Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) в двадцать вторую неделю по Пятидесятнице. О злых духах и о действии их на человека

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

... Встретил Его один человек... одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах... его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни; он... разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни.[1]

Вы сегодня слышали, дорогие братия и сестры, евангельский рассказ о бесноватом в Гадаринской стране и об исцелении его Иисусом Христом. Слышали, как бесы мучили несчастного человека и как бедственно влачил он свою жалкую жизнь? Видели божественную власть Иисуса Христа над целым легионом бесов, вселившихся в несчастного человека? Видели внезапную гибель множества животных, в которых вошли бесы по дозволению Спасителя?

istselenie-gadarinskogo-besnovatogo.jpg

Здесь дан образ человека, находящегося в плену зла, в руках сатаны. Такой человек живет словно бы в гробах, потому что его жизнь — путь смерти. На высотах самовлюбленности, на крутизнах гордости, на утесах эгоистической самости («я лучше других, умнее других... кто авторитет для меня?»), в рытвинах греха, в ущельях одной неправды, лжи, в пропастях смертных падений (особенно плотских) — вот где пролегают его тропинки.. Он жил в гробах, где нет жизни — ни растений, ни живности. Это путь смерти! На этом пути смерти человек уже не выносит ничего, что далеко от этого пути, все это он отрицает и осуждает... Душа, порабощенная злом, как будто продалась своему хозяину-диаволу и работает только ему... Отбрасывается, неприемлемым оказывается все, с помощью чего можно попытаться выправить душу, что содержит хотя бы намек на другой мир, отличающийся от мира зла. Все это вызывает бешеную ненависть, и человек, как безумный, рвет все жизненно важные связи добра. Он рвет связи чести, совести, долга, рвет семейные узы и, наконец, добирается до Бога и хулит Его, отвергает святые веления, твердые, как оковы, веления Божия закона.

И кто может укротить его? Хозяин, которому он предался, — зло, диавол. И только он властен над ним, только ему он работает.

Жалкое состояние, ужасное! И вы думаете, дорогие братия и сестры, что за рабство диаволу человек имеет счастье? Вот его счастье: всегда, днем и ночью... кричал он и бился о камни.

И действительно так. Вечная тревога, вечные хлопоты у многих из нас, вечная погоня за неуловимым «нужным для жизни». Бесконечный круг недовольства, тупиков и какой-то нескончаемой пустоты — кругом, при всех усилиях чем-то заполнить жизнь... И, конечно, крик отчаяния... Крик без устали ночью и днем как печать отверженности. И окружающее очень скоро превращается в то, что названо голыми камнями зла. Человек бьется о камни. Камни давят грудь. Он весь изранен, кругом — пути смерти.

Бесноватый, увидев... Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему. [2] Удивительное дело! Бес, существо, отпадшее от Бога, признает Бога и почитает Его... Издалека он увидел Христа, прибежал, поклонился Ему. Об этом же говорит святой апостол Иаков: «... бесы веруют и трепещут». [3] А вот грешник иной раз делается как бы ожесточеннее самого сатаны, и бежит от Христа, как жители гадаринские, и хулит, и ненавидит Его, а часто отрицает бытие Самого Бога и диавола.

Вслушавшись в сегодняшний евангельский рассказ, кто из нас усомнится, что злые духи действительно существуют и могут, по попущению Божию, за грехи причинять вред и людям, и неразумным животным, подвергать их разного рода мучениям и даже гибели.

В бытии злых духов нас убеждают книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, свидетельства святых отцов Церкви и жизнеописания угодников Божиих. В начале Библии повествуется, как в раю диавол явился в образе змия праматери нашей Еве и соблазнил ее вкусить запрещенный плод с древа познания добра и зла. Ева склонила к этому праотца Адама, оба они оказались преступниками заповеди Господней и подверглись наказанию от Бога — изгнаны были из рая сладости и осуждены на временные бедствия. Оттого-то диавол и называется человекоубийцей искони от начала. [4]

А в книге Иова говорится, что диавол, по попущению Божию, сперва отнял имущество и погубил детей у праведного Иова, а потом поразил его самого лютой проказой.

Святой апостол Иоанн учит: «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола». [5] Сам Спаситель во время сорокадневного пребывания Своего в пустыне не раз искушаем был сатаной: то возбуждаем был им к нетерпеливости, то к тщеславию, то к властолюбию. [6] Из бесноватых изгонял бесов и Сам Спаситель и святым апостолам дал власть изгонять их. [7] Святой апостол Петр пишет: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш, диавол, ходит, как рыкаюший лев, ища, кого поглотить». [8] Из всех приведенных указаний Священного Писания явствует, что диавол есть существо действительное, а не воображаемое, существо личностное, имеющее разум и волю. Святая Церковь наша и ее святые отцы и учители единогласно свидетельствуют о том, что есть царство сатаны, есть падшие ангелы, которые не только люты сами по себе, но и исполнены ненависти к Богу и людям, которые стараются вредить душе и телу человека, но истинный христианин может им противиться.

О том же свидетельствуют жизнеописания святых. Почитайте их, и вы увидите, каких только козней не строил диавол, в каких видах не являлся, как неустанно боролся со святыми, как открыто признавался, чем они побеждают его. Очевидно, что вера в бытие злых духов была всеобщей в роде человеческом. Кто верует в Бога и в божественное откровение, тот верует также в существование злых духов и влияние их на человека. Только люди, отвергающие личного Бога, отвергают и бытие диавола.

