Преподобный Никола Святоша, Черниговский, Печерский князь

Преподобный Никола Святоша, Черниговский, Печерский князь

«Про­хо­дит об­раз ми­ра се­го... Вла­ды­че­ство пе­ре­хо­дит от на­ро­да к на­ро­ду... Гос­подь низ­вер­га­ет пре­сто­лы вла­сти­те­лей и по­са­жда­ет крот­ких на ме­сто их» (1 Кор. 7, 31; Сир. 10:8, 17). Бла­го­вер­ный князь Ни­ко­ла с са­мой ран­ней юно­сти сво­ей ура­зу­мел эту непроч­ность ско­ро­пре­хо­дя­ще­го вла­ды­че­ства на зем­ле. Он яс­но ви­дел, что толь­ко на небе су­ще­ству­ет цар­ство непре­хо­дя­щее, веч­но пре­бы­ва­ю­щее, ис­пол­нен­ное тех неиз­ре­чен­ных веч­ных благ, кои уго­то­вал Гос­подь для любящих Его. По­се­му он – по­доб­но то­му, как неко­гда ин­дий­ский ца­ре­вич Иоасаф, – оста­вил сла­ву и бо­гат­ство, по­честь и власть сво­е­го вре­мен­но­го, зем­но­го княже­ния ра­ди веч­но­го Небес­но­го Цар­ствия и, при­шед в Пе­чер­ский мо­на­стырь, об­лек­ся во свя­той ино­че­ский чин. В ино­че­стве бла­жен­ный Ни­ко­ла так про­си­ял свя­то­стью сво­ей жиз­ни, что все, ви­дя доб­рые его де­ла, усерд­но про­слав­ля­ли за него Гос­по­да. И преж­де все­го пре­успе­вал он в по­слу­ша­нии. Сна­ча­ла свя­той Нико­ла ра­бо­тал на бра­тию в по­варне; здесь он сво­и­ми ру­ка­ми ру­бил дро­ва и сми­рен­но но­сил их с бе­ре­га на сво­их пле­чах, неле­ност­но ис­пол­няя и все осталь­ное, что бы­ло необ­хо­ди­мо для при­го­тов­ле­ния пи­щи. Он уже мно­го по­тру­дил­ся, ко­гда узна­ли о его по­дви­гах бра­тья его Изя­с­лав и Вла­ди­мир; они ста­ли удер­жи­вать его от та­кой ра­бо­ты. Но сей ис­тин­ный по­слуш­ник вы­про­сил у них со сле­за­ми, чтобы они поз­во­ли­ли ему еще один год в по­варне по­ра­бо­тать для бра­тии. И вот он здесь с пол­ным ста­ра­ни­ем и усер­ди­ем про­слу­жил бра­тии в те­че­ние це­лых трех лет. По­сле се­го он как че­ло­век ис­пы­тан­ный и ко все­му спо­соб­ный был приставлен сте­речь мо­на­стыр­ские во­ро­та и в этом по­слу­ша­нии, ни­ку­да, кро­ме церк­ви, не от­хо­дя, он так­же про­был три го­да. От­ту­да он был при­став­лен прислужи­вать при брат­ской тра­пе­зе; и это по­слу­ша­ние он про­хо­дил с усер­ди­ем и та­ким ста­ра­ни­ем, что поль­зо­вал­ся рас­по­ло­же­ни­ем всей бра­тии.

Прой­дя, та­ким об­ра­зом, бла­го­чин­но все эти сте­пе­ни по­слу­ша­ния, он по раз­ре­ше­нию игу­ме­на и всей бра­тии при­нял на се­бя по­двиг без­мол­вия, дабы в ти­шине забо­тить­ся о сво­ем спа­се­нии. Ис­пол­няя сие по­слу­ша­ние, он сво­и­ми ру­ка­ми устро­ил при кел­лии сад, и в про­дол­же­ние всех лет ино­че­ской жиз­ни его ни­ко­гда не ви­да­ли без де­ла; он все­гда имел в ру­ках сво­их ка­кую-ни­будь ра­бо­ту, а на устах непре­рыв­но сию мо­лит­ву Иису­со­ву: «Гос­по­ди Иису­се Хри­сте Сыне Бо­жий, помилуй мя!» Он ни­ко­гда ни­че­го не вку­шал, кро­ме об­щей мо­на­стыр­ской пи­щи на тра­пе­зе, и то в неболь­шом ко­ли­че­стве. Ес­ли ему про­тив его же­ла­ния, как князю, при­хо­ди­лось по­лу­чать что-ли­бо от близ­ких ему, то­гда он все это немед­лен­но раз­да­вал на нуж­ды стран­ни­ков, ни­щих и на стро­е­ние цер­ков­ное, так что на сред­ства его в цер­ковь при­об­ре­те­но бы­ло мно­го книг.

