О преподобном Андрее Рублеве

Подлинный расцвет древнерусской живописи неразрывно свя­зан с творчеством гениального русского иконописца Андрея Рублева. Именно он поднял церковное искусство конца XIV - начала XV веков на такую высоту, которой могли бы позавидо­вать величайшие мастера Западного Возрождения. Именно это­му русскому иноку удалось достичь такого совершенства в ис­полнении канонических православных сюжетов иконописи, что имя его стоит и поныне в ряду самых замечательных живо­писцев мира. Именно этому, по всей вероятности, очень скромному в обыденной жизни человеку, суждено было быть окру­женным столь великой славой, что его считали чуть ли не иде­альным типом иконописца.

Андрей_рублев.jpg

Преподобный Андрей Рублев

Наверняка Андрей Рублев был хорошо знаком с творчест­вом Феофана Грека, наверное, не раз дивился его смелой и взрывной живописи, вероятно, не единожды беседовал о своем искусстве с маститым греческим мастером.

Но византийская манера беспокойного грека не нашла от­клика в душе русского художника, его произведения от начала до конца были чисто русскими, выражали национальный ха­рактер и национальные идеи, "его творчество лиричнее, мягче, душевнее феофановского" [1].

Вся жизнь Андрея Рублева была связана с Москвой и ее ближайшими городами. В 1405 году он вместе с Феофаном Гре­ком и Прохором с Городца расписывал Благовещенский собор Московского Кремля, затем в 1408 году с Даниилом Черным-Успенский собор во Владимире, а в 1424-1426 годах - Троицкий собор в Троице-Сергиевском монастыре [2].

Именно в это время, вероятно, и была написана его знаменитая на весь мир "Троица", которую долгое время считали единственным достоверно при­надлежащим кисти Рублева произведе­нием. Однако в 20-х годах нашего века была расчищена часть фресок в Успен­ском соборе Владимира, из села Василь­евского привезены иконы деисусного чина из того же Успенского собора, а в монастыре Звенигорода под Москвой об­наружены три иконы так называемого Звенигородского чина.

Так что теперь, после расчистки и реставрации вновь найденных работ гени­ального мастера, можно составить более полное представление о его творчестве. Но даже если бы и не было обнаружено всего этого уникального наследия, если бы Рублев по-прежнему оставался авто­ром одной только "Троицы", то и тогда бы имя его было навеки вписано золотыми буквами в книгу бессмертных авторов мировых шедевров, достиг­ших поистине божественных высот в своем творчестве.

Как известно, Стоглавый собор 1551 года, созванный Ива­ном Грозным для упорядочения церковных дел, рекомендовал живописцам писать святые иконы "како греческие иконописцы писали и как писал Ондрей Рублев и прочие пресловущие живо­писцы" [3].

Летописи по-разному говорят о жизни и кончине этого прославленного мастера. На основе их кратких записей можно установить, что вместе со своим "спостником" Даниилом Черным Андрей Рублев был приглашен для выполнения иконопис­ных работ в Андроников монастырь в Москве и стал иноком этой обители. В ней он и скончался около 1427 года, но могилы его не найдено.

Вероятно, до вступления в Спасо-Андроников монастырь Рублев был монахом Троицкой обители, основанной преподоб­ным Сергием Радонежским в 1345 году в семидесяти километ­рах от Москвы [4].

Имя Рублева упоминается в летописях в первый раз в свя­зи с росписью Благовещенского собора Московского Кремля, где он работал вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца.

В 1408 году Андрей Рублев вместе с Даниилом Черным расписывал Успенский собор во Владимире: ..."Мая начала бысть подписывати великая и соборная церкви пречистаа Володимерьская, повелением великого князя Василия Дмитриеви­ча, а мастеры Данило иконник, да Ондрей Рублев" [5].

