Проповедь о послушании. Архимандрит Илия (Рейзмир)

Проповедь о послушании. Архимандрит Илия (Рейзмир)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Ныне мы совершаем поприще Великого поста, поприще покаяния и исправления нашей жизни, завершающееся страданиями Христовыми и Светлым Его Воскресением. И сегодня мы поговорим о послушании, которое, по слову преподобного Иоанна Лествичника, есть такая добродетель, без которой никто из связанных страстями не узрит Господа.

Образ послушания дал нам в Себе Сам Господь, как об этом сказано в Евангелии: «Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Ин. 6:38) и «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24).

Поэтому истинный послушник — это подражатель Христу. Всё упование свое возложил он на Бога, и потому душа его всегда в Боге, и Господь дает ему Свою благодать, и эта благодать учит душу всякому добру и дает силы пребывать в добре. Он видит зло, но оно не прикасается к его душе, ибо с ним благодать Святого Духа, которая хранит его от всякого греха, и он пребывает в мире и легко молится Богу.

Душу послушного любит Дух Святой, и потому он скоро познает Господа и получит дар сердечной молитвы. Он предался воле Божией, и за это даруется ему свобода и покой в Боге, и он молится чистым умом, а гордые и непослушные не могут чисто молиться, хотя бы и много подвизались. Они не знают ни того, как действует благодать, ни того, простил ли им Господь грехи. А послушный ясно знает, что Господь простил ему грехи, потому что слышит он в душе своей Духа Святого.

Гордые и самочинные не дают в себе жить благодати и потому никогда не имеют мира душевного, а в душу послушного легко входит благодать Святого Духа и дает ему радость и покой.

Все ищут покоя и радости, но мало кто знает, где найти эту радость и покой и что требуется, чтобы достигнуть их. Кто носит в себе хотя бы малую благодать, тот с радостью подчиняется всякому начальству. Он знает, что Бог управляет и небом, и землею, и преисподнею, и им самим, и его делами, и всем, что есть в мире, и потому всегда бывает спокоен. Послушный предался воле Божией и не боится смерти, потому что душа его привыкла жить с Богом и возлюбила Его. Он отсек свою волю и потому ни в душе, ни в теле не имеет такой брани, которая мучит непокорного и своевольного. Истинный послушник ненавидит свою волю и любит своего духовного отца, и за это получает свободу молиться Богу чистым умом, и душа его свободно, без помыслов, созерцает Бога и в Нем спокойна. Он скоро приходит в любовь Божию ради смирения своего и за молитвы своего духовного отца.

Божия Матерь сказала преподобному Серафиму: «Дай им (монахиням) послушание, и кто соблюдет послушание и мудрость, те будут с тобою и близ Меня».

Видите, как просто спасение. Но мудрости надо учиться долгим опытом. Дается она от Бога за послушание. Послушную душу любит Господь, а если любит, то чего бы ни попросила душа у Бога, даст ей. Как раньше, так и теперь Господь слушает молитвы наши и исполняет прошения.

Почему святые отцы послушание ставили выше поста и молитвы? Потому, что от подвигов без послушания рождается тщеславие, а послушник всё делает, как ему сказано, и не имеет повода гордиться. Кроме того, послушный отсек свою волю во всем и слушает своего духовного отца, и потому ум его свободен от всякой заботы и чисто молится. У истинного послушника на уме один Бог и слово старца, а у непослушного ум занят разными делами и осуждением старца, и потому не может он созерцать Бога.

Послушанием хранится человек от гордости; за послушание дается молитва, за послушание дается и благодать Святого Духа. Вот почему послушание выше поста и молитвы. Если бы падшие ангелы сохранили послушание, то пребыли бы на небесах и пели бы славу Господню. И если бы Адам сохранил послушание, то и он, и все мы пребывали бы в раю. Но и ныне возможно вернуть себе рай покаянием.

Дорогие братья и сестры, будем же искренне каяться, каждый вечер проверяя свою совесть, о совершенных за день прегрешениях. Будем усердно прибегать к церковным таинствам, исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин. Наипаче же будем твердо хранить нашу православную веру, прилежно изучать учение ее и свидетельствовать об истине ее нашим ближним. Аминь.

Источник: Илия (Рейзмир), архимандрит. Проповеди. - 2-е изд., доп. СТСЛ, 2016.


1 апреля 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.