Проповедь архим. Кирилла (Павлова) в Неделю 28-ю по Пятидесятнице. Об исцелении десяти прокаженных

Проповедь архим. Кирилла (Павлова) в Неделю 28-ю по Пятидесятнице. Об исцелении десяти прокаженных
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братия и сестры, ныне нашему вниманию предложено весьма назидательное евангельское повествование о чудесном исцелении Господом нашим Иисусом Христом десяти прокаженных. Евангелист Лука повествует, что Господь, направляясь в Иерусалим, проходил между Самариею и Галилеею. И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя (Лк. 17, 12-19).

Дорогие братия и сестры, настоящее Евангелие говорит нам об обязанности христиан благодарить Бога за все неизреченные Его к нам щедроты. О неблагодарных Господь сказал: Как они не возвратились воздать славу Богу? Благодарность - это чувство, вложенное в нас Богом, подвигаясь которым мы выражаем благодарение, признательность лицу, сделавшему нам какое-либо доброе дело. Неблагодарность и пред человеками есть самый грубый и нестерпимый порок, а неблагодарность пред Богом есть уже тяжкое, противоестественное преступление. Сама природа влечет наше сердце к благодарению своего благодетеля. Ведь и бессловесные животные, и дикие звери выражают, как могут, свою благодарность благодеющему им человеку.

Если же сама природа наша влечет нас выражать благодарность человеку, оказавшему нам то или иное благодеяние, то во сколько раз больше должны мы благодарить Бога, от Которого всё получаем! Всё, что дают нам люди, дают они не свое, но Божие даяние, ибо всяк дар совершен и даяние исходят от Отца светов (см.: Иак. 1, 17). И что человеческие милости по сравнению с милостями Божиими?

Милости Божии бесконечны, а человеческие - ничтожны. Господь - наш Творец и Создатель, от Него мы получили самое бытие и жизнь свою. Он сотворил наше тело. Он вдохнул в нас бессмертную душу, животворящую наше тело. Он даровал нам разум, которым мы отличаемся от неразумных животных. Он даровал нам свободную волю, которая делает нас самовластными в наших действиях. Он даровал нам сердце, способное наслаждаться дарами благости Божией и испытывать в жизни счастье, радость и блаженство.

mfotor7254_800.jpg

Господь Бог есть Промыслитель и Хранитель наш. Он повелевает сиять над нами солнцу, которое согревает, освещает и увеселяет нас. Он благотворит нам, посылая с небеси дождь, дая и времена плодоносна, исполняя пищею и веселием сердца наша (ср.: Деян. 14, 17). Он заповедал земле взращивать многоразличные плоды, которыми питается и укрепляется наше тело, и заставляет служить нам многоразличные роды животных. И горы, и моря, и реки, птицы, рыбы, земля, воздух - все служит по Божию определению к нашей пользе и наслаждению. Его Божественная присносущная сила поддерживает нас и хранит нашу жизнь среди всего враждебного нам в мире. Им мы живем и движемся (Деян. 17, 28). Не видеть всех этих благодеяний Божиих - значит не сознавать самого бытия своего, не чувствовать собственной своей жизни, сделаться совершенно камнем бесчувственным и безжизненным человеком.

Но этого мало, любвеобильный Отец Небесный тако возлюби мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный (Ин. 3, 16). Единородный Сын Божий так возлюбил нас, что воспринял на Себя грехи рода человеческого, воплотился и вочеловечился для спасения нашего, претерпел нас ради уничижения, оплевания, заушения, биения, крестные страдания и позорную смерть, будучи распят со злодеями, пролил за нас Кровь Свою и положил Душу Свою. Единосущный Отцу и Сыну Дух Святый так возлюбил нас, что, не гнушаясь нечистотой нашей, нисходит на нас, оживляет нас, мертвых прегрешениями, освящает нас, оскверненных и непотребных.

Сколько раз отвечали мы на любовь Божию грехами нашими, неправдами нашими, беззакониями нашими, однако Господь не только не погубляет, но милует и щадит нас, не лишает даров Своей благости, долготерпеливо ожидая нашего обращения и покаяния, не хотя да кто погибнет, но все в покаяние да приидут (см.: 2 Пет. 3, 9). Если после этой бесконечной благости и милосердия Божия я остаюсь неблагодарным пред непостижимой любовью Божией, вменяю ни во что пролитую за меня Кровь Сына Божия, оставляю в небрежении неоценимую благодать Духа Божия, то чего же достоин я, как не конечного отвержения от лица Божия и вечного осуждения и мучения?

Поэтому все наше существо, вся наша жизнь, наша природа, наше счастье в настоящем и будущем веке требуют, чтобы мы не оставались бесчувственными к благодеяниям Божиим, не были неблагодарны пред Его благостью и милосердием, не оскорбляли Его правды и святости своим нечувствием и неблагодарностью. Что же мы воздадим Господеви о всех, яже воздаде нам (ср.: Пс. 115, 3)? За бесконечную Его к нам любовь не иным чем можем мы воздать Ему, как искренней, вседушевной любовью к Нему. Другого ничего от нас и не требует Господь наш: Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею: сия есть первая и большая заповедь (Мф. 22, 37-38).

Итак, искренне благодарен Господу за все неисчислимые и неизреченные благодеяния Его тот, кто любит Его всем сердцем своим, кто не предает сердца своего во власть плотских страстей, кто готов все плотское, земное принести в жертву ради славы имени Божия, за веру и благочестие христианское, за честь Евангелия и Креста Христова, не пощадить и собственной жизни за возлюбившего нас Господа. Ибо кто отлучит нас от любви Божией, - говорит святой апостол Павел: - скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас (Рим. 8, 35, 37).

Помня неизменно благодеяния Божии, мы должны всегда и за все прославлять Его святое имя, и эта наша благодарность Господу должна выражаться в возношении к Нему молитвы благодарения, молитвы искренней, сердечной и чистой. И на благодарного человека Господь взирает с благоволением и любовью, исполняет его благие прошения и ниспосылает ему новые милости. Неблагодарность же наша свидетельствует о черствости и грубости нашего сердца, о непамятовании и непонимании нами благодеяний Божиих, о недовольстве своим положением и о других пороках нашей души. И мы, грешные, какому человеку больше милости оказываем: тому ли, кто ценит наше добро и благодарит за него, или тому, кто к благодеяниям нашим относится пренебрежительно? Конечно, к первому. Вот и Господь неблагодарных людей лишает Своих милостей.

Итак, дорогие братия и сестры, не будем забывать всегда благодарить Господа за Его великие милости и благодеяния нам, грешным, в особенности же милости духовные - за прощение и очищение наших грехов и беззаконий, за все дары благодати Божией, за надежду спасения, данную нам Иисусом Христом Господом нашим. Будем благодарить и за самые невзгоды и напасти житейские, за самые страдания и печали, ибо и они суть милость нам от Господа, Который, по неложному слову Своему, многими скорбями нашими ведет нас в Царствие Божие (см.: Деян. 14, 22). Аминь.


STSL.Ru


17 декабря 2017

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.