Среди искусствоведов идут споры о том, кто был учителем Рублева. Одни говорят — Данило-иконник, другие отрицают это, ссылаясь на то, что Данило, хоть и был старше Андрея Руб­лева, но назывался все-таки "сопостником", товарищем, вместе с которым Рублев собрал дружину иконописцев для росписи Успенского собора во Владимире. Скорее всего, его учителем был тот самый Прохор с Городца, вместе с которым украсили Благовещенскую церковь и который в летописи именуется "старцем" [6].

Возможно, Прохор с Городца был, как и Рублев, монахом Троице-Сергиевской обители и взял себе в ученики чернеца Ан­дрея, а потом забрал его с собой в Москву для работы в Благове­щенском соборе.

Конечно, влияние Феофана Грека на русского иконописца было огромно. Наверное, удивлялся он мастерству этого "фило­софа зело хитрого", восторгался его быстрой и точной кистью, страстностью и силой его образов.

Но, как пишет искусствовед М.В. Алпатов, Рублева "сму­щало то, что герои его — отягощенные жизненной мудростью и убеленные сединами старцы - не в состоянии преодолеть внут­реннего разлада, что при их постоянной готовности к покаянию и отречению они пребывают во власти гордыни. Его не могло удовлетворить то, что в произведениях Феофана почти не ветречается образов безмятежной радости, женственной грации, юношеского чистосердечия. Его тревожило и то, что образы Фе­офана производят призрачно-зыбкое впечатление, словно они озарены вспышками молнии, им не хватает ласкающей глаз яс­ности и гармонии форм" [7].

Как известно, после преподобного Сергия, умершего в 1392 году, игуменом обители стал Никон Радонежский, свя­то чтивший традиции своего духовного наставника [8]. При нем Троице-Сергиевский монастырь был основательно разрушен полчи­щами хана Едигея, вновь напавшими на Русь в 1408-1409 году. Никон желал как можно скорее восстановить поруганную обитель Сергия, и незадолго до своей кончины "побеждаем вели­ким желанием, верою и в сем пребывая непреложен, еже узрети своими очима церковь сврьшенну и сим украшену, сбирает ско­ро живописцы, Даниил именем и Андрей, - спостник его, и некиих с ними..." [9].

Никон боялся умереть, не увидев восстановленный Троиц­кий собор, и торопил живописцев с росписью его. В одной из ле­тописных записей говорится:

"... чюдно, како исполнися желание преподобного отца на­стоятеля Никона, умолени то быша от него чюднии добродетелнии старци живописцы, Даниил и Андрей предпомянутый, иже присно духовно братство и любовь к себе велику стяжавше и яко украсиша подписанием церковь сию..."[10].

Вторая Софийская летопись рассказывает о том же более подробно.

"Прошло немного времени, и Никон собрал совет благой с братией о том, как воздвигнуть храм святой Троицы камен­ный. И всемогущий Бог желанию его способствовал. Никон воздвиг церковь прекрасную во хвалу своему отцу Сергию и многими добротами убрал ее. Но, видя, что она росписями не расписана, Никон очень сокрушался духом, стремясь и ими украсить ее, но некоторые братья возбраняли тому из-за при­скорбной скудности монастыря. Но преподобный Никон не­преклонно хотел узрети своими очами церковь совершенную и украшенную. И скоро он собрал живописцев, мужей изрядных вельми, всех превосходящих, в добродетелях совершенных - Данила именем и Андрея, сопостника его, и неких с ними. Спешно они творили свое дело, словно провидели духом свое скорое преставление от жизни сей. Но Бог помогал окончить дело преподобного, и работали они усердно и росписями чуд­ными украсили церковь: могут они и ныне удивить зрящих всех. Последнее сие рукоделие и память себе преподобные ос­тавили" [11].

В этой же летописи приводятся и сведения о смерти двух товарищей-иконописцев.

