Православные святыни мира. Церковь Великомученика Димитрия в Фессалониках

Салоники (греч. Θεσσαλονίκη – Фессалоники) – северная столица и второй по величине город Греции. Был вторым после Константинополя духовным центром Византии. Спустя века память о тех славных временах хранят величественные городские храмы и монастыри. Небесным покровителем города почитается великомученик Димитрий. Салоники известны и как город равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, а также святителя Григория Паламы.

thessaloniki-city-of-a-thousand-churches.jpg

Святой великомученик Димитрий – покровитель Салоник.

Фото c сайта iLoveGreece.ru/Филиппос Фасулас

Из-за обилия храмов Фессалоники называют «городом тысячи церквей». По преданию он был основан в 315 году до н.э. македонским царем Кассандром, который дал городу имя своей супруги Фессалоники, единокровной сестры Александра Великого, дочери царя Филиппа II.

В 49 году сюда с проповедью слова Божия прибыл апостол Павел, он положил начало местной христианской общине, которую, как и повсюду в империи, не обошли стороной гонения.

Находящийся в Салониках кафедральный собор построен на месте гибели великомученика Димитрия и носит его имя, в храме покоятся мощи святого. Ранее здесь располагались римские термы. Первоначально над могилой великомученика был сооружен небольшой мартирий [1]. Затем его сменила базилика, которая несколько раз перестраивалась. В 1988 году церковь включена в перечень объектов Всемирного наследия в составе раннехристианских и византийских памятников Салоник.

sobor_dimitry_solunsky_2_.jpg

Собор великомученика Димитрия Солунского (Агиос Димитриос). Фасад здания

Великомученик Димитрий родился в Солуни (древнее название Фессалоник). Родители, тайные христиане, крестили его и наставили в вере.

Император Максимиан Галерий, вступивший на престол в 305 г., назначил Димитрия властителем и воеводой Фессалонийской области. Главной обязанностью Димитрия было защищать свою область от внешних врагов, но император потребовал от него также, чтобы он истреблял христиан. Димитрий вместо этого стал искоренять языческие обычаи, а язычников обращать к Христовой вере.

Императору вскоре донесли, что Димитрий – христианин. Возвращаясь из похода против сарматов (племен, населявших причерноморские степи), Максимиан остановился в Солуни. Готовясь к смерти, Димитрий раздал свое имущество бедным, а сам предался молитве и посту. Император заключил проконсула в темницу и стал развлекать себя и жителей Солуни гладиаторскими сражениями в цирке. Христиан разыскивали и тащили на арену. Известный среди гладиаторов задорный Лий легко одолевал кротких христиан в сражении и при ликовании озверевшей толпы сбрасывал их на копья воинов.

Христианин Нестор навестил Димитрия в темнице, и Димитрий благословил его на единоборство с Лием. Укрепляемый Богом, Нестор одолел гордого гладиатора и бросил его на копья воинов. Нестора должны были наградить как победителя, но вместо этого казнили как христианина.

dimitry_solunsky.jpg

Кончина святого великомученика Димитрия. Икона XV в. Венеция.

Музей греческого института византийских и поствизантийских исследований

По приказу императора темничная стража пронзила Димитрия копьями. Это произошло в 306 г. Тело великомученика Димитрия выбросили на съедение зверям, но солуняне тайно предали его земле. Слуга Димитрия Лупп взял кровавую ризу и перстень мученика и начал ими исцелять недужных, за что его также казнили.

На могиле великомученика Димитрия совершались чудеса и исцеления. В правление императора Маврикия авары, жившие на Дону, осадили город Солунь. Святой Димитрий явился на городской стене, и 100-тысячное войско осаждавших обратилось в бегство. В другой раз святой спас город от голода. Вскоре на месте мученической кончины Димитрия была сооружена маленькая молельня, а через сто лет были обретены его нетленные мощи.

Позднее, в 412-413 гг., префект Восточной Иллирии Леонтий, исцеленный по молитве святым Димитрием от тяжелой болезни, построил на этом месте четырехнефную базилику. Храм дважды горел в VII в. После пожара епископ Иоанн построил на этом месте пятинефный храм. При захвате турками храм был разграблен и впоследствии превращен в мечеть Касымие-джами.

