Проповедь о кротости и смирении. Архимандрит Виталий (Мешков)

Проповедь о кротости и смирении. Архимандрит Виталий (Мешков)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

«Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29). Братья и сестры! Господь наш Иисус Христос сошел на землю для того, чтобы спасти весь род человеческий. Приняв человеческую плоть, Он показал глубочайшее смирение, начиная с Рождения, ибо родился в убогих яслях, проводя земную жизнь, не зная где главы приклонить, и кончая позорной смертью на Кресте. Об этом апостол Павел говорит: «Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8).

Будучи смиренным, Господь и нас призывает учиться у Него кротости и смирению. «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29). Христос, приступая к проповеди святого учения, начал с призыва к смирению: «И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:2–3). 

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Кто намеревается строить большой и великолепный дом, тот полагает и основание соответственное, чтобы оно могло выдержать тяжесть, которая впоследствии будет лежать на нем: так и Христос, начиная возводить в душах учеников великое здание любомудрия, наперед полагает увещание к смиренномудрию, как твердое и непоколебимое основание, – первую и нижнюю часть здания, зная, что, когда эта добродетель вкоренится в сердцах слушателей, то и все прочие добродетели могут уже безопасно созидаться. Поэтому, когда нет в человеке этой добродетели, тогда он напрасно и без пользы будет трудиться, хотя и совершит все прочие добродетели».

Немало труда, по словам старца Силуана, надо положить и немало слез надо пролить, чтобы удержать смиренный дух Христов, а без него угаснет в душе свет жизни, и он умирает. Тело иссушить постом можно, но душу смирить так, чтобы она постоянно была смиренна нелегко и не скоро возможно. Преподобная Мария Египетская 17 лет боролась со страстями, как с дикими зверями, и только тогда обрела покой; а ведь тело она иссушила скоро, потому что в пустыне ей нечем было питаться.

Возлюбленные братья и сестры, чтобы иметь мир в душе, нам необходимо всех любить, как самого себя, и каждый час быть готовым к смерти. Когда душа помнит смерть, то приходит в смирение, и вся предается воле Божией и желает быть со всеми в мире и всех любить. Гордой душе Господь не являет Себя, гордая душа, хотя и все книги изучила, никогда не познает Господа, ибо она гордостью своей не дает в себе место благодати Святого Духа, а Бог познается только Духом Святым. И как говорит апостол Петр: «Все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5:5).

Смирение, по слову преподобного Симеона Нового Богослова, заключает в себе «послушание, терпение, признание человеческой немощи, благодарение Богу за все [за] славу и бесчестие, здоровье и болезнь, богатство и бедность». Смиренный человек боится нарушить заповеди Божии и потерять милость Господню. Поэтому он никого не обижает, никого не судит, никому зла не творит. Всякий грешный человек для него – несчастный человек, требующий участия, а не осуждения. Смиренный судит только себя, находя в себе множество грехов и постоянно каясь в них. Среди людей он кроток, мирен и доброжелателен. Среди различных неожиданных обстоятельств сохраняет спокойствие духа и преданность воле Божией.

Возлюбленные братья и сестры, говоря о смирении, нельзя не упомянуть и о кротости. Чтобы нам укрепиться в добродетели смирения, мы вначале должны научиться кротости. И как говорит преподобный Иоанн Лествичник: «Солнцу предшествует утренний свет, а всякому смиренномудрию (смирению) предтеча есть кротость. Итак прежде солнца нам должно озариться светом, и потом мы уже яснее воззрим на солнце; ибо невозможно узреть солнце тому, кто прежде не просветится [тем] светом». По определению катехизиса митрополита Филарета (Дроздова), кротость христианская есть «тихое расположение духа, соединенное с осторожностью, чтобы никого не раздражать и ничем не раздражаться».

Кротость, по словам святителя Иоанна Златоустого, заключает в себе столь чудную силу, что не только сама бывает тверда и непоколебима, но тихим и легким способом благотворного своего влияния утверждает все вокруг себя. Кротость, как тихая река, течет ровно и мирно в пределах своей деятельности. В сердце кроткого почиет мир и покой. Кроткого все любят так, что перед ним смиряется и сама гордость. Кротость привлекает к себе очи Господни, покоящиеся преимущественно на кротком. «На кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом», – возвещает Господь (Ис. 66:2).

Вот как спасительно и драгоценны для нас смирение и кротость. Чтобы приобрести их, мы должны постоянно укорять, порицать и обвинять себя во всем, считать себя всегда ниже всех, сострадать ближним во всех скорбях, болезнях, помогать им во всем, тогда от нас удалится всякая гордыня, а будет вкореняться кротость и смирение. Будем усердно молиться Господу нашему Иисусу Христу, чтобы Он помог нам избавиться от гордости и стать на путь кротости и смирения. Иначе невозможно быть учеником и последователем Того, Кто смирился до смерти, до смерти крестной«Если кто хочет идти за Мною, – возвещает Святое Смирение, – отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24). Аминь.


25 июня 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.