Посещение Троицкой Лавры и Академии митрополитом Московским и Коломенским Сергием (Ляпидевским, † 1898)

Был довольно теплый и ясный день 23-го сентября. Часы на лаврской колокольне пробили половину третьяго. Торжественно гудел царь-колокол и от его мерных ударов звуки могучими волнами неслись над всем посадом. По улицами па площади, пред святыми вратами и внутри обители толпился народ. Приближались те, давно ожидаемыя, минуты, когда Лавра Сергиева должна была встретить своего новаго Священноархимандрита. Вместе с народом толпились и мы, профессора и студенты академии, и тем напряженнее было наше ожидание, что мы готовились встретить не только своего архипастыря, но и ближайшаго начальника и покровителя Академии. При разговорах, как всегда бывает в подобных случаях, не было конца разным предположениям, ожиданиями надеждам. 


Сергиевский Посад. Красногорская площадь. 1890 –  1900

Думали и гадали, конечно, все на одну и ту же тему: что-то будет и как-то будет? Московская академия имела, по-видимому, основание во вступлении на святительскую кафедру первопрестольной столицы Высокопреосвященнейшаго Сергия видеть для себя некоторый праздник. Восемьдесят девять лет своего существования не один раз торжественно встречала она новых Московских владык. Начиная с Высокопреосвященнаго Августина, который был, так сказать, ея крестным отцом и при котором она получила свое начало, встречала она потом и Филарета, и Иннокентия, и Макария, и Иоанникия, и Леонтия, но ни при одной из этих встреч не могла она чувствовать и ожидать того, что чувствовала и ожидала теперь. Первый раз во всю свою жизнь она переживала теперь то, что другим Академиям приходилось уже переживать и прежде. Первый раз ей выпадало на долю в лице своего начальника и покровителя архипастыря Московскаго встречать своего собственнаго питомца. Нам приходилось читать трогательныя описания того, как какой-либо архиерей приезжал в свое родное село, где его старички-родители доживали свой век в скромной доле служения сельской церкви. Нет у  них сил сдержать слезы радости при виде милаго сына, но и земно кланяются они своему сыну-Владыке. Их естественное чувство родственной радости еще более усиливается сознанием, что теперь наступает для них хорошее время, когда никто уже их не обидит и во всех своих добрыхь желаниях и начинаниях они найдут всегда у сына-Владыки мощную поддержку и покровительство. Нечто подобное испытывала и Московская академия, аlmа mater Высокопреосвященнейшаго Сергия, приготовляясь встретить своего сына-Владыку.


Митрополит Московский и Коломенский Сергий (Ляпидевский) (1820-1898)

Зазвонили все колокола Лавры и посадских церквей, прозвучал свисток локомотива, и давно ожидаемый московский поезд подошел к платформе. Для встречи Владыки собрались на станции ко времени прибытия поезда: ректор Академии архим. Антоний, ректор Вифанской семинарии архим. Антоний, казначей Лавры архим. Никон, эконом о. Досифей, настоятель Гефсиманскаго скита о. Даниил, соборные иеромонахи, полицеймейстер Сергиевскаго посада, и.д. городскаго головы, многие другие представители местной администрации и масса народа. По остановке поезда духовенство вошло в вагон и представилось там Владыке митрополиту, который затем вышел на платформу и, осенив себя крестным знамением, а народ святительским благословением, произнесъ: "Благословение Господне по молитвам великаго угодника св. преподобнаго Сергия да пребудет над вами". Преподав благословение присутствующим, Владыка проследовал в парадныя комнаты вокзала, где и.д. городскаго головы г. Кочерыгин, поднося на блюде хлеб-соль от жителей Сергиевскаго посада, обратился к нему с следующим приветствиемъ: "Ваше Высокопреосвященство, милостивый архипастырь и Отец! От имени всех граждан Сергиевскаго посада осмеливаюсь выразить чувство глубокой радости по случаю назначении Вашего Высокопреосвященства на Московскую святительскую кафедру. Память о Вас уже более тридцати лет живет в сердцах нашихъ: мы хорошо помним то время, когда еще только начиналось Ваше великое многотрудное служение на пользу Церкви, когда Вы были поставлены во главе духовной академии. Поднося хлеб-соль, этот малый знак нашего глубочайшаго уважения, смею испрашивать Вашего архипастырскаго благословения и Ваших святительских молитвъ". 