Сей бла­жен­ный князь еще во вре­мя вла­де­ния сво­им кня­же­ством имел при се­бе очень ис­кус­но­го вра­ча, по име­ни – Пет­ра, си­рий­ца ро­дом, ко­то­рый при­шел с ним и в мо­на­стырь. Врач этот, ви­дя доб­ро­воль­ную ни­ще­ту сво­е­го гос­по­ди­на, оста­вил его и про­жи­вал в Ки­е­ве, вра­чуя там мно­гих. Впро­чем, он неод­но­крат­но приходил к бла­жен­но­му и, ви­дя его в ве­ли­ких ли­ше­ни­ях и без­мер­ном по­сте, слу­жа­щим в кухне и стра­жем у во­рот мо­на­стыр­ских, так уве­ще­вал оста­вить сей образ жиз­ни:– Князь, те­бе сле­ду­ет по­за­бо­тить­ся о сво­ем здо­ро­вье, дабы те­бе непо­мер­ным тру­дом и воз­дер­жа­ни­ем не осла­бить со­всем сво­ей пло­ти, ибо, ес­ли ты из­не­мо­жешь, для те­бя станет неудо­бо­но­си­мым иго, ко­то­рое ты Хри­ста ра­ди по­же­лал взять на се­бя. Ведь Бог не ищет по­ста или по­дви­га вы­ше сил, но толь­ко чисто­го и сми­рен­но­го серд­ца. Ты ра­бо­та­ешь на ино­ков как куп­лен­ный раб; ведь к та­кой нуж­де ты не при­вык, да это и недо­стой­но те­бя, так как ты князь. Для твоих бла­го­род­ных бра­тьев Вла­ди­ми­ра и Изя­с­ла­ва твоя ни­ще­та есть скорбь и ве­ли­кое уни­чи­же­ние, так как от столь ве­ли­кой сла­вы и по­че­сти ты до­шел до та­ких ли­ше­ний, что умерщ­вля­ешь свое те­ло и из-за недо­ста­точ­ной пи­щи впа­да­ешь в неду­ги. Ты преж­де пи­тал­ся вкус­ны­ми пло­да­ми, а те­перь под­верг се­бя тяж­ким лише­ни­ям, вку­шая сы­рую зе­лень и су­хой хлеб. Но бе­ре­гись, как бы те­бе со­вер­шен­но не за­бо­леть, и то­гда ты, не имея бо­лее сил, ли­шишь­ся жиз­ни, и я не в состоя­нии бу­ду по­мочь те­бе; итак, ты го­то­вишь сво­им бра­тьям плач неутеш­ный. Вот и бо­яре, неко­гда слу­жив­шие те­бе и бла­го­да­ря те­бе преж­де знат­ные, – и те, по­те­ряв свои на­деж­ды, со­жа­ле­ют о те­бе и пре­бы­ва­ют в боль­шом уны­нии. Но они устро­и­ли се­бе боль­шие до­ма и те­перь жи­вут в них, а ты не име­ешь где гла­вы пре­кло­нить и си­дишь то при му­сор­ных ку­чах, то в по­варне, то при вра­тах. Кто из Рус­ских кня­зей по­сту­пал так? Уже не бла­жен­ный ли отец твой Да­вид или присно­па­мят­ный твой дед Свя­то­слав? Да и из бо­яр ни­кто не по­же­лал бы та­кой бес­слав­ной жиз­ни, кро­ме од­но­го Вар­ла­а­ма, быв­ше­го здесь игу­ме­ном. Итак, ес­ли ты не по­слу­ша­ешь мо­е­го со­ве­та, – то преж­девре­мен­но умрешь.

По­доб­ные сло­ва врач Петр, на­уча­е­мый бра­тья­ми свя­то­го Ни­ко­лы, ча­сто го­во­рил ему, ко­гда си­дел с ним то в по­варне, то при во­ро­тах.