Действия диавола, которыми он старается склонить человека на грех, очень разнообразны. Диавол являлся святым Божиим людям и в богоподобном виде, как преподобному Пахомию, и в виде ангела света, как Симеону Столпнику, и в виде змеи, как прародительнице Еве, и в других чувственных образах. Одних подвижников благочестия он устрашал ужасными видениями, чтобы отвлечь их от богомыслия и повергнуть в уныние, а в других возбуждал смех и разные неблаговидные порывы, чтобы понемногу довести их до рассеянности и самозабвения; в одних производил расслабление сил и дремоту, чтобы помешать их доброделанию и молитвенным подвигам, а в других воспламенял кровь и возбуждал восстание плоти, чтобы повредить чистоту их души и тела; перед одними рассыпался в похвалах, чтобы расположить их к самомнению, гордости и тщеславию, а других преследовал оскорблениями и поношениями, чтобы поколебать их терпение и довести до раздражительности, злобы и мести; одних лишал всего и ввергал в нищету, чтобы вызвать у них ропот и хулу против Бога, подбить на обман, воровство, грабительство, божбу, клятвопреступление, покушение на жизнь других или самих себя, а другим пособлял разбогатеть, чтобы они вдались либо в роскошь, щегольство, мотовство, высокомерие, либо — в скупость, скряжничество и жестокосердие, либо выставляли себя как идола для других, либо сами преклонялись перед маммоной, как перед Богом; одним внушал излишнее упование на милосердие Божие, чтобы способствовать их разленению, беспечности и самодовольству, а в других посевал отчаяние, и они теряли надежду на милость Божию, и все это — чтобы удержать их от раскаяния и самоисправления, склонить к ожесточению и привести к погибели. Если сказать кратко, то диавол всегда сообразует свои искушения с расположением души каждого.

Но, несмотря на разнообразие ухищрений диавола, искусившиеся в борьбе с ним знали, каким оружием ограждаться от его стрел. Склонял их диавол к невоздержанию в пище и питии, разжигал в них похоть плотскую, подвижники благочестия вооружались против него постом, молитвой, телесными трудами и крестным знамением. Подстрекал их к раздражительности и злоречию, они давали обет молчания, противопоставляли ему терпение. Возбуждал в них гордость и самомнение, — они защищались смирением. Поселял в них отчаяние или излишнее упование на милость Божию, — они прежде греха представляли себе правосудие Божие, чтобы не согрешить. А по согрешении помышляли о великости милосердия Божия, чтобы не впасть в отчаяние Иудино. Прибегал к насилию против них — они сопротивлялись ему именем Божиим и Христовым. Располагал их к рассеянию и разленению — они принуждали себя к молитве и чтению слова Божия.

Вот и примеры, подтверждающие это. Преподобный Даниил рассказывал, как одного пустынника пригласили к себе родители бесноватой для того, чтобы он изгнал из нее беса. Лишь только монах вошел в дом, как бесноватая дала ему пощечину: пустынник, по заповеди Господа, обратил ей и другую ланиту. Демон, мучимый этим, вскричал: «Какая сила! Заповедь Иисуса Христа изгоняет меня!» Девица тотчас исцелилась. А преподобным Макарию Египетскому и Феодоре диавол прямо сознался, что ничто так не побеждает его, как смирение.

Священномученику Киприану бесы, не колеблясь, заявили: «Мы не можем смотреть на крестное знамение и бежим от него, ибо оно, как огонь, опаляет нас и далеко прогоняет». «Именем Иисусовым всегда бей ратника [то есть бесов]», — учит преподобный Иоанн Лествичник. Имя Иисусово крепче стали, тверже гранита. По свидетельству аввы Иова, нет крепче щита, нет сильнее оружия в духовной брани, чем Иисусова молитва. «Как никто не смеет приблизиться к тому, кто беседует с земным правителем, и пресечь беседу, которую он ведет, так и демоны не дерзают приближаться к тому, кто беседует с Богом», — вещает преподобный Симеон Новый Богослов. Сам Спаситель говорит, что род бесовский изгоняется молитвой и постом.

Думай постоянно о чем-нибудь духовном и добром, чтобы диавол всегда находил тебя занятым; пока человек пребывает в духовном делании, враг не может поразить его, уверяют блаженный Иероним и преподобный Пимен Великий. Чтение Священного Писания — это великая защита от греха, учит авва Епифаний.

Итак, дорогие братия и сестры, несомненно веруя в бытие злых духов и в пагубное влияние их на нас, воспользуемся в борьбе с ними тем оружием, которое заповедал и даровал нам Господь и каким сражались с ними святые угодники Божий, на какое и нам указали. Неукоснительно следуя за победителем диавола, ада и смерти Господом нашим Иисусом Христом и Его Святой Православной Церковью — этим столпом и утверждением истины, следуя примеру и указанию доблестных воинов Христовых, и мы можем выйти победителями из борьбы с врагами нашего спасения — духами злобы поднебесными. [9] Аминь.


Источник: Архимандрит Илия (Рейзмир). Проповеди. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2010. С. 314-319


ПРИМЕЧАНИЕ

[1] Мк. 5, 4-5.

[2] Мк. 5, 6.

[3] Иак. 2, 19.

[4] Ин. 8, 44.

[5] 1 Ин. 3, 8.

[6] Мф. 4, 2-10.

[7] Мф. 10, 8.

[8] 1 Пет. 5, 8.

[9] См.: Еф. 6, 12.


STSL.Ru


9 ноября 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.