Проповедь о посте. Архимандрит Тихон (Агриков)

Проповедь о посте. Архимандрит Тихон (Агриков)

«Освятите пост, проповедите цельбу... воззовите ко Господу усердно». Возлюбленные братия и сестры, мы с вами начинаем святой пост. Мы долго праздновали Светлое Христово Воскресение, видели славное Вознесение Господа нашего Иисуса Христа на небо. Мы торжественно славили Святую Троицу и вместе с апостолами приняли Святого Духа Утешителя. Апостолы по принятии Святого Духа пребывали в посте и молитве, чтобы сохранить в душе сей благодатный огонь, чтобы еще более очистить себя и укрепиться на предстоящий подвиг евангельской проповеди всему миру.

И нам с вами, возлюбленные, тоже нужно поститься. Святая Церковь мудро предлагает нам постное время, чтобы мы могли проверить себя, рассмотреть свою душу, что там делается? Не предались ли мы беспечности, рассеянности, невоздержанию или многоядению. Пост – превосходная проверка, потому что страсти, таящиеся в душе, особенно обнаруживаются постом, они не терпят поста, как болезнь – лекарства. Да и враг не терпит нашего постного подвига, он старается нас искушать и смущать особенно во время поста.

Приходится слышать, как люди мирские, а иногда даже и верующие, осуждают, принижают значение поста, говорят, что он не нужен и вреден, что он расстраивает здоровье. Нет, дорогие мои, совсем не так. Святая Церковь мудро установила эти периоды воздержания для нашей пользы, для нашего облегчения. Многие боятся поста, делают себе послабление из-за болезни. Но ведь все болезни от невоздержания. Мы боимся поститься, и Господь тут же посылает нам болезнь, чтобы хоть ею смирить нашу плоть. Телесный подвиг, труд, воздержание, утеснение плоти необходимы для духовного подвижничества. Душа и тело так связаны, так зависят друг от друга, что через телесные страдания смиряется душа. «...Страдающий плотию перестает грешить...», – говорит святой апостол. Вместе с тем душа, очищенная и укрепленная благоразумным постом, и телу сообщает крепость и бодрость. Святые подвижники не только посты соблюдали, они жили в постоянном крайнем воздержании; некоторые травой питались, другие сухоядение хранили или через день ели, или другие подвиги несли, а как трудились при этом и как они были крепки: не жаловались, не болели. Мы болеем от грехов. Преподобный Алипий Столпник жил сто восемнадцать лет. Преподобный Павел Фивейский – сто тридцать лет. Преподобный Павел Комельский – сто двенадцать лет. Преподобный Антоний Великий – сто пять лет. Преподобный Макарий Александрийский – сто лет. Вот вам и долголетие. Оно – от умеренной жизни.

И нам, дорогие мои, пост будет только на пользу. Пост облегчает душу, освобождает ее от порабощения плоти. Пост оживляет все духовные чувства, окрыляет молитву, охраняет от искушений, погашает страсти; пост – мать целомудрия. А главное, пост гнев Божий на милость прелагает. Истинного поста, не лицемерного, внешнего, воздержания, а искреннего покаяния, исправления жизни – вот чего ждет Господь от нас. «...Обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши...», – говорит Он через пророка. В таком посте пребывал Давид после своего падения, и Господь принял его покаяние. Такой пост наложили на себя ниневитяне, когда Господь готов был истребить их город, но они покаялись, благодаря проповеди пророка Ионы, оставили свои злые дела, и Господь отвел от них наказание.

Возлюбленные братия и сестры, и мы с вами имеем крайнюю нужду в помиловании. Сколько мы грешим, сколько гневим Бога... И чтобы хоть немного отрезвить нас, Церковь Святая призывает нас к посту.

Какой же пост должен быть у нас, чтобы он был богоугодный и истинный? Пост должен быть двоякий – телесный и духовный. Телесный пост укрощает страсти плотские. «Кто служит своему чреву и между тем хочет победить дух блуда, тот подобен угашающему пожар маслом», – сказал в своей «Лествице» великий наставник подвижников преподобный Иоанн Лествичник.

Но одного телесного поста, воздержания от пищи, мало, надо соблюдать духовный пост. Пусть постятся все наши чувства, пусть сердце воздержится от злых чувств, ум – от непотребных мыслей, язык – от гнилых слов, вся жизнь – от злых, греховных дел. «Если ты постишься без милостыни, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – то пост твой не есть пост... Я назвал бы в тысячу раз блаженнейшим ядущего, чем постящегося и творящего неправду». «Пусть у тебя все постится: язык, слух, зрение, рассуждение, руки, ноги, все, все... Ты не вкушаешь мясо, но съедаешь ближнего осуждением, кладешь поклоны – и злоречишь. Молишься – и злишься на ближнего». Такой пост будет нам не во спасение, а в большее осуждение.

Как любили пост наши благочестивые предки, как они проводили его с усердием к молитве, к добрым делам! Возможен ли такой пост для нас с вами, возлюбленные братия и сестры? Возможен и нам. Нам-то особенно нужно поститься. Сколько у нас в душе греха, зла, неправды, все это требует очищения, исправления и искоренения постом. Сколько у нас в жизни искушений, затруднений и всяких нелегких обстоятельств, и мы этим оправдываемся, ссылаемся на трудности... Это все так, нам нелегко спасаться, и нам особенно нужны духовная бодрость и трезвение, ясность ума и постоянное внимание к себе и своему спасению. «Смотрите же за собою, – предупредил Господь, – чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством...»

Вот мы пришли к преподобному Сергию, принесли ему свои скорби, и он нас слышит, принимает и жалеет. Он и сам нелегкую жизнь прожил, но он постник был, подвижник, и нас учит идти и спасаться этим же путем воздержания, смирения своей плоти и своей души. Он с младенчества был постник и прожил всю жизнь «до отшествия своего храня сие опасно (слав. "бережно")», «душевные страсти из корене исторгая и телесная чувства огорчевая». Он душу свою очистил многими пустынными подвигами и крайним воздержанием и «сих ради в чертог небесный вселился еси», сподобился нетленного блаженства. И нас, детей своих, Преподобный призывает к постному подвигу, без которого нам не видать очищения души, не достичь спасения, не наследовать светлого прекрасного рая, в который входят только многим трудом и воздержанием от тленных земных наслаждений и удовольствий.

Будем же просить преподобного, дорогие мои, чтобы он сам укрепил нас, таких малодушных, на предстоящий пост. Послушаемся голоса нашей заботливой матери – Святой Церкви, последуем примеру преподобного Сергия. Будем молить его и всех святых, чтобы они помогли нам провести настоящий пост богоугодно, с пользой для души. Но некоторые из нас и вправду не могут поститься, например по болезни, условиям общежития и прочего. Что делать тогда? «Кто не может поститься, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – тот пусть подает обильнейшую милостыню, пусть творит усердные молитвы, пусть оказывает напряженную ревность к слушанию Слова Божия; здесь нисколько не препятствует нам телесная слабость, пусть примиряется с врагами, пусть изгоняет из души своей всякое памятозлобие. Если он будет исполнять это, то совершит истинный пост, какой именно и требует от нас Господь».

Возлюбленные братия и сестры, приложим все свои усилия к тем добрым делам, какие для нас возможны. Позаботимся, наконец, о своей душе, которой пост нужен, как пища для тела, как воздух для жизни, а главное, будем смирять свою душу. И тогда, по молитвам всех святых и преподобного Сергия, Господь примет и наш малый труд и не лишит нас нетленной награды в Своем Небесном Царстве. Аминь.


15 августа 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.