Пресвятая Богородица и Глинская пустынь

Иеромонах Филадельф (Боголюбов) [1]

Глинская Рождество-Богородицкая пустынь [2] была основана в XVI столетии на месте явления Пустынно-Глинской чудотворной иконы [3] Рождества Пресвятой Богородицы (примерно на полпути от Москвы до Киева).

Глинская-Пустынь.jpg

Глинская Рождество-Богородицкая пустынь

В XVIII веке эта обитель пришла в крайне запущенное состояние. Настоятели ее были экономами местного архиерейского дома, и, живя вдали от пустыни, не могли должным образом руководить ею. Плачевное состояние Глинской обители возбудило ревность двух ее подвижников: великого молитвенника, старца Феодота, и ревнителя святоотеческого благочестия, иеромонаха Василия (Кишкина). Чтобы найти духовного вождя для возрождения обители, они решили обратиться за советом к Самой Пресвятой Богородице, имени Которой, была посвящена обитель. Подвижники усилили свои молитвы ко Владычице. Молитвы были услышаны, в настоятели был указан иеромонах Филарет (в миру – Фома Данилевский, родился на Украине в 1777 году).

Нашлись противники назначения отца Филарета на эту должность. Упомянутый выше иеромонах Василий Кишкин решительно встал на его защиту: «Матерь Божия Сама избрала отца Филарета...» Владыко поспешил исполнить желание благонамеренного большинства. В 1817 году отец Филарет был назначен настоятелем и строителем Глинской пустыни. На первых порах встретился он с великой нуждою.

Пришел к настоятелю старший хлебопекарни и говорит: «Отче, закваска на хлеб сделана, а замесить нечем». А твердый верою отец Филарет отвечает: «Матерь Божия нас собрала. Она печется о нас. Нам должно учиться терпению».

Вместо хлеба на трапезу подавалась свекла. Через несколько дней к настоятелю пришли малодушные за напутственным благословением. Настоятель, рыдая, указал им на чудотворную икону Пресвятой Богородицы и просил еще потерпеть. Тронутые малодушные вернулись в келии.

Упование на Матерь Божию, пекущуюся о рабах Сына Своего, не попустило искушение выше силы. В монастырь было прислано 28 возов муки от неизвестного благотворителя.

Отец Филарет утвердил в обители устав монастырей земного Удела Богоматери Афонской горы, ввел старчество, запретил доступ женщин в монастырь.

Успешно трудился настоятель над расширением и украшением обители. Он глубоко верил в промысел Божий, без Которого н волос с головы нашей не спадет. Видя же проявление силы свыше по молитвам Царицы Небесной, отец Филарет построил прекрасный каменный храм в честь Иверской иконы Божией Матери. Копня чудотворной Иверской иконы, данная отцу Филарету с места его прежней службу, была помещена в Иверской церкви над Царскими вратами в резном золоченом киоте.

Много других прекрасных строений, богато украшенных с милостивой помощью Царицы Небесной, воздвиг в обители ее неутомимый настоятель. Для стяжателей безмолвия и молитвы был выстроен скит на месте, где явилась чудотворная Глинская икона Пресвятой Богородицы.

55873740.jpg

Икона Рождества Пресвятой Богородицы
«Пустынно-Глинская»

По делам монастыря отцу Филарету приходилось немало обращаться к министру духовных дел, князю Голицыну, склонному к мистицизму. Беседы старца, опытом изведавшего духовные восхождения, всем существом своим отдавшегося Богу, с пламенной ревностью говорившего о спасении ближних, невольно проникали в сердце. Возлюбив подвижника, как присного о Господе, князь Голицын стал обретать немалое утешение в духовном общении с сим добрым столпом Православия.

Настоятель не жалел времени и усилий на воспитание монахов обители, особенно новоначальных. Один из таких бывших новоначальных, отец Арсений, рассказывает: «Подарили мне прекрасным чайный сервиз. Я несколько раз приглашал отца Филарета обновить подарок. Наконец он пришел и говорит: «Ах, хорош, хорош! Он тебе нравится?» – «Очень нравится». – отвечаю. Старец берет поднос с посудой и бьет об пол вдребезги. «Ах, батюшка, что вы сделали?» «То, – отвечает настоятель, – чтобы ты не имел пристрастия к вещам».

Отец Арсений был впоследствии архимандритом и первым настоятелем возобновленной Святогорской пустыни. Он отличался строгостью жизни, умел и других руководить по пути спасения.

Явление Пресвятой Богородицы Глинскому старцу Филарету

Однажды, накануне празднования дня Иверской иконы Божией Матери, после бдения, отец Филарет читал акафист Царице Небесной. Во время чтения последнего кондака «О, Всепетая Мати» старец удостоился наяву видеть Преблагословенную Деву Марию.

С уходом из временной жизни отца Филарета (он скончался в 1841 году в Глинской пустыни) благочестие обители сохранилось.

