Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) в четвертую неделю Великого поста. О вере

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. [1] Дорогие братия и сестры! Проповедуя Евангелие Царствия Божия, Господь наш Иисус Христос требовал от людей прежде всего веры, веры живой и несомненной, и ради такой веры Он совершал великие знамения и чудеса. Насколько велико значение веры в человеческой жизни, видно из сегодняшнего евангельского чтения.

Исцеление.jpg

У одного человека был сын, с детства одержимый духом немым [2], то есть наиболее упорным в своей власти над человеком. Жестоко и бесчеловечно обращался этот бес со своим подчиненным, бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его [3]. Власть диавола настолько сильна, что когда он был изгнан, то больной сделался, как мертвый . [4]

Духу этому могла противостоять лишь горячая вера в силу Божию, могущую избавить больного от этого упорного и жестокого беса. Такой силы веры у отца, по-видимому, не было. На слова Христа, что все возможно верующему, он воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.[5]

Отец скромно сознавал, что у него нет этой всемогущей веры, и вместе с тем верил и исповедовал, что Христос может, если сжалится, помочь им [6]. Веру отца действительно восполнила любовь, жалость Христа, восхотевшая помочь и действительно оказавшая помощь им: больной был исцелен. [7]

Такова сила веры в истинного Бога! Для верующего человека все возможно. «Истинно, истинно говорю вам, — сказал Спаситель Христос, — верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» [8]. И действительно, сначала апостолы Христовы, потом мученики, исповедники, святители и все преподобные угодники Божий именем Христовым, по живой вере в Него, совершали величайшие чудеса. Они покоряли природу, открывали источники вод в безводных местах, укрощали лютость зверей, чудесно сами исцелялись и исцеляли других от язв и болезней и воскрешали мертвых. История христианской Церкви полна самыми разнообразными и бесчисленными такими чрезвычайными знамениями и чудесами. Вот что говорится о твердой вере в Господа Иисуса Христа в житии преподобного Феодора, епископа Эдесского. Одна женщина после смерти мужа осталась с тремя сыновьями. Два старших ее сына умерли, и третий сын уже был при смерти. Бедная мать взяла умирающего и поспешила к столпнику Феодосию, который подвизался вблизи города Эдессы. Но по пути младенец умер. По Божию усмотрению встретилась ей женщина-грешница, которую она со слезами стала умолять, чтобы та помолилась Богу о ее сыне. Грешница сказала о своем недостоинстве, но, видя слезы, горе и неотступное моление матери, взяла младенца, стала бить себя в грудь и, обливаясь слезами, сказала: «Господи! Я недостойна даже на небо воззреть из-за своих грехов, ни воспомянуть устами Твое пресвятое имя, но не ради меня, грешной, а ради веры той несчастной матери воскреси этого неповинного младенца» — и младенец тотчас ожил. «Я же, — говорит Феодосий-столпник, — со столпа, по Божию откровению, увидел пресветлый свет, который осиял молящуюся грешницу, умершее отроча и плачущую матерь, воздал хвалу Богу». [9]

Итак, братия и сестры, нам необходимо возгревать в своей душе веру в своего Создателя и хранить ее. Что же такое вера? Святой апостол Павел отвечает: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом [10], как и видимом, желаемом и ожидаемом — как бы в настоящем». Вера служит основой угождения Богу, ибо без веры угодить Богу невозможно [11], и только верующие наследуют вечную блаженную жизнь. Вера заключается в том, чтобы принять всецело учение о Боге, открытое Самим Богом. Это учение божественное, богооткровенное, оно превосходит человеческий разум и поэтому не может быть принято иначе, как сердечным чувством, верой. Веровать в Бога — значит чувствовать Его в своем сердце, всегда ощущать себя под Его всевидящим оком и во всем доверять Ему. «Я знаю, что Бог есть, — учит святитель Василий Великий, — но что такое есть сущность Его, поставляю это выше разумения. А поэтому как спасаюсь? Через веру. А вера довольствуется знанием, что есть Бог (а не что такое Он есть), и ищущим Его воздает [12] [открывается и благодетельствует]» [13].

Чтобы унаследовать вечную блаженную жизнь, христианин должен иметь веру живую, твердую и неколеблющуюся — веру, действующую любовью [14]. Иметь живую веру в Бога — значит больше всего в жизни бояться греха и поэтому во всем и всегда проверять себя: а так ли я думаю, говорю и поступаю? Не выйдет ли греха и беды из того, что я сейчас задумал, что захотел сказать или сделать? Живет в Боге тот, кто постоянно помнит вечные истины о бессмертии человеческой души и вечной жизни за гробом. Верить в Бога — значит испытывать постоянное влечение и любовь к Нему как Источнику всех духовных благ и наших благих начинаний, всех надежд на светлую жизнь за гробом.

Для верующей души отказаться от Бога — значит отказаться от самой жизни, ибо Бог — это и есть жизнь и дыхание и всё [15]. Господи, помоги нашему неверию, маловерию, умножь в нас веру и приди к нам, чтобы спасти нас. Аминь.


Источник: Архимандрит Илия (Рейзмир). Проповеди. Свято-Троицкая Сергиева лавра. 2010. С. 130-132.


ПРИМЕЧАНИЕ 

[1] Мк. 9, 23.

[2] Мк. 9, 17.

[3] Мк. 9, 22.

[4] Мк. 9, 26.

[5] Мк. 9, 24.

[6] См.: Мк. 9, 22.

[7] Мк. 9, 25.

[8] Ин. 14, 12.

[9] Жития святых свт. Димитрия Ростовского. Июль. Введенская Оптина пустынь, 1992. С. 229-230.

[10] Евр. 11, 1.

[11] Евр. 11, 6.

[12] Евр. 11, 6.

[13] Свт. Василий Великий. Творения. Ч. 7. C. 139.

[14] Гал. 5, 6.

[15] Деян. 17, 25. 


STSL.Ru



30 марта 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.