77-5.jpg

«Вмч. Димитрий Солунский на троне». Икона

По освобождении от турецкого господства и возвращении города грекам храм был отстроен заново, с 1912 года в базилике возобновились христианские богослужения. Во время пожара 6 августа 1917 года здание сильно пострадало. Восстановительные работы в базилике были начаты в 1930-х годах и велись до 1948 года.

Сегодня храм представляет собой пятинефную базилику длиной 43 и шириной 33 м. Стены храма украшены великолепной резьбой и росписями. Мраморные полы датируются V в. Из древних мозаик храма сохранились лишь 11, которые относят к V-IX вв.

С VII в. при раке святого Димитрия начало истекать благовонное чудотворное миро. Из трещины в колонне под верхним храмом, где находится крипта и часовня святого Димитрия, наблюдалось мироточение. В XIV в. Димитрий Хризолог писал о нем так: «Миро по свойству своему не вода, но гуще ее и не похоже ни на одно из известных нам веществ... Оно удивительнее всех благовоний не только искусственных, но и по естеству созданных Богом». По этой причине великомученика Димитрия наименовали Мироточивым.

dimitry_solunsky3.jpg

Рака с мощами святого великомученика Димитрия Солунского

Предположительно в конце XII – начале XIII веков мощи великомученика были вывезены из Фессалоник в Италию. И только в XX веке были возвращены на Родину.


Святыни:

· мощи вмч. Димитрия Солунского (IV в.);

· мощи мц. Анисии (IV в.);

· мощи свт. Григория Ираклийского (ХХ в.);

· частица мощей мч. Евфимия Нового, Солунского (X в.);

· глава мц. Елены (XVIII в.);

· глава прмч. Димитрия Триполийского (XIX в.)


Адрес: Αγ. Δημητρίου 97, Θεσσαλονίκη. Ιερός Ναός Άγιος Δημήτριος Πολιούχος Θεσσαλονίκης (на углу улиц святого Димитрия и святого Николая, г. Салоники)


Источник: Православные святыни мира / Сост. Бегиян С.Р. – Минск.: ООО «Харвест», 2008. С. 176-178.


ПРИМЕЧАНИЕ

[1] Мартúрий (от греч. martyrion – свидетельство, мученичество) – культовое мемориальное здание (храм, часовня) над местом погребения или казни христианских святых. Погребальный характер сооружения, связь с христианской церковной символикой определили его центрическую форму, крестообразный план и расположение алтаря в середине здания.

О построении алтарей на местах смерти или захоронения мучеников и совершении там христианского богослужения упоминается уже в правилах Карфагенского собора (419 г.): «Память мучеников совсем да не совершается, разве если где-либо есть или тело, или некая часть мощей, или, по сказанию от верной древности переданному, их жилище, или стяжание, или место страдания» (94-е правило).

Среди наиболее ранних сооружений такого типа известен мартирий над могилой апостола Иоанна Богослова в Эфесе, построенный в начале IV в. После 312 г, мартирии в большом количестве возводились по всей территории Римской империи, даже на ипподромах, где принимали мученическую смерть первые христиане.

Мартириумом раннехристианские тексты также называют постройки на местах, связанные со Страстями Христовыми в Иерусалиме: «И так утром в день воскресный служба совершается по обычаю в большой церкви, которая зовётся Мартириум. Зовется же она Мартириум потому, что находится на Голгофе, то есть за Крестом, где пострадал Господь, оттого и Мартирион».


8 Ноября 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей
103 года Доходному дому
103 года Доходному дому
103 года назад Троице-Сергиева Лавра завершила строительные и отделочные работы в четырехэтажном каменном здании на углу Красногорской площади и Александровской...
Возвращение Лавре монастырских зданий
Возвращение Лавре монастырских зданий
2 сентября 1956 года Постановлением Совета Министров РСФСР №577 Свято-Троицкой Сергиевой Лавре возвращено 28 зданий ( с учетом переданных в 1946 -1948 годах)...
Освящение надвратной Церкви после пожара
Освящение надвратной Церкви после пожара
14 июня (н.ст.) 1763 года в присутствии Екатерины II...
Визит Петра I
Визит Петра I
10 июня (н.ст.) 1688 года шестнадцатилетний Петр I посетил Троице-Сергиев монастырь. Юного царя сопровождала свита из тридцати думных людей...