Посланник Троицкого Игумена

Сегодня, 11 июня, в Троице-Сергиевой лавре празднуется память преподобного Илии-келаря. 


Преподобный Илия Келарь, Радонежский.
Роспись Свода братской трапезной Троице-Сергиевой Лавры
 

Сведений о его жизни почти не сохранилось. Известно, что Илия принадлежал к числу самых первых учеников Преподобного Сергия и до конца жизни сохранял верность месту своего пострига – Троицкой обители. 

С его именем связаны события осени 1380 года. Вскоре после победного возвращения Великого князя Дмитрия Донского с Куликова поля, Москву всколыхнула новая тревожная новость – на город надвигалось литовское войско во главе с князем Ягайло. На стороне литовцев выступал противник Дмитрия - рязанский князь Олег.

Эту новость 21 сентября 1380 года, по просьбе князя Дмитрия, Преподобному Сергию принес архимандрит Симонова монастыря Федор, племянник старца. Преподобный немедленно отправил своего келаря – второго человека в обители после самого игумена – к Олегу Рязанскому с наказом остановить захватчиков. 

В тот же день вслед за Федором Симоновским из Москвы прибыл Исакий Андроников. Вероятно, это был инок московского Андроникова монастыря — духовной «отрасли» Троицкой обители. Не зная о миссии Федора, он счел своим долгом сообщить Преподобному Сергию те же тревожные вести.  



В старинной рукописной книге Троицкого монастыря (Стихирарь 1380 года) сохранилась запись на полях — беглые заметки, сделанные писцом под впечатлением череды тревожных событий того дня: «Месяца сентября в 21 день, в пяток, на память о агиос апостола Кондрата, по литургии почата бысть писати татрать (тетрадь). В то ж день Симоновский приездил. В то ж день келарь поехал на Резань. В то ж день нача чернца увеща… В то ж день Исакий Андроников приехал к нам. В то ж день весть приде, яко Литва грядуть с агаряны (татары)…».

Рязанский князь принял прибывшего к нему келаря Илию и не посмел ослушаться Троицкого Игумена. Олег убедил литовского князя Ягайло повернуть восвояси. Но сам не смирился: то и дело объединялся с Мамаем и Тохтамышем, с Ольгердом Литовским ¬и выступал против Москвы. 

Второй и последний раз имя келаря Илии упоминается в летописи Троицкой обители под 1384-м годом: «преставися в пентикостной неделе старец Илия, келарь Троицкого монастыря, добрый и послушливый». Через год после этого Преподобный Сергий, по просьбе князя Дмитрия Донского, сам пешком ходил в Рязань, чтобы просить Олега о прекращении усобиц. И убедил князя: смирил его гордыню тем, что показал отсутствие гордыни в собственном сердце. Позже примирение Рязани с Москвой было закреплено браком княжеских детей. 


Источник: STSL.Ru
11 июня 2015

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.