Проповедь насельника Троице-Сергиевой Лавры архим. Илии (Рейзмира) в 3-ю Неделю по Пасхе, святых жен-мироносиц

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Христос воскресе!

«Мироносицы жены, утру глубоку предсташа гробу Живодавца...»

Когда тайные ученики Христовы, святые праведные Иосиф и Никодим, совершали величайший подвиг — не убоявшись, испросили у Пилата пречистое тело Христово, с благоговением сняли Его с креста и с великими почестями погребали Его, святые жены-мироносицы сопутствовали им и видели, где и как погребали божественного Учителя.

Святые жены мироносицы
Святые жены-мироносицы

Окончилось все. Тело Спасителя снято с креста, помазано драгоценным миром и ароматами, обвито чистой плащаницей и положено в новом гробе, в саду Иосифа Аримафейского. Голгофа опустела.

Удалились и святые жены, обливаясь горькими слезами, переживая тяжелую сердечную скорбь. Увы! Не стало божественного Учителя, не стало Чудотворца, с Которым так отрадно жилось, небесному учению Которого все внимали с глубоким умилением. Темная пещера сокрыла Его, тяжелый камень с печатью приложен ко входу, стоит грозная стража с мечами. «О Спаситель наш! Учитель наш! Нам тяжело без Тебя: мы осиротели, кто утешит нас, кто научит нас, кто прольет отраду в наши скорбные сердца? Вот настала Пасха ветхозаветная: люди радуются, торжествуют, а у нас нет радости; тяжелая скорбь давит наши сердца, слезы льются из очей, потому что нет с нами Христа, а без Него не может быть радости, одна только скорбь, тоска и печаль! Как долго тянется этот день! Когда он кончится! Хотелось бы пойти и поплакать от души на дорогом нашему сердцу гробе, хотелось бы выплакать всю нашу жгучую скорбь и помазать миром пречистое тело дорогого нашего Учителя. Какая тяжелая, страшная скорбь постигла нас!..» — так думали святые жены-мироносицы в день Пасхи еврейской и горько, безутешно плакали. Наконец-то темная ночь спустилась над Палестиной; Иерусалим погрузился в тихий, безмятежный сон. Но не спят святые жены, сон бежит от их очей: они думают по прошествии ночи, чуть только забрезжит утренний свет, идти на гроб Господа, и как бы говорят одна другой: «О другини! Приидите, вонями [т. е. благовонием] помажем тело живоносное и погребенное!». Рано утром, когда еще было темно, они спешат ко гробу, видят в пещере ангелов, которые говорят им, что Христос воскрес. Да и сами они видят Воскресшего и слышат Его божественный голос: «Радуйтесь!» О радость! Неизъяснимый восторг! Христос, Которого они думали помазать миром, о Котором они так сильно скорбели, воскрес и даже Сам обрадовал их явлением Своим. Что может быть выше этой неописуемой радости?! Так святые жены-мироносицы первыми из людей после Матери Божией узнали о воскресении Господа. Такую великую награду получили они от Господа за свою любовь к Нему и усердие! Да, любовь чистая, святая, любовь высокая, небесная наполняла сердца святых жен, когда они собирались идти на гроб своего Учителя помазать миром Его пречистое тело, несмотря на то, что была еще тьма и стража стояла у гроба. Эту-то любовь и усердие ко Господу святых жен мы и вспоминаем, и восхваляем сегодня. Этой любви и мы должны подражать по мере своих сил. Можем и мы послужить Господу от своей любви и усердия, можем и мы принести миро на Его пречистое тело, подобно святым женам-мироносицам. Богатый! Одень и согрей нагого, накорми голодного, прими странника, приюти и обласкай сироту, удели часть от имений своих на благоукрашение святого храма Господня, — этим ты и принесешь благоговейное миро на тело своего Господа, Который Сам был беден, не имел где главы приклонить, Который любил бедных, сирот и странников, и все сделанное для них принимает как бы сделанное Ему Самому. Не прилагай своего сердца к сокровищам земным, а думай о себе как о не имеющем ничего.

И ты, бедняк, не скорби, не унывай о том, что ты беден, нищ и наг, ибо богат не тот, кто много имеет, а тот, кто малым доволен. Не сетуй на свой горький, тяжелый жребий, всегда помышляй, что рано или поздно окончится твоя тяжелая, горькая доля, будь доволен своею участью, служи любящему тебя Господу, представляй себе, что многие добровольно оставляли богатство, избегали его, как врага, любили нищету, чтобы беспрепятственно служить одному Богу. Настрой себя так, благословляй свою судьбу, — и ты принесешь драгоценное миро на пречистое тело своего Господа. И ты, друг мой, подавленный тяжелой скорбью и горькой печалью, не отчаивайся, не падай духом, не унывай, а бодрствуй, молись, прибегай к одному только Господу и Матери Божией, не ищи удовольствия в мирских греховных развлечениях, не поддавайся врагу, но предайся в волю Божию, отдайся Его всеблагому и премудрому водительству, помни и никогда не забывай, что многими скорбями нам надо войти в Царство Небесное; будь тверд, мужайся, крепись, — и ты принесешь дорогое миро на тело своего Господа, Он успокоит и скажет тебе: «Радуйся!», как сказал святым мироносицам. Всегда помни, что Бог есть Всемилостивый Отец и Он допускает и посылает скорби для нашей же пользы, для нашего спасения. Это несомненно, это непреложно, это святая истина!

И ты, усердный молитвенник, приносишь чистое миро на тело своего Господа, когда горячо, по-детски открыто молишься. Ты стоишь на молитве, сердечными очами веры зришь перед собой Господа, сердце твое трепещет и тает от блаженного, радостного умиления; ты весь, всем своим существом в Боге, чувствуешь близость Господа. Такая молитва — драгоценный бисер, благовоннейшее миро для Господа!

Так, каждый из нас, в каком бы звании и положении ни находился, может приносить благовонное миро своему Спасителю. Надо только возлюбить Господа всей душой и сердцем, а святая любовь нам всегда подскажет, что нужно делать в том или другом случае, как поступить в тех или иных обстоятельствах.

Как же достигнуть этой чистой, высокой, небесной любви к Господу? Размышлением о суетности и превратности жизни земной, представлением великих благодеяний, оказанных нам Господом нашим сотворением и искуплением; углублением в себя и раздумьем о своем назначении, а главное, — горячей, простой и искренней молитвой. Много труда на это надо положить, но труды нас не должны смущать в таком высоком и святом деле. «Господи! Помоги нам презреть любовь ко всему суетному, преходящему и сподоби любить Тебя всем сердцем!» — так мы должны молиться, и Господь услышит, укрепит нас в любви к Нему. А что может быть выше, дороже этой святой любви, которая не знает границ? Пламень этой любви не в состоянии угасить никакая сила в мире, как это ясно показали святые мученики. Этой-то любви, любви чистой, высокой, святой к нашему Господу и научимся от святых жен-мироносиц! Аминь.

Источник: архимандрит Илия (Рейзмир). Проповеди. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2010. С. 180-183. 


7 мая 2022

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.