Бла­жен­ный все­гда на это от­ве­чал ему:

– Брат Петр! Ча­сто ду­мая о спа­се­нии ду­ши сво­ей, я ре­шил, что не долж­но ща­дить пло­ти, дабы она не всту­па­ла в борь­бу с ду­хом и не воз­буж­да­ла в ду­ше мо­ей бра­ни. Утом­ля­е­мая же по­дви­гом воз­дер­жа­ния, она сми­ря­ет­ся, но не из­не­мо­га­ет; а ес­ли бы и из­не­мог­ла, то ведь апо­стол ска­зал: «си­ла моя в немо­щи совершается» (2 Кор. 2, 5). И еще: «ны­неш­ние вре­мен­ные стра­да­ния ни­че­го не сто­ят в срав­не­нии с тою сла­вою, ко­то­рая от­кро­ет­ся в нас» (Рим. 8, 12). Бог же­ла­ет сми­рен­но­го и чи­сто­го серд­ца, но его не мо­жет быть без по­ста и по­дви­га, по­то­му что пост – ма­терь це­ло­муд­рия и чи­сто­ты. И еще ска­за­но: «Он сми­рил серд­це их ра­бо­та­ми» (Пс. 106, 12). Я бла­го­да­рю Бо­га за то, что Он осво­бо­дил ме­ня от мир­ских за­бот и со­де­лал ме­ня ра­бом для Сво­их ра­бов, – сих бла­жен­ных чер­но­риз­цев; ведь я, бу­дучи кня­зем, под ви­дом ра­бо­ты для них ра­бо­таю для Ца­ря ца­рей. Бра­тья же мои пусть за­бо­тят­ся о се­бе са­мих: «каж­дый по­не­сет свое бре­мя» (Гал. 6, 6). До­воль­но с них мо­е­го на­сле­дия, ко­то­рое я для то­го оста­вил вме­сте с зем­ным кня­же­ни­ем, чтобы по­лу­чить на­сле­дие в Цар­ствии Небес­ном: «для Него я от все­го от­ка­зал­ся и все по­чи­таю за сор, чтобы при­об­ре­сти Хри­ста»(Флп. 3, 8). К че­му же ты угро­жа­ешь мне смер­тью, уко­ря­ешь в мо­ей ни­ще­те и в воз­дер­жа­нии от излиш­них яств? Ведь и ты, ко­гда ле­чишь те­лес­ную бо­лезнь, не по­веле­ва­ешь ли боль­но­му быть воз­держ­ным, а неко­то­рых яств и со­всем из­бе­гать? А мне та­ким же спо­со­бом нуж­но вра­че­вать неду­ги ду­шев­ные. Ес­ли я и умру те­лес­но, то ведь мне «смерть» Хри­ста ра­ди «при­об­ре­те­ние» (Флп. 1, 21). Ес­ли же я си­жу при мусор­ных ку­чах, – то по­че­му ты ме­ня счи­та­ешь ху­же бо­яр? ведь мне над­ле­жит цар­ство­вать с Иовом, о ко­то­ром ска­за­но, что он был зна­ме­ни­тее всех сы­нов Восто­ка (Иов. 1, 3). Ес­ли се­го не де­лал рань­ше ме­ня ни один из Рус­ских кня­зей, то я, по­сле­дуя Ца­рю Небес­но­му, по­ло­жу на­ча­ло; мо­жет быть, с се­го вре­ме­ни кто-ни­будь и станет под­ра­жать мне, по­сле­дуя мо­е­му при­ме­ру. На­ко­нец, вме­сте с на­уча­ю­щи­ми те­бя со­ве­тую за­бо­тить­ся бо­лее о се­бе са­мом!

Мно­го­крат­но про­ис­хо­ди­ло так­же и сле­ду­ю­щее. Ко­гда сей бла­жен­ный князь, уто­мив­шись в по­дви­ге по­слу­ша­ния, впа­дал в бо­лезнь, то­гда врач Петр, узнав об этом, немед­лен­но при­го­тов­лял ему ле­кар­ства, нуж­ные при той или дру­гой бо­лез­ни. Но князь все­гда до при­бы­тия вра­ча с ле­кар­ством Бо­жи­ею по­мо­щью де­лал­ся здо­ро­вым и ни­ко­гда не доз­во­лял ле­чить се­бя.

