Потоп

Потоп

Когда Ной построил ковчег и исполнил все, что ему было повелено от Господа, Бог сказал ему: «Войди в ковчег со всем твоим семейством; потому что из всех живущих на земле, тебя одного вижу Я праведным предо Мною. Возьми также по паре всех животных и всех птиц — по одному мужского пола и по одному женского, и по семи из чистых животных, чтобы сохранить племя их на земле: потому что через семь дней Я наведу дождь на землю в продолжение сорока дней и сорока ночей и истреблю на ней все, сотворенное Мною». Ной исполнил повеление Господа: он вошел в ковчег, а с ним и его сыновья — Сим, Хам и Иафет, жена его и жены сыновей его; он взял также, по повелению Божию, по паре всех животных; сам Господь затворил дверь ковчега.

Через семь дней — в семнадцатый день второго месяца, в шестисотый год жизни Ноя, отверзлись все источники бездны вод, разверзлись облака небесные. Дождь продолжался сорок дней и сорок ночей, и прибывшие воды подняли ковчег высоко над землею; вскоре и вершины всех гор покрылись водою, которая поднялась на 15 локтей над высочайшею из них.

Всё, живущее на земле, — от человека и до скота — погибло: остался один Ной и те, которые были с ним в ковчеге. Вода покрывала землю в продолжение ста пятидесяти дней.



НАЗИДАТЕЛЬНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Будем иметь страх Божий, будем непорочны пред очами Господа — вот все, что нужно для человека! — Отложим заботу обо всем прочем! Господь бодрствует над нами. Его Провидение печется о наших нуждах, неожиданно подает нам помощь, избавляет нас от опасностей, поддерживает наше стремление к добру, облегчает бремя бедствий, неразлучных с жизнью, услаждает наши горести, утешает нас в унынии, исполняет нас святыми надеждами!… Его Божественная рука да направляет наши стопы; будем повиноваться Его велениям, тогда, с чувством живой благодарности, воскликнем вместе с царственным пророком: «Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит. На месте злачнее, тамо всели мя».(Пс. XXII, 1. 2.).

Напрасно нечестие мира, подобно опустошительному потоку, угрожает праведнику — верному Христианину, напрасно соблазны поражают его взоры, его слух и все его чувства; напрасно враг спасения мечет в него самые ядовитые стрелы своей злобы, напрасно расставляет вокруг него самые хитрые козни. «Хранит Господь вся любящия Его, — говорит Св. Царь Давид, — и вся грешники потребит… Плешма своима осенит тя, и под крил Его надеешися; оружием обыдет тя истина Его… Падет от страны твоея тяся- ща, и тьма одесную тебе; к тебе же не прибли- жится: обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты Господи упование мое: Вышняго положил ecu прибежище Твое».(Псал. CXXIV, 20); LCXXX, 4, 7-10).

Для Ноя и нескольких праведников, бывших в его время на земле во время потопа, убежищем был ковчег. Для нас, среди развращения и заблуждений, наводняющих мир, прибежище, которое Господь благословил даровать нам по Своему милосердию, есть Церковь Иисуса Христа, Святая, Кафолическая, Апостольская, Восточная, которой только образом был ковчег. В ковчеге было только одно семейство Ноя: только принадлежащее к благословенному семейству Иисуса Христа по благодатному возрождению составляют Церковь. Вне ковчега все погибло на земле: вне Церкви нет спасения. В ковчеге все было расположено порядком; по велению Божию, для сохранения и поддержания живых существ, которые должны были избежать всеобщего потопа: в Церкви удивительно приуготовлено все, потребное для несомненного дарования мира и вечной славы всякому, желающему спастися: таинства — неисчерпаемый источник благодати, соответственно всем случаям жизни; хлеб слова Божия, которое обращает грешника, укрепляет слабого, подкрепляет праведника; нежная попечительность несравненной Матери, которая не перестает молиться за детей своих с минуты возрождения их крещением во Христе Иисусе, и продолжает спасительное действие спасительных молитв своих за пределы гроба.

Ковчег есть также символ креста. «Человек! — восклицает Бл. Августин. — Небо — твое отечество; к нему единому ты должен стремиться: но между небом и тобою лежит море житейское, исполненное опасностей бурь и подводных камней. Ты не имел средств держаться на этих глубоких водах, непрестанно готовых поглотить тебя: и вот — пришел к тебе Спаситель привести тебя в твое отечество, и Сам сделался путем, по которому ты должен идти: Аз есмъ путь. Путем по морю может быть только древо, плавающее по воде и противящееся бурям: это древо есть древо креста. Из сего древа состоит этот священный ковчег, этот священный корабль, спасающий души. Тебе трудно войти в этот ковчег? Ты стыдишься древа креста Сына Божия, древа Его Божественного уничижения, которое одно могло исцелить нас от опасной язвы нашей гордости? Ты стыдишься этого древа, которое посрамляет гордых и спасает их, делая смиренными? Безумец! Неблагодарный! Тебе должно переплыть море, а ты презираешь древо!» (Бл. Авг. На Иоанн. Тр. 2.)

Наконец, ковчег изображает нам Пресвятую Деву, благословенную в женах, Которая и Себе и нам обрела благодать у Бога; Пречистую Матерь Божию, Матерь Милосердия, на Которую все чада Евы возлагают все упование свое, всех скорбящих радость, прибежище Христиан.


Источник: Святитель Филарет (Дроздов). Избранные места из Священной истории Ветхого и Нового Завета с назидательными размышлениями



Источник: STSL.Ru
26 декабря 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.