Пристанище тихое

Пристанище тихое
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

«В пристанище тихое вшед, богомудре, житейских плаваний отбегл еси...» [1]

Возлюбленные братия и сестры! Когда бушует море и волны яростно накатывают на малую ладью, трудно приходится одинокому плавателю. Гибель ежеминутно угрожает ему. Каждая волна, каждый порыв шторма может оказаться роковым. Часто мореплаватель бывает жертвой страшной стихии и только чудом спасается от смерти. Сколько выпадает ему пережить, перестрадать... И какое он испытывает облегчение, когда после всех тревог, после смертельной опасности перед ним открывается тихая пристань, и для него вновь сияет радость жизни вместе с вожделенным спасением.

«Житейское море, воздвизаемое зря напастей бурею...» [2]

Возлюбленные братия и сестры, я вам сказал про море видимое, море физическое. Но хочу сказать еще, что жизнь человеческая уже давно справедливо сравнивалась, уподоблялась морю житейскому, бурному, опасному морю, которое переплыть не так-то легко, особенно в одиночку, без верного кормчего.

«Житейское море, воздвизаемое зря напастей бурею...»

Из глубокой древности звучат эти слова, но к нашим дням они особенно приложимы. Мы живем в такой век, который, как никакой, бурлит, волнуется. Жизнь стала такой сложной, запутанной, быстрой; всех нас носит, из стороны в сторону кидает. И жизнь-то неспокойная, и люди стали немирные. Все такие напряженные, тревожные, все нервные, холодные, недоверчивые, недовольные, скорые на раздражение и гнев. Редко найдешь человека, который ни на что бы не жаловался: ни на людей, ни на обстоятельства. Редко кто в душе носит постоянный мир и тишину. Что за причина такого нашего состояния? Что это за болезнь нашего времени? В чем корень этого зла?

Рассказывают, как одна молодая женщина хотела утопиться. Ее удержали, чудом спасли и посоветовали читать «Богородицу» — архангельское приветствие Пресвятой Деве Марии. Несчастная не знала даже этой краткой молитвы. Ей списали молитву на бумажку, и она стала ее читать как могла, часто и внимательно. И... будто бы открылась ей другая жизнь. Словно бы молитва низвела в ее душу небесную радость благовещения, Божие благословение, мир, тишину и спасение.

Возлюбленные братия и сестры, причина всех наших смущений, неустройств, беспокойства, огорчений и холодности одна — мы мало молимся. Молитва и есть то тихое пристанище, в котором мы можем укрыться от всех опасностей этого мира, лежащего во зле. Кроме того, молитва дает успокоение и внутренней буре в нашей душе, более опасной, — буре наших страстей.

Великий подвижник, авва Иоанн Колов, сказал однажды: «Я подобен человеку, который сидит под большим деревом и видит приходящих к нему многих зверей и пресмыкающихся. И когда человек не может устоять против них, влезает на дерево вверх и спасается. Так и я: сижу в келлии своей и вижу злые помыслы, находящие на меня, и, когда не могу одолеть их, прибегаю к Богу с молитвой и спасаюсь от врага».

Если мы хотим быть терпеливыми, кроткими, смиренными, то надо больше молиться, просить у Господа помощи. Мы хотим быть спокойными, добрыми, любящими — надо больше молиться, чтобы Он дал нам эти добродетели. Хотим быть счастливыми — молиться надо больше, чтобы быть такими. «Молитва — мать всех добродетелей», — говорят святые отцы.

«В пристанище тихое вшед, богомудре...» «В пристанище тихое вшед» — значит вошел в глубину молитвы. Углубился в нее сердцем, всем существом своим, молитвой прилепился к Богу... А если так, то что может смутить, или огорчить, или устрашить душу? Молитва должна быть для нас не правилом, которое надо прочитать, а искренней потребностью, беседой с живым, любимым Богом. Мы должны ее искать, желать, стремиться к молитве, дорожить ею. Ведь когда апостолы были в море и волны грозили опрокинуть и потопить их корабль, они поспешили разбудить Господа: «Наставник, спаси нас, погибаем». Они обратились к Господу, и Он услышал их вопль, не замедлил, исполнил их просьбу, укротил бурю [3].

