искать, что бы сделать такого, чтобы принести какую-то пользу, чтобы душе была отрада, чтобы не было стыдно за свои поступки, за свою жизнь, за то короткое время, которое мы находимся на этой земле; когда мы будем по-другому относиться к времени, которое нам определено, когда будем спешить делать добро, тогда будет на душе радость и не будет никакого уныния, которое приходит из-за праздности. 

Когда мы не будем терять время на развлечения, тогда мы сможем проводить его с Тем Единым, Кто дает силу для борьбы со страстями. Мы сможем проводить время в делании, которое приносит пользу. Праздность пользу не приносит.  Праздность приносит горе, смуту в душу, отчаяние. 

Если мы действительно подумаем о своей жизни, посмотрим на нее через призму последнего момента, после которого мы должны будем предстать перед судом Божиим, то мы по-другому будем относиться к тому времени, в котором живем. Будем совершенно по-другому оценивать каждый момент своей жизни. Будем стараться делать шаги, которые приблизили бы нас к Богу. 


Пусть Господь поможет нам сделать первый шаг на пути к покаянию. Пусть Господь поможет нам не находиться в праздности. Пусть Господь поддержит нас в это время поста, чтобы мы почувствовали настоящий вкус жизни. Ведь человек, питающийся грехом, теряет вкус чистой жизни, которая приходит от воздержания, от старания жить по-Божьему. Для того, чтобы этот вкус себе привить, нужно потрудиться.

Есть вещи, которые невозможно купить. За материальные средства невозможно купить ни смирение, ни любовь к ближнему, ни целомудрие. Это в своей жизни можно или сохранить, благодаря подвигу личной жизни, или навыкнуть в добродетели. Других вариантов нет. 

Не нужно находиться в праздности. Каждое мгновение находиться в трезвости ума, посте, молитве и доброделании. Чтобы этот грех никогда не владел нами, чтобы мы могли следовать за Христом туда, где радость. И радость не только на земле, но и там, в вечных обителях.

Проповедь наместника Троице-Сергиевой Лавры епископа Сергиево-Посадского Парамона после Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в понедельник 1-й седмицы Великого поста


3 марта 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.