Од­на­жды при­шлось и са­мо­му вра­чу то­му за­бо­леть. Бла­жен­ный по­слал к нему ска­зать:

– Ес­ли ты не ста­нешь пить ле­кар­ства, то ско­ро вы­здо­ро­ве­ешь, а ес­ли ме­ня не по­слу­ша­ешь, то дол­го бу­дешь стра­дать.

Но врач не по­слу­шал­ся и вы­пил свое ле­кар­ство и, же­лая из­ле­чить­ся от бо­лез­ни, ед­ва не ли­шил­ся жиз­ни, хо­тя по­том и был ис­це­лен по мо­лит­ве свя­то­го. Ко­гда тот же врач вско­ре сно­ва за­бо­лел, бла­жен­ный ве­лел пе­ре­дать ему то же са­мое:

– Ес­ли не бу­дешь ле­чить­ся – вы­здо­ро­ве­ешь на тре­тий день.

Бу­дучи на­ка­зан за пер­вое ослу­ша­ние, на этот раз врач по­слу­шал­ся бла­жен­но­го и, по сло­ву его, на тре­тий день вы­здо­ро­вел. Бла­жен­ный Ни­ко­ла в то же вре­мя окан­чи­вал свое по­слу­ша­ние мо­на­стыр­ско­го при­врат­ни­ка; по­звав вы­здо­ро­вев­ше­го вра­ча, он ска­зал ему:

– Петр! те­бе по­до­ба­ет по­стричь­ся в ино­че­ский об­раз и вме­сто ме­ня по­тру­дить­ся в сем мо­на­сты­ре для Гос­по­да и Его Пре­чи­стой Ма­те­ри, по­то­му что я по истечении трех ме­ся­цев отой­ду от се­го ми­ра.

Врач Петр, услы­шав сие, пал ему в но­ги и возо­пил, об­ли­ва­ясь сле­за­ми:

– Увы мне, гос­по­дин мой, бла­го­де­тель мой, дра­го­цен­ная жизнь моя! Кто при­мет ме­ня, ко­гда я при­ду сю­да? Кто на­кор­мит си­рых и убо­гих, кто за­сту­пит­ся за обижа­е­мых, кто ока­жет ми­лость мно­гим, тре­бу­ю­щим по­мо­щи? Не го­во­рил ли я те­бе, князь, что ты ско­ро до­ста­вишь неутеш­ный плач сво­им бра­тьям? не го­во­рил ли те­бе: князь, по­бе­ре­ги свою жизнь, ибо ты для мно­гих мо­жешь быть по­ле­зен, и в жиз­ни тво­ей – жизнь мно­гих лю­дей. Не ты ли ме­ня ис­це­лил си­лою Бо­жи­ею и сво­ею мо­лит­вою? Ку­да же ты, доб­рый пас­тырь, ухо­дишь? Ес­ли ты сам, ис­це­ли­тель мой, за­хво­рал, то рас­ска­жи мне, тво­е­му ра­бу, о сво­ей бо­лез­ни, и ес­ли я не выле­чу те­бя, то пус­кай за твою жизнь и за твою ду­шу бу­дет моя жизнь и моя ду­ша. Не от­хо­ди от ме­ня в мол­ча­нии, гос­по­дин мой, но ска­жи мне, от­ку­да при­шла те­бе та­кая весть? Ес­ли от лю­дей, то я от­дам за те­бя мою жизнь, а ес­ли Гос­подь воз­ве­ща­ет те­бе сие, то мо­ли Его, чтобы мне уме­реть вме­сто те­бя. Ес­ли ты ме­ня оста­вишь, то где мне сесть и пла­кать о сво­ей по­те­ре, у сей ли му­сор­ной ку­чи, где ты так ча­сто си­жи­вал, – но и сю­да ме­ня не пу­стят. И бу­ду ли я иметь возможность по­лу­чить что-ни­будь в на­след­ство из тво­е­го име­ния, ко­гда ты сам наг? Раз­ве вот сии за­пла­тан­ные ру­би­ща, ко­то­рые на те­бе? Но и в тех ты, от­хо­дя от ми­ра, бу­дешь по­ло­жен. Да­руй, по край­ней ме­ре, мне – по­доб­но то­му, как древ­ле Илия Ели­сею ми­лость – твою мо­лит­ву, дабы мне раз­де­лить ею глу­би­ну сердеч­ную и во­ды мо­ей жиз­ни и прой­ти до ме­ста даль­не­го кро­ва, в дом Бо­жий, ку­да же­ла­ешь ты те­перь отой­ти. И зверь ведь по за­хо­де солн­ца по­ни­ма­ет, что ему на­доб­но пой­ти и лечь в свое ло­го­ви­ще, но я не знаю, ку­да пой­ду по от­ше­ствии тво­ем. И пти­ца «на­хо­дит се­бе жи­лье, и ла­сточ­ка гнез­до се­бе, где по­ло­жить птенцов сво­их» (Пс. 83, 4), ты же шесть лет про­жи­ва­ешь в мо­на­сты­ре и не на­шел се­бе ме­ста: где же ты ме­ня оста­вишь?