Верховная Игумения Глинской пустыни благоволила воздвигнуть к руководству обителью одного из самых достойных учеников скончавшегося старца. По просьбе братин, благочинным обители стал иеромонах Макарий. В дни его благочиния в монастыре было тихо. Отец благочинный любил и берег настоятеля, его приказания считал своим священным долгом. С другой стороны, благочинный ценил и хранил братию. Среди братии встречались люди слабые физически или духовно. Случалось, что отец Макарий сам исполнял за них послушание. Нерадивых отец благочинный умолял исправиться. Из любви к отцу многие обретали христоподражательные нравы.

Прошли годы. Подвиги благочестии отца Макария сказались на его здоровье. Отец Макарий оставил пост благочинного и перешел в затвор для молитвенного подвига в келии.

Как-то один инок сказал другому: «В затворе ему – отцу Макарию – хорошо спасаться от соблазнов... Вот если бы он видел столько соблазнов, как и мы, его подвиг был бы выше...»

Когда этот инок проходил мимо келии отца Макария, тот позвал его: «Прости меня, брат, прости немощного и грешного, не могущего подвизаться так, как вы подвизаетесь и от соблазнов мира уединившегося в келии: прости меня Бога ради».

Судья чужих дел был поражен и тем, что старец повторил его слова, произнесенные за несколько минут перед этим, и глубиной смирения сердца. Инок упал в ноги смиренному подвижнику и искренно просил у него прощения.

По убедительной просьбе духовных чад отца Макария, настоятель приказал старцу за послушание принимать приходящих и наставлять их.

Маленькая келия старца с образом Страстной Божией Матери была теперь полна народа с утра до вечера. Из келии выходили печальные – радующимися, скорбящие – утешенными, отчаянные – с надеждою покаяния, самонадеянные – смиренными.

15060731.jpg

Собор Глинских старцев

В келии сохранился портрет старца, на котором он изображен в схимническом одеянии, с раскрытой книгой; в ней написано: «Господи, даждь ми терпение, великодушие и кротость». Именно божественная кротость была самой характерной чертой отца Макария. Изумительно его лицо, отражающее великое спокойствие.

Он одинаково терпеливо переносил нелепое суеверие темного люда и страшное окаменелое безверие псевдоученого, бессмысленную жалобу крестьянки и замысловатую пытливость барыни, бесхитростный рассказ простолюдина и хитросплетенную фразу суемудрого мира сего – ничто не возмущало его христианского спокойствия, на челе его сияла радость и красота неземная.

После своей блаженной кончины отец Макарий не прекратил связи с дольным миром. Вот один из примеров.

Неподалеку от Глинской пустыни жил бедный многодетный крестьянин. Он так заболел, что не мог работать и даже ходить. Невероятно трудной была жизнь его жены. Много раз молилась она об исцелении мужа. Однажды, после молитвы, она увидела во сне старца Макария. который велел ей идти в Глинский монастырь и просить отслужить молебен Богоматери в ските с крестным ходом [4]. На молебне в конце акафиста вошел в храм сам болящий крестьянин и начал усердно молиться. Все были изумлены. После молебна поправившийся крестьянин сам нес на руках чудотворную икону Пресвятой Богородицы.

В духовном строительстве Глинской пустыни принимали участие, кроме выдающихся подвижников отца Филарета и отца Макария, и многие другие старцы.


Источник: Филадельф (Боголюбов), иером. Заступница Усердная. Слово о деяниях Пресвятой Богородицы. – М.: Русский духовный центр, 1992. С. 180-183.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Иеромонах Филадельф – в схиме Моисей (Боголюбов, † 1992) – насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, видный русский ученый, доктор технических наук, выдающийся специалист по теории нелинейных цепей. Подробнее...

[2] Глинская пустынь в честь Рождества Пресвятой Богородицы – мужской ставропигиальный монастырь Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Место расположения: с. Сосновка Глуховского района Сумская области Украины.

[3] Церковное празднование чудотворному образу Рождества Пресвятой Богородицы «Пустынно-Глинская» совершается 8 / 21 сентября.

[4] В Глинской обители в теплое время года по просьбе богомольцев святая чудотворно-явленная икона Рождества Пресвятой Богородицы почти ежедневно – с крестом, фонарем и инициалами имени «Мария» – приносится на место явления образа.


10 Августа 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей
103 года Доходному дому
103 года Доходному дому
103 года назад Троице-Сергиева Лавра завершила строительные и отделочные работы в четырехэтажном каменном здании на углу Красногорской площади и Александровской...
Возвращение Лавре монастырских зданий
Возвращение Лавре монастырских зданий
2 сентября 1956 года Постановлением Совета Министров РСФСР №577 Свято-Троицкой Сергиевой Лавре возвращено 28 зданий ( с учетом переданных в 1946 -1948 годах)...
Освящение надвратной Церкви после пожара
Освящение надвратной Церкви после пожара
14 июня (н.ст.) 1763 года в присутствии Екатерины II...
Визит Петра I
Визит Петра I
10 июня (н.ст.) 1688 года шестнадцатилетний Петр I посетил Троице-Сергиев монастырь. Юного царя сопровождала свита из тридцати думных людей...