На это приветствие Владыка митрополит отвечал милостивым благожеланиемъ: "Да будет Божие благословение молитвами угодника Божия на вас, семействах ваших и во всех делах ваших. Желаю, чтобы хлеб-соль не оскудевала в домах ваших, а добрыя предания и нравы процветали в этом святом месте". 

Благословив всех присутствовавших, Владыка по разостланным коврам проследовал к парадному подъезду станции и вошел в приготовленный для него экипаж. При неумолкаемом звоне всех посадских колоколов парадная, запряженная четвернею цугом карета, предшествуемая и сопровождаемая длинным рядом экипажей, с торжественною медленностию двинулась по улице, на обеих сторонах которой толпился народ, стремившийся получить благословение новаго архипастыря. Возле Пятницкой церкви навстречу Владыке с святыми иконами и хоругвями вышло в облачениях все духовенство посадских церквей. Владыка митрополит вышел из кареты, приложился к св. кресту, благословил всех священнослужителей и, осенив народ, проследовал далее ко вратам святой обители. Здесь, можно сказать, уже вся Лавра ожидала своего пастыря. По обеим сторонам святых ворот блестящими рядами выстроились восемнадцать хоругвей и тридцать восемь иеромонахов и иеродиаконов в золотых парчовых облачениях. Во главе встречавшей Владыку братии были: настоятель Махрищскаго монастыря игумен Амфилохий, ризничий Лавры архимандрит Афанасий со св. водой и о. наместник архимандрит Павел со святым крестом. Выйдя из кареты, Владыка митрополит приложился ко кресту, облачился в мантию, принял в руку посохи, осенив народ, переполнявший площадь, вступил во врата обители. При ясной погоде крестный ход, шествовавший чрез весь монастырь к Троицкому собору, представлял собою в высшей степени красивое и внушительное зрелище. Впереди всех облаченные в стихарях послушники несли хоругви, за ними следовал громадный лаврский хор с мальчиками, одетыми в парадные кафтаны, при громком и стройном пении тропаря: "Благословен еси Христе Боже нашъ". За хором певчих тянулся длинный блестящий ряд облаченных иеродиаконов, иеромонахов и архимандритов; затем несли запрестольные крести икону, иподиаконы следовали с трикирием и дикирием в руках и наконец шествовал сам Владыка в мантии, белом клобуке и с посохом, сопровождаемый несметною толпою народа. На пути к собору Владыка неоднократно останавливался и на все четыре стороны благословлял народ.


Троицкий собор. Фото 1890-1900 гг.

Вступив в Троицкий собор при пении тропаря "Иже добродетелей подвижникъ", Владыка-митрополит приложился к местным иконам и святым мощам преподобнаго Сергия и затем удалился в алтарь и стал возле св. престола. После провозглашения архидиаконом краткой эктении и многолетия Владыка вышел из алтаря и приложился к св. кресту и еще раз к мощам преподобнаго Сергия. В это время о. наместник Лавры от лица всей братии поднесь Его Высокопреосвященству св. икону преподобнаго Сергия в серебряной вызолоченной с эмалью ризе и сказал краткое приветствие. Владыка митрополит принял и облобызал икону, выразил свою благодарность о. наместнику и затем, став на амвоне, обратился к братии и народу с следующим словомъ:

"Много лет тому назад вошел я в эту древнюю и святую обитель и водворился в другой, учебной, обители, находящейся в стенах ея. Там я не только учился наукам, но и навыкал послушанию. Для меня было утешением быть в подчинении. Потом, чтобы лучше навыкнуть послушанию, я принял иноческое звание и в этом самом храме, на этом месте неожиданно для меня наречено мне имя, которое недостойно ношу. Вскоре затемъ у этого св. престола я получил первую священную степень - был рукоположен в иеродиакона. Господу Богу угодно было, чтобы в течение шестнадцати лет я оставался в этой святом обители и находился в послушании у моих добрых незабвенных начальников, которым да будет вечная память".

"Не по своему хотению я вышел отсюда, но был выведен изволением Божиим. Прошло время послушания, и наступило для меня бремя начальствования. В нескольких епархиях мне пришлось быть пастырем словесных овец. Теперь если бы кто меня спросилъ: что легче - жить в послушании или начальствовать; то не только по учению Св. Отцов, но и по собственному опыту, при всех, не обинуяся, скажу: легче быть подначальным, нежели повелевать. Был я послушником, исполнявшим мне повеленное с готовностию, и я был спокоен. В моих недоумениях я обращался к начальникам и приснопамятному архипастырю Московской церкви, в Бозе почивающему митрополиту Филарету. При моих ошибках получал указания, как их должно исправлять. Малое стадо, мне вверенное, юношество учащееся, шло за мною, и мы под общим руководством начальствующих вели жизнь безмятежную. Но когда пришло для меня время повелевать, я почувствовал себя одиноким: не у кого мне было спрашивать советов - другим надобно было их давать; никто меня не предупреждал, как должно было действовать, - надобно было других вразумлять, за других отвечать".

"Ныне призванный руководить здешнюю паству, я чувствую бремя более тяжким, потому что к нему присоединяется еще и управление этою великою обителью. В сем затруднении повергаю себя в настоятельство тому, кто первый здесь возрастил многих чад послушания, кто в течение пяти веков настоятельствует всей обители. Ему возвещаю печаль мою, от него требую помощи и таинственнаго наставления, как мне действовать. Достоин подражания дух его кротости, которым он строптивых обуздывал; любезен моему сердцу дух той простоты, в которой он жилъ; вожделенен дух его совета, силою котораго он давал вразумления не только своим ученикам, но и лицам, высоким в обществе. Приходя сам, привожу и вас, братия, к сему цельбоносному гробу. Но столько меня почитайте настоятелем, сколько сего приснопамятнаго настоятеля, свыше во святыни благодатно на нас призирающаго. В его наставлениях ходите, в его духе живите и действуйте. Когда он жил на земле, то свет добродетельной жизни исходил из пустыни и приводил к нему многих. В настоящее время множество богомольцев посещают эту обитель. Их должны мы утешать богослужением, назидать словом, кто может, а все примером, ибо добрый пример есть лучший учитель, и поэтому мы должны вести себя так, чтобы никто не мог сказать о нас укоризненнаго слова, а наоборот, вынес убеждение, что и в настоящее время здесь есть люди, крепкие правами, благим житием и молитвою" .


Михеевская церковь. Фото 1890–1900 гг.

"Миряне, входящие в эту святую обитель, более всего да помнят, что они пришли сюда для молитвы пред мощами Преподобнаго, и по его молитвам каждый получит утешение, какое кому потребно. Всем же, меня сретившим и здесь предстоящим, желаю здравия, мира и спасения. Господь Бог молитвами Своего угодника преподобнаго Сергия да помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбецъ".

Благословив затем всю лаврскую братию и всех присутствовавших, Владыка митрополит проследовал в южныя двери собора и обошел все святыни обители, прикладываясь к св. мощамъ прп. Никона, святителей Серапиона и Иоасафа, преподобных Дионисия, Михея и Максима Грека. Посетил Владыка и Филаретовскую церковь, где положил земной поклон пред гробницею своего приснопамятнаго наставника и руководителя, великаго иерарха Русской Церкви митрополита Филарета, и поклонился гробницам митрополита Иннокентия и наместника Лавры архимандрита Антония. Лишь в исходе четвертаго часа Владыка, непрестанно благословляя теснившийся к нему народ, вступил наконец в свои митрополичьи покои. Здесь его уже ожидала вся академическая корпорация, чтобы представиться своему новому начальнику и покровителю. Когда Владыка-митрополит вошел и остановился на средине зала, ректор Академии арх. Антоний обратился к нему с следующим кратким приветствиемъ: „Ваше Высокопреосвященство, милостивый архипастырь и отецъ! Московская духовная академия, преимущественно пред прочими, издавна стояла в особенно близких, сыновних отношениях к своим архипастырям. Тем с большею любовию встречает она ныне в качестве своего архипастыря Ваше Высокопреосвященство как ея прежняго ближайшаго начальника и просит на будущее время не оставить ее Вашим архипастырским руководством и отеческою любовию, а теперь преподать ея представителям Ваше Святительское благословение". В ответ на это Владыка, обращаясь к о. ректору и всей академической корпорации, произнесъ:

"Мне очень приятно слышать это. Всматриваясь в ваши лица, я едва ли найду в числе их тех, кто был моим сослуживцем, едва ли многие здесь даже помнят меня; но мне хорошо знаком дух той церковной науки, которая насаждена была при самом основании Академии и пребывала здесь всегда. Верю, что она и теперь живет в вас, представителях Академии, ибо умирают люди, а дух церковной науки всегда живъ".

"Желаю всем вам успеха в вашей научной деятельности. Я поставлен блюстителем закона, уставов и обрядов и от вас я но буду требовать ничего более того, что требую и от себя самаго, чтобы вы строго соблюдали те законы и уставы, которые вам даны. Мое дело - наблюдать, а ваше - исполнять. Если вы будете сохранять эти должныя отношения, мы всегда будем жить с вами в полном мире, согласии и спокойствии".

"Каждый из вас, кто имеет личную нужду во мне, пусть обращается ко мне с полною доверчивостию, а с своей стороны я буду делать для вас все, что могу и что должно, с полною готовностию".

Все профессора и должностныя лица Академии были затем поочередно представлены о. ректором Его Высокопреосвященству, который, благословляя каждаго, ко многим из них обращался с милостивым словом. Отпуская после того академическую корпорацию, Владыка припоминал, как во времена святителя Филарета справлялся лаврский праздник 25-го сентября, и удостоил пригласить на этот день всех профессоров и должностных лиц Академии после Литургии на завтрак в свои митрополичьи покои. Затем о. наместником Лавры арх. Павлом представлена была Его Высокопреосвященству старшая монастырская братия, а также настоятель Гефсиманскаго скита о. Даниил и настоятель Махрищскаго монастыря игумен Амфилохий, которые поднесли Владыке св. иконы Черниговской Богоматери и прп. Стефана Махрищскаго.

Утром 24-го числа Владыке митрополиту представлялись: духовенство церквей Сергиевскаго посада, игуменья Хотьковскаго монастыря Варсонофия, а также депутации от общества хоругвеносцев Сергиевскаго посада, поднесшая Его Высокопреосвященству превосходно исполненный на кипарисе образ прп. Сергия и хлеб-соль. Владыка, приняв от хоругвеносцев святую икону и благословив их, расспрашивал об их обществе и пожелал им и впредь трудиться на пользу и благолепие Святой Церкви.


Успенский собор. Фото 1890–1900 гг.

С трех часов пополудни этого дня начались торжественныя богослужения пятьсот первой годовщины памяти великаго подвижника и молитвенника земли русской прп. Сергия. Необычно теплые и ясные дни, стоявшие во все продолжение сентября, а также пребывание в Лавре новаго архипастыря Московскаго, привлекли в обитель Сергиеву такое множество богомольцев, что и многочисленные монастырские храмы не могли вместить и удовлетворить их всех, и густыми толпами теснились они при всех церковных дверях. В Троицком соборе после вечерни началось торжественное молебствие прп. Сергию, которое совершал Высокопреосв. Сергий в сослужении ректора Академии архим. Антония, ректора Вифанской семинарии арх. Антония, наместника Сергиевой Лавры арх. Павла, казначея арх. Никона, ризничаго архим. Афанасия, наместника кафедрального Чудова монастыря арх. Товии и сорока двух иеромонахов и иеродиаконов в блестящих облачениях из золотаго глазета. Весь акафист прп. Сергию у его нетленных мощей читал сам Владыка митрополит. В седьмом часу пополудни при торжественном колокольном звоне Его Высокопреосвященство снова „со славою прибыл в собор ко всенощному бдению. Всенощное начал чередной иеромонах, а Владыка молился на настоятельском месте возле праваго клироса. После шестопсалмия читано было житие Преподобнаго Сергия. На литию и величание выходил сам Владыка-митрополит вместе с Преосвященным Угличским Никоном, а во время пения канона он помазывал освященным елеем всех богомольцев, прикладывавшихся к св. мощам Преподобнаго. Всенощное бдение закончилось в одиннадцать часов вечера, и Владыка "со славою" возвратился в свои покои.

В девять часов утра 25-го числа раздался благовест царя-колокола к Божественной литургии. После водосвятия из митрополичьих покоев началось торжественное шествие "со славой" Высокопреосвященнейшаго митрополита в Троицкий собор. Впереди шли попарно лаврские певчие в парадной форме, исполнявшие тропарь прп. Сергию, а за ними диаконы с кадилами, иподиаконы с трикирием и дикирием, иеромонахи и архимандриты в мантиях и наконец сам Владыка в мантии и с посохом в руке, благословляя народ. Божественную литургию совершал Высокопреосвященнейший митрополит Сергий в сослужении викария Ярославской епархии Преосвященнаго Никона, епископа Угличскаго. На всех священнослужителях были надеты дорогия облачения из золотаго глазета. При окончании литургии Владыка митрополит вышел на амвон и обратился к молящимся с следующим словомъ:

"«Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененние, и Аз упокою вы» (Mф. XI, 28).

Это голос Спасителя. Кого же зовет Онъ? - Зовет всех тех, которые живут в мире и находятся в заботах, скорбях и грехах. Приидите, говорит Он, чтобы Я разрешил грехи ваши; приидите ради вашего спасения; приидите, и Я упокою вас, упокою в тихой пристани, вдали от опасностей.

На свете нет человека, который проводил бы свою земную жизнь без забот, без печалей, без грехов. Но где то тихое пристанище, в котором можно обрести Спасителя, и под кровом его жить в спокойствии духа? Это пристанище есть наша Церковь Православная, вне которой нет спасения и в которой есть то, что нужно для жизни безмятежной, благодатной и благочестивой. Но так как молвы житейския, волны страстей и печали века сего более или менее обуревают людей, где бы они ни жили и к какому бы обществу ни принадлежали, то издревле многия души, искавшия Христа и спасения, стремились удалиться из мира в места уединенныя и пустынныя. Такое удаление угодно Богу, ибо Сам Христос сказал о девстве, а вместе и всяком подвижничестве, в каком бы виде оно предприемлемо ни было: могий вместити да вместитъ (Мф. ХIХ, 12).

Сему гласу внемля и мира мятеж рано оставив, преподобный отец наш Сергий вселился на сем месте, которое в его время было обиталищем только зверей. Здесь положил он начало подвижничества, устроил пустынную обитель, в которую стеклось много возжелавших быть учениками его, и многих он не только воспитал в иноческом послушании, но и поставил руководителями других. Здесь братия, ведомая примером и словом своего настоятеля, усердно подвизалась в трудах иноческих, изнуряя себя телесно, пребывая в бдениях и молитвах, довольствуясь сухоядением и скудным одеянием, обуздывая язык безмолвием, порабощая духу страстныя влечения.

После сего иные подумают: та ли ныне здесь обитель, какою была пять веков назадъ? По внешности уже совсем не та: пустыня приняла вид многонаселеннаго града; на месте хижин, служивших келлиями, величественныя здания; уединение заменилось шумом молвы житейской; обитель, прежде обитаемая только иноками, теперь наполняется мирянами, приходящими и уходящими, а отчасти и в ней живущими. Но то, что составляет основание сей обители, можно назвать неизменнымъ: твердое основание Божие стоит, имущее печать сию; позна Господь сущыя своя (2 Тим. II, 19); дух монашества присноживущ и непозыблем. Онь остался в наставлениях и преданиях наших первоначальниковъ; он дает себя ощущать в продолжительности и порядке богослужения церковнаго; он еще дышет в доброй и назидательной жизни благочестивых старцев. Кто захочет, тот и ныне может жить духом подвижничества.

Братия святыя обители сия! Если вы, обременяясь скорбями и заботами мирскими, пришли сюда, чтобы обрести себе спасение, то и живите духом подвижничества, которым одушевляет нас присноживущий настоятель наш преподобный Сергий. Но, как внушает апостол, аще живем духом, духом и да ходим (Гал. V, 25). Хождение есть делание, сопровождаемое духовными плодами, которые в жизни иноческой выражаются в послушании, кротости и терпении, в целомудрии и воздержании, в нестяжании и незлобии. Если мир кругом васъ, старайтесь, чтобы его приражения, хотя бы и касались ваших стоп, не проникали в ваше сердце, и обрящете покой душам вашим.

Все же, приходящие сюда, не того ищите здесь, что могло бы быть подвергнуто осуждению, но тем пользуйтесь, что служит ко спасению. В молитве пред мощами угодника Божия, в благоговейном и умилительном здесь богослужении, в наставлениях духовных отцев и старцев, в посещении окрестных обителей - вот в чем вы можете обрести отраду душам вашим. Аминь".

На торжественных богослужениях 24 и 25 числа в Троицком соборе, кроме массы посадскаго населения и собравшихся отовсюду богомольцев, присутствовали и некоторыя почетныя лица, какъ напр.: исполняющий обязанности Московскаго генерал-губернатора, начальник Московской губернии д.с.с. А.Г. Булыгин, прокурор синодальной конторы т.с. А.Н. Шишков, а также представители местной администрации, профессора и студенты Академии и преподаватели Вифанской семинарии.

После Божественной литургии, которая окончилась в половине перваго часа, Владыка митрополит еще более трех четвертей часа благословлял теснившийся к нему народ и лишь около половины втораго при торжественном колокольном звоне "со славою" прибыл в свои покои. Здесь залы уже полны были множеством ожидавших Владыку приглашенных им гостей, в числе которых находились и все профессора, преподаватели и должностныя лица Академии и Вифанской семинарии. Преподав свое благословение всем присутствовавшим, Владыка благословили громадный стол, уставленный разнообразными закусками, радушно приглашая гостей подкрепить свои силы после продолжительнаго молитвеннаго подвига. Из своих покоев, отдохнув некоторое время, Владыка митрополит проследовал в братскую трапезу. По пути туда с галереи Трапезной церкви Он благословил обед, приготовленный внизу на дворе для странников-богомольцев. Обычная благотворительность Лавры в этот торжественный день отличалась и большею щедростию, и гораздо большими размерами. Каждый обращавшийся к ней богомолец получил по белому хлебу, по два фунта ржанаго хлеба и обед, состоявший из холодной рыбы, щей с рыбою и пшенной каши с маслом. Во все, чередовавшияся одна за другою, смены обедавших накормлено было до пяти тысяч человек. За братскою трапезой наверху присутствовали: Владыка митрополит, преосвященный Никон, все отцы архимандриты, лаврская братия и почетные гости. По окончании обеда архидиакон провозгласил многолетие Государю Императору, Царской фамилии, Владыке митрополиту, братии и благотворителям св. обители, при чем с колокольни раздавался по принятому в Лавре в подобных случаях обычаю торжественный звон.

В понедельник, 27 сентября, Высокопреосвященнейший Владыка посетил Гефсиманский и Пещерный скиты, Спасо-Вифанский монастырь и Вифанскую духовную семинарии.. Прибыв в семинарию в десятом часу утра, Владыка в сопровождении о. ректора семинарии арх. Антония и других лиц семинарскаго духовенства проследовал в новоустроенный при заведении домовый храм. Здесь по окончании втораго урока собрались к Его Высокопреосвященству все преподаватