Излишняя забота о предприятиях, возмущающая даже молитву, есть признак, что мы не довольно предаем свои дела воле Божией, а имеем сильную естественную волю, домогающуюся, чтобы непременно было по-нашему. Смотря на сие беспристрастно, без отношения к себе, Вы тотчас увидите, что это не в порядке.
Как можно требовать, чтобы каждое преднамерение наше исполнялось? Не слишком ли это для человека? Можно ли быть довольно уверенным, что лучше исполниться нашим предприятиям, нежели не исполниться. Вы скажите: как же лучше, чтобы Благоугодное заведение учредилось, нежели не учредилось? А вот как: заведение может достаться в худые руки и употребиться пристрастно и корыстно, следовательно, на грех, а не на добро. И напротив, имение может остаться в руках владельца доброго и добрых наследников, и получится много добра справедливости, если и не очень много добра милосердия. Итак, не надобно страстно желать исполнения и добрых предприятий; а молить Бога, чтобы Он благословил исполниться им, если то во благо, или дал им иное, нежели какое мы хотим, направление, в воле Его святой.
Хорошо освящать известные часы дня воспоминанием страданий Господних, когда то возможно. А когда препятствия изменяют сей порядок, не надобно смущаться, а внимательно употреблять то время, которое в нашей воле.
Что еще сказал бы Вам на письмо Ваше, сказать не успеваю. Господь да наставляет Вас на путь Свой, да ходите во истине Его.
Сент[ября] 13, 1833
Источник: Святитель Филарет, Митрополит Московский. Переписка с современницами. - СТСЛ, 2013. Стр. 173-174
14 мая 2014