Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) в двадцать пятую неделю по Пятидесятнице. О вере

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры! Проповедуя Евангелие Царствия Божия, Господь наш Иисус Христос прежде всего требовал от людей веры, веры живой и несомненной, и ради такой веры Он совершал великие знамения и чудеса. Так, в сегодняшнем евангельском чтении говорилось о двух великих чудесных благодеяниях, оказанных Спасителем, — кровоточивой женщине и начальнику еврейской синагоги Иаиру. Единственная двенадцатилетняя дочь Иаира была при смерти. Он приходит к Господу, просит войти к нему в дом и помочь ему в беде. Христос Спаситель тотчас же пошел к Иаиру. Но пока Он шел, приходит некто из дома Иаира и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя. [1] Сердцеведец Господь, заметив скорбь любящего отца, сжалился над ним и сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет. [2]Эти слова были радостны для Иаира. И действительно, войдя в дом его, где все плакали и рыдали об умершей, Господь, взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. [3] И она тотчас ожила и встала, после чего Господь велел дать ей есть.

IER-005-00.jpg

Но когда Господь шел к Иаиру, Его окружало множество народа, который теснил Его. Среди этого народа была одна женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, которая потратила на врачей все свое имение, но ни одним из них не могла быть вылечена. Услышав о Иисусе Христе, она не усомнилась в Его всемогущей силе, но размышляла в сердце своем, что если и к одежде Его прикоснется, то выздоровеет. Проникнутая такой живой и глубокой верой, она подошла сзади к Спасителю, прикоснулась края риз Его и тотчас исцелилась. Господь наш Иисус Христос, видя такую глубокую веру жены, отпустил исцелившуюся и напутствовал ее словами благодатного одобрения: «Дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром». [4] Такова сила веры в истинного Бога! Для верующего человека все возможно. «Верующий в Меня, — говорит Господь, — дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит». [5] Что же такое вера? Святой апостол Павел говорит, что вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом как бы в видимом. [6] Вера служит основой христианского богоугождения, ибо без веры угодить Богу невозможно. [7] Она есть начало и основание нашей духовной жизни, на котором зиждется наше спасение во Христе Иисусе.

Живая вера есть дар Божий, и дается она тем, кто всей душой ищет истину и жаждет познания о Христе. Вера заключается в том, чтобы принять всецело учение о Боге, открытое Самим Богом. Это учение божественное, богооткровенное, оно превосходит человеческий разум и поэтому не может быть принято иначе, как сердечным чувством, верой. «Я знаю, что Бог есть, — говорит святитель Василий Великий, — но что такое есть сущность Его, поставляю это выше разумения. Поэтому как спасаюсь? Через веру. А вера довольствуется знанием, что Он есть (а не что такое Он есть), и ищущим Его воздает [8] и открывается». [9]

Для того чтобы достичь спасения, недостаточно одной рассудочной, холодной веры, но необходима живая, твердая, неколеблющаяся вера, вера, действующая любовью [10], то есть вера, сопровождаемая исполнением евангельских заповедей. «Человек оправдывается делами, а не верою только», — учит святой апостол Иаков [11]. Такую деятельную веру и проявили Иаир и исцеленная женщина, о которых говорит нам сегодняшнее евангельское чтение. Будем и мы подражателями их вере, и каждый по своей нужде и потребности получит исцеление души и тела, Господь и ныне постоянно пребывает с нами невидимо — Своим божественным вездеприсутствием, Своею благодатью, силой и видимо — во святых тайнах тела и крови Своей. «Я с вами во все дни до скончания века», — говорит Спаситель. [12] Господь с нами здесь, в этом святом храме, и принимает наши молитвы, наше покаяние, наше славословие и благодарение, являет в нас Свою милость. Он избавляет от грехов и скорбей, просвещает, очищает, освящает и утешает всех, с искренней верой молящихся и к Нему прибегающих. Здесь, во святом храме, мы можем и должны прикасаться сердечно верой ко Господу Богу, как та исцеленная женщина. Мы все от юности страдаем душевным гноетечением многоразличных грехов, страстей и пороков; от ежедневного диавольского наводнения нечистых, скверных, злых, лукавых, соблазнительных помыслов и чувств. Только Господь наш может исцелить нас от этого тлетворного, скверного и греховного течения. Поучимся простой и живой вере в Господа у исцеленной женщины. Много народа следовало за Христом, многие, конечно, прикасались к одежде Его, но это были прикосновения без веры, машинальные, как и ныне многие из нас как бы машинально приходят в храм и стоят в нем, не имея сердечной молитвы и веры в Господа, здесь присутствующего. Только одна женщина прикоснулась к Нему с великой верой и получила исцеление. Будем же и мы так приходить в храм святой, чтобы всегда живой верой, покаянием и сердечной молитвой получать у Господа исцеление наших душевных и телесных недугов, скорбей, страстей и очищение от бесчисленных своих прегрешений.

Дорогие братия и сестры, обратим внимание свое еще раз на нынешнее евангельское чтение. Когда Господь увидел плакавших и рыдавших родных умершей дочери Иаира, Он сказал: не плачьте, она не умерла, но спит. [13] Эти слова для нас весьма утешительны. Жизнодавец Господь называет нашу смерть сном. Почему? Потому что будет общее воскресение мертвых как общее пробуждение от сна. Далее мы слышали, как Господь, взяв умершую отроковицу за руку, возгласил: девице! встань. [14] И она тотчас ожила и встала. Вот, братия и сестры, образ нашего будущего воскресения, подобный голос Сына Божия услышат мертвецы во второе пришествие Его и, услышав, оживут, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения. [15]

Итак, будем веровать в Господа нашего Иисуса Христа, в воскресение мертвых и будущую вечную жизнь живой, глубокой, сердечной верой. И не только веровать, но будем и жить по-христиански, чтобы достигнуть блаженного воскресения — наследия святых. Будем стараться быть воздержанны и целомудренны, терпеливы, незлобивы и смиренны, снисходительны, милосердны и единодушны, прощая друг друга, помогая, вразумляя и наставляя друг друга на пути к вечному Царству Небесному. А особенно будем смиренно молить Господа, чтобы Он послал Свою благодатную помощь, укрепил нашу веру и научил нас, как нам спастись. Ему же подобает слава, честь и поклонение ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Архимандрит Илия (Рейзмир). Проповеди. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 2010


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Лк. 8, 49.

[2] Лк. 8, 50

[3] Лк. 8, 54

[4] Лк. 8, 48.

[5] Ин. 14, 12.

[6] Евр. 11, 1.

[7] Евр. 11, 6.

[8] Евр. 11, 6.

[9] Свт. Василий Великий. Творения. Ч.7. С. 139.

[10] Гал. 5, 6.

[11] Иак. 2, 24.

[12] Мф. 28, 20

[13] Лк. 8, 52.

[14] Лк. 8, 54.

[15] Ин. 5, 29.


STSL.Ru


22 ноября 2015

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.