Проповедь насельника Троице-Сергиевой Лавры архим. Илии (Рейзмира) в Неделю Всех святых




Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодняшний праздник говорит нам о том, что священный огонь должен быть всегда в наших душах. Почему же наши души, осиянные Духом Святым, не веют в поднебесье? Почему наша жизнь влачится только на земле? Почему люди потеряли Божественный огонь сейчас, не горячи и не холодны [1], равнодушны, беспечны к своему спасению? Сегодняшний праздник отвечает нам на эти вопросы и шлет нам укор. В нас погас огонь веры, закрыты двери, души влачатся по земле. Мы — в какой-то степени — материалисты. Нам нужны факты. Так вот, ликующая Церковь святых — разве это не факт, укоряющий нас? Сегодня праздник всех рожденных от Пятидесятницы. Праздник не только прославленных святых затворников, блаженных, святителей. Сегодня праздник всех сынов Пятидесятницы, всех известных и неизвестных новомучеников и всех наших усопших. Святой апостол Павел в своем послании сегодня говорит нам о ветхозаветных праведниках, которые верою побеждали царства, творили правду, хотя у них была вера во что-то туманное, чего они не видели. Несмотря на это, вера их была так сильна, что они ради нее были побиваемы камнями, скитались, терпели недостатки и скорби. Те, кого весь мир был недостоин, скитались по пещерам и горам. Вот какие были эти души! Почему же наши души хилые, унылые, холодные, почему же мы не на небесах?

Святой апостол Павел в своем послании говорит, какой должна быть жизнь, объятая огнем, которого не осязаем: «Встань, спящий, и воскресни, и осветит тебя Христос» [2].

В сегодняшнем спасительном чтении указывается, что мы мертвые духовно, потому что связаны грехом. Это 一 сила разрушительная, это — наша смерть. Грех нас обескрыливает, обессиливает и мешает идти по пути спасительному. Поэтому, дорогие братья и сестры, постараемся сбросить с себя это бремя греховное, как боец на арене, который бежит, чтобы получить приз, а если падает, то снова встает и бежит. Так и мы, если уж вышли на спасительную борьбу, так будем стремиться к цели изо всех сил, зная, что наша брань не против плоти и крови, но против духов поднебесных. Единственное условие, которое должен при этом каждый помнить: все мы дети Пятидесятницы, все мы призываемся прикоснуться к Божественному огню, чтобы освятить и оживотворить свою душу и войти в собор праведников — всех святых. Жившие среди нас, они были не от мира сего, жили не по духу мира среди молвы и попечений житейских, соделали душу и сердце свои чистой и святой обителью Духа Святого. Для этого именно и празднует торжественно Святая Церковь память Всех святых, чтобы мы подражали вере и жизни их на земле, усвоив их святые обычаи и нравы, их образ мыслей и чувств, все их дела и поступки, их непреклонную твердость в исполнении заповедей Божиих, их святую ревность к охранению и очищению себя от всякой скверны плоти и духа слезами покаяния и умиления, молитвенными подвигами и трудами.

Через некоторое время и мы явимся среди святых, отшедших от нас отцов и праотцов наших. Как показаться нам тогда перед лицом праведников, если окажемся по жизни и делам недостойными их святого сообщества? Они скажут в обличение нам: «Разве и мы не были подобострастными вам людьми? Разве и мы не подвергались многообразным соблазнам и искушениям? Разве и вам не подана была благодать Божия и все божественные силы к жизни и благочестию? От кого из вас закрыто было слово Божие, могущее умудрить каждого во спасение?» Так обличат и посрамят нашу леность и наше небрежение в отношении вечной участи души своей, и сделаемся безответными перед судом правды Божией. Пока находимся на спасительном жизненном пути, будем уподобляться им благочестивой и благоговейной жизнью в страхе Божием. При воспоминании о святых Божиих да ободрится дух наш и устремимся вослед их по силам нашим.

Все святые имели такую же немощную плоть, как и мы, теми же окружены были искушениями, как и мы; но все это препобедили силой доброй воли, но больше — силой благодати Божией. В светлом сонме святых мы видим угодников Божиих во всяком звании и состоянии, во всяком возрасте, в мужском и женском поле. Есть спасшиеся в трудных подвигах апостольства, мученичества, пустынничества, но есть и те, кто угодил Богу, будучи среди мира, в семейной жизни, за обычными житейскими занятиями. Есть в сонме святых такие, которые были прежде великими грешниками, но и они спаслись и угодили Богу верой, покаянием и долготерпением.
Каждый из нас да изберет себе из лика святых образец для подражания по своему состоянию и званию, по своему полу и возрасту и, идя верно вслед его, угодит Богу, и обретет спасение в Царстве Небесном, которое да сподобит получить нам Своим человеколюбием и благодатью Господь наш Иисус Христос по молитвам Его святых. Аминь.


Источник: Илия (Рейзмир), архимандрит. Проповеди. - 2-е изд., доп. - СТСЛ, 2016.


Примечания

[1] См. Откр. 3, 15-16.
[2] Еф. 5, 14.



14 июня 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.