"После того вскоре смиренный Андрей оставил сию жизнь. Ему последовал и сопостник его Данило пречестный - Бог ему много лет даровал, и в старости честной он благой конец принял. Когда хотел Данил разрешиться от телесных уз, увидел он возлюбленного своего, прежде отошедшего Андрея, в радос­ти призывающего его. Данил же, видя Андрея, исполнился веселия великого и исповедая братии, стоящей перед ним, пришествие сопостника своего и так в радостях дух свой Господу предал" [12].

Другие летописи опровергают известие о кончине Андрея Рублева в Троицкой обители и говорят о его последних годах в Спасо-Андрониковском монастыре. Его называют "иконопис­цем преизрядным, всех превосходящим в мудрости зелне, и се­дины Местные имея" [13].

Известно, что для Троице-Сергиевской обители Андрей Рублев написал свою знаменитую "Троицу" "в похвалу отцу своему Сергию ". О времени ее создания также нет точных сведе­ний. Одни искусствоведы полагают, что наиболее вероятный год ее исполнения —1411, когда на месте захоронения преподоб­ного Сергия была воздвигнута деревянная церковь. Другие счи­тают, что "Троица" написана позже, в 20-х годах XV века, когда на месте деревянной церкви был построен каменный Троицкий собор [14].

Но как бы то ни было, икона оказалась в этой новой камен­ной церкви и находилась там в течение ряда веков, пока не была передана в Третьяковскую галерею.

Тема Троицы стала необычайно популярна на Руси во вто­рой половине XIV века; в это время появилось особенно много икон на этот сюжет. Именно Троице посвятил свою обитель пре­подобный Сергий Радонежский и поставил там Троицкий храм, "дабы воззрением на святую Троицу побеждался страх ненави­стной розни мира сего" [15].

Троице посвящали новые обители многочисленные учени­ки Сергия, разошедшиеся по всей Руси, ибо святая Троица для них знаменовала единство и согласие.

Учение о Святой Троице, вера в троичность Божества - осново­полагающие в Церкви. Бог триедин, Он предстает в трех Лицах, или трех Ипостасях: Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Ду­ха. Иконописный сюжет Троицы непосредственно связан с Биб­лейской Книгой Бытия, где повествуется о том, как к старцу Ав­рааму, сидящему перед своим шатром у Мамврийского дуба, явились трое прекрасных юношей. Авраам и его жена Сарра оказали им всяческое гостеприимство: закололи тельца, испек­ли свежий хлеб и угощали странников под сенью дуба. За трапе­зой, во время беседы Аврааму было предсказано, что у него и его жены Сарры родится сын Исаак.

На иконах Пресвятой Троицы обычно изображаются три ангела, которые сидят за столом на фоне здания, Мамврийского дуба и горок. На столе - чаша с вином и еда. Часто средний ангел протягивает к чаше руку. Внизу Авраам или юноша-слу­га, закалывающий тельца. Могут быть изображения Авраама и Сарры, подающих угощение; они же могут находиться за сто­лом среди ангелов.

На иконе Андрея Рублева, которую он написал "в похвалу преподобному Сергию Радонежскому", нет бытовых деталей: отсутствуют фигуры Авраама и Сарры, нет сцены с закалывани­ем тельца, на столе - лишь одна жертвенная чаша. Традиционный библейский сюжет, воплощающий идею троичности Божества, исполнен на высочайшем художественном и философском уровне. Икона, в которой нет ни действия, ни движения, полна одухотво­ренности, высокой просветленности и торжественного покоя.

Художник представил здесь величие высокой жертвенной любви, когда Отец посылает Своего Сына на страдания за чело­вечество, и вместе с тем готовность Сына, Иисуса Христа, пойти на страдания, принести Себя в жертву людям. Кроме того, образ Троицы еще по толкованию византийцев - не только воплоще­ние триединого Божества, но и символ веры, надежды и любви.

Отмечая очарование иконы, величайшую гармонию и тре­петность воплощения широко распространенного сюжета, осо­бую певучесть ее красочного колорита, искусствовед В.Н. Лаза­рев отметил, что Рублев "взял краски для своей иконы не из су­мрачной византийской палитры, а из окружающей его природы с ее белыми березками, зеленеющей рожью, золотистыми коло­сьями, яркими васильками" [16].

По наблюдениям реставраторов, икона прорисовывалась трижды: в начале XVI века; в конце XVIII века одновременно с ремонтом других икон иконостаса Троицкого собора; а также в XIX веке [17].

Таким, каким мы видим это величайшее произведение сейчас, оно предстало только в 1919 году, когда была закончена его расчистка. Освобожденный от потемневшей олифы и позд­нейших прорисовок, этот шедевр Андрея Рублева хранится в со­брании Третьяковской галереи, а вместо него в местном ряду иконостаса Успенского собора лавры находится копия.

Напоминающая переложенную на язык живописи музы­ку, рублевская "Троица" воплощает извечные мечты народа о всеобщей человеческой любви, мечты о мире и согласии. Закон­ченная гармония, одухотворенность, певучесть красок делают это произведение одним из самых совершенных творений не только древнерусской живописи, но и вообще средневекового искусства.

Имя Андрея Рублева стоит особняком среди имен других иконописцев Древней Руси. Оно издавна окружено всеобщим почетом; на протяжении шести веков оно служило как бы сим­волом древнерусского изографа, прославляющего в своих творениях Божественное начало в мире и человеке.

Насколько ценились иконы этого живописца, видно из то­го факта, что еще преподобный Иосиф Волоцкий, желая прими­риться с тверским князем Федором Борисовичем, "начат князя мздою утешати, и посла к нему иконы Рублева письма и Дионисиева" [18].

Об иконах Андрея Рублева не существует никаких особых легенд; о них не говорится, будто они создавались при участии небесных сил, подобно неизвестным нам творениям первого русского иконописца Алипия; им не приписывалось никаких чудотворений. И тем не менее "Троица" Рублева — это одна из главных русских святынь.

Отвечая на вопрос, почему так ценились в древности и так ценятся сейчас произведения этого мастера, искусствовед М. Алпатов пишет: "Люди угадывали в его работах ни с чем не сравнимое очарование, которое составляет удел только созда­ний гениев. Гордились Рублевым, ценили его шедевры, радова­лись тому, что владели ими, и через него приобщались к высо­кому художественному созерцанию. Своим искусством Рублев поднимал человека" [19].


Источник: Т.С. Еремина. Мир русских икон и монастырей. История, предания. - М., Международная академическая издательская компания «Наука», 1998.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Лихачев Д.С. Культура Руси времен Андрея Рублева и Епифания Премудрого. - M.-Л, 1962. С. 128.

[2] Там же. С. 127.

[3] Стоглав. - СПб., 1863. С. 122.

[4] Лазарев В.Н. Андрей Рублев и его школа. - М., 1966. С. 9.

[5] ПСРЛ. Т. 5. С. 257; т. 8. С. 81-82.

[6] Лазарев. Андрей Рублев... С. 14-15.

[7] Алпатов М. Андрей Рублев. - М., 1972. С. 8.

[8] Лазарев. Андрей Рублев... С. 10.

[9] Успенские М. и В.И. Заметки о древнерусском иконописании. - СПб., 1911. С. 38.

[10] Лазарев. Андрей Рублев... С. 75.

[11] Рассказы русских летописей XV-XVII веков. - М., 1976. С. 39-40.

[12] Там же. С. 40.

[13] Лазарев. Андрей Рублев... С. 76.

[14] Там же. С. 33.

[15] Там же. С. 34, прим. 64.

[16] Там же. С. 41.

[17] Там же. С. 82.

[18] Собко Н.П. Словарь русских художников... - СПб., 1893. Т. I, вып. 1. С. 171.

[19] Алпатов. Андрей Рублев. С. 129.


STSL.Ru


17 июля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.