Возлюбленные братия и сестры, в молитве все наше спасение. Ну что мы можем сами, куда мы годимся? Без молитвы мы совсем пропадем, совсем погибнем в море житейском, если не будем постоянно прибегать к помощи Божией. Как все легко, все радостно с молитвой. С ней и терпеть легче, и люди милее, и Божий мир прекраснее. И как все тускло, безжизненно, безрадостно и пусто без молитвы... 

   

Часто приходится слышать жалобы: где молиться? Нет тихого уголочка, везде шум, суета, люди, а там — насмешки и укоры. Дорогие мои, правда это, что молиться нам трудно, а то и совсем негде. Но два слова: «Господи, спаси», «Господи, укрепи», «Господи, помоги» — возможны везде.

Однажды собрались вместе братия на вечерю любви. Они сидели и беседовали за едой. Но один из них, прозорливый старец, сказал: «Я видел брата, евшего с вами, и молитва его восходит как огонь пред Богом». Для искренней молитвы, полной глубокого чувства и живой веры, нет преград, она в мгновение одолеет пространства, дойдет до престола Божия и будет принята.
Вот пророк Моисей. Он ведет израильский народ из египетского плена. Впереди Чермное море, а сзади уже настигает фараон со своим войском. Народ начинает роптать. Моисей стоит и лишь в сердце просит избавления у Господа, потому что более неоткуда ждать помощи. И молчащему человеку Господь отвечает: «Что ты вопиешь ко Мне?» — и исполняет его просьбу [4].

Дорогие мои, сколько счастья в молитве! Сколько покоя и радости приносит она душе! Она украшает нас всякой добродетелью, дает постоянство и тихое благодатное настроение. Она низводит на нас милость Божию. С молитвой легче жить, с молитвой легче и умирать, если душа при жизни научилась при всех затруднениях, при всех искушениях спешить с молитвой к Богу. Как ребенок обращается к родному отцу, так в смертный час, в час последних страшных искушений от врага, душа привычно обратится к Господу и получит помощь и избавление в час кончины. И в день Страшного последнего Суда она нас укрепит. Молитва не поможет тогда только тем, кто никогда раньше не молился и жизнь свою провел вдали от Бога. А те, кто молился всю жизнь, обрадуются, потому что увидят наконец своего Господа, к Которому они всю жизнь стремились приблизиться молитвой. А в горнем мире, где души праведных присоединятся к ликам ангельским, там уже не будет ничего, кроме благодарных молитв и славословия нашему Господу Спасителю. В этой молитве, в этом славословии будет блаженство, наслаждение и покой для тех, кто искренне, горячо, всем сердцем возлюбил Бога и на крыльях молитвы воспарил в тихое небесное пристанище. Там и Преподобный Сергий, авва наш. Он «молитвою непрестанною к Богу востекл» еще будучи на земле, а сейчас у самого престола Божия молится за всех нас, за весь мир.

Будем просить и его, чтобы он научил нас молиться, как молился он, — неленостно, горячо, с верою; чтобы молитва и нас подняла высоко-высоко от земли и приблизила к Богу, ввела в тихое пристанище Царствия Небесного.

Преподобие отче наш Сергие, моли Бога о нас. Аминь. 


Архимандрит Тихон (Агриков). Жизнеописание. Проповеди. Письма. - СТСЛ, 2008.


Примечания

[1] Канон Преподобному Сергию. Песнь 7, ирмос 2.

[2] Ирмос 6-й песни, глас 6.

[3] Мф. 8, 23-26.

[4] Исх. 14, 15.

Источник: STSL.Ru
1 июня 2017

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.