Под­няв пла­чу­ще­го вра­ча, бла­жен­ный ска­зал ему:

– Петр! Не се­туй: «Луч­ше упо­вать на Гос­по­да, неже­ли на­де­ять­ся на кня­зей» (Пс. 117, 9). Гос­подь зна­ет, как со­хра­нить Свою тварь, ко­то­рую Сам со­здал. Он позабо­тит­ся на­кор­мить ал­чу­щих, за­сту­пит­ся за бед­ных и спа­сет на­хо­дя­щих­ся в на­па­стях, и для те­бя бу­дет при­бе­жи­щем. Бра­тья же мои по пло­ти пусть не обо мне, но о се­бе и о сво­их де­лах в пла­чев­ной юдо­ли ми­ра се­го пла­чут, дабы по­лу­чить уте­ше­ние и бла­жен­ство в бу­ду­щем. Я не нуж­да­юсь ра­ди вре­мен­ной жиз­ни во вра­че­ва­нии, по­то­му что я уже дав­но умер для все­го вре­мен­но­го: «Мерт­вые не ожи­вут» (Ис. 26, 14) (го­во­ря по есте­ству), как го­во­рит Ис­а­ия.

Ска­зав сие, бла­жен­ный Ни­ко­ла Свя­то­ша вме­сте с вра­чом от­пра­вил­ся к пе­ще­ре и при­го­то­вил се­бе там ме­сто для мо­ги­лы. При этом он ска­зал вра­чу:

– Кто из нас боль­ше лю­бит сие ме­сто?

Петр с пла­чем от­ве­чал:

– Я знаю, что ес­ли ты по­же­ла­ешь, то умо­лишь Гос­по­да, чтобы еще по­жить те­бе, а ме­ня по­ло­жи здесь.

Бла­жен­ный ска­зал ему:

– Пусть бу­дет так, как ты же­ла­ешь, ес­ли так угод­но Гос­по­ду. Итак, по­мо­лим­ся Ему оба, но толь­ко в ино­че­ском чине.

То­гда по со­ве­ту бла­жен­но­го врач по­стриг­ся в ино­че­ский чин и про­был в те­че­ние трех ме­ся­цев на мо­лит­ве, бес­пре­стан­но, день и ночь, про­ли­вая сле­зы.

Од­на­жды бла­жен­ный Ни­ко­ла ска­зал ему:

– Брат Петр, же­ла­ешь ли, чтобы я взял те­бя с со­бою?

Он, как и преж­де, с пла­чем на это от­ве­тил ему:

– Я же­лаю, чтобы ты поз­во­лил мне уме­реть за те­бя, а ты оста­вай­ся здесь и мо­лись за ме­ня.

Бла­жен­ный ска­зал ему:

– Брат, дер­зай и будь го­тов, по­то­му что, по же­ла­нию тво­е­му, в тре­тий день отой­дешь из сей жиз­ни.

Ко­гда на­сту­пи­ло пре­ду­ка­зан­ное вре­мя, Петр, при­ча­стив­шись Свя­тых и Жи­во­тво­ря­щих Хри­сто­вых Та­ин, воз­лег на одр и пре­дал дух свой в ру­це Гос­по­ду. По смер­ти вра­ча бла­жен­ный князь Ни­ко­ла Свя­то­ша под­ви­зал­ся еще трид­цать лет, не вы­хо­дя из мо­на­сты­ря и, до­стиг­нув, со­глас­но про­зви­щу, со­вер­шен­ства в свя­той жиз­ни, пре­ста­вил­ся в веч­ную жизнь к Свя­тей­ше­му всех свя­тых Ца­рю сми­ре­ния – Иису­су. В день кон­чи­ны се­го свя­то­го кня­зя ед­ва ли не весь го­род Ки­ев собрался, воз­да­вая ему по­след­нее це­ло­ва­ние и ис­пра­ши­вая с обиль­ны­ми сле­за­ми мо­литв его.

Осо­бен­но пла­ка­ли бра­тья бла­жен­но­го, Изя­с­лав и Вла­ди­мир. Изя­с­лав об­ра­тил­ся к игу­ме­ну мо­на­сты­ря с прось­бою, чтобы он от­дал ему на бла­го­сло­ве­ние и утешение крест умер­ше­го, по­душ­ку и ска­мью, на ко­то­рой он со­вер­шал ко­ле­но­пре­кло­не­ние. Игу­мен, от­да­вая их ему, ска­зал:

– По ве­ре тво­ей да по­лу­чишь от сих ве­щей по­мощь в том, че­го ты же­ла­ешь.

Изя­с­лав, при­няв сии пред­ме­ты с ве­ли­ким бла­го­го­ве­ни­ем, при­слал в мо­на­стырь мно­го зо­ло­та, чтобы неда­ром по­лу­чить эти ве­щи бра­та.

Сей са­мый Изя­с­лав од­на­жды же­сто­ко рас­хво­рал­ся и да­же не на­де­ял­ся встать с од­ра. В это вре­мя при нем на­хо­ди­лись же­на, де­ти и все бо­яре. Так про­шло некоторое вре­мя; по­том боль­ной, несколь­ко опра­вив­шись, под­нял­ся и по­про­сил вы­пить во­ды из Пе­чер­ско­го ко­лод­ца. Но ско­ро он опять ли­шил­ся язы­ка и по­сле се­го не мог уже ни­че­го про­го­во­рить. По­сла­ли в Пе­чер­ский мо­на­стырь и взя­ли там в со­су­де во­ды, ко­то­рою пред тем об­мы­ли гроб пре­по­доб­но­го Фе­о­до­сия. Игумен пе­ре­дал и вла­ся­ни­цу пре­по­доб­но­го Ни­ко­лы Свя­то­ши, чтобы в нее оде­ли те­ло его. И еще не вер­нул­ся по­слан­ный с во­дой и вла­ся­ни­цей, как князь Изя­с­лав про­го­во­рил:

– Ско­рее иди­те на­встре­чу пре­по­доб­ным от­цам Фе­о­до­сию и Ни­ко­ле за го­род.

Ко­гда с вла­ся­ни­цею и во­дою во­шел по­слан­ный, князь сно­ва вос­клик­нул:

– Ни­ко­ла, Ни­ко­ла Свя­то­ша!

Ему да­ли вы­пить той во­ды, оде­ли во вла­ся­ни­цу, и он ско­ро стал здо­ров, и все про­слав­ля­ли Бо­га и Его угод­ни­ков.

С тех пор Изя­с­лав все­гда на­де­вал на се­бя сию вла­ся­ни­цу, ко­гда за­боле­вал, и немед­лен­но ста­но­вил­ся здо­ро­вым. Кро­ме то­го, он все­гда имел на се­бе эту вла­ся­ни­цу, ко­гда шел на вой­ну, и та­ким об­ра­зом оста­вал­ся невре­ди­мым. Один раз со­гре­шив, он не ре­шил­ся на­деть ее на се­бя и в тот раз был убит на войне; од­на­ко он еще за­ра­нее при­ка­зал по­хо­ро­нить се­бя в ней.

Так и мы, на­де­ясь на мо­лит­вы се­го пре­по­доб­но­го кня­зя, о спа­се­нии ко­то­ро­го мы име­ем оче­вид­ное из­ве­стие, да спо­до­бим­ся си­лою его мо­литв по­лу­чить исцеление от вся­ких бо­лез­ней и язв, как вре­мен­ных, так и веч­ных, – по бла­го­да­ти Ца­ря сми­ре­ния, а вме­сте и Ца­ря сла­вы Гос­по­да Бо­га и Спа­са на­ше­го Иису­са Хри­ста, Ему­же сла­ва с Бо­гом От­цом и Свя­тым Ду­хом, ныне и прис­но, и во ве­ки ве­ков. Аминь.


Источник: azbyka.ru


STSL.Ru


27 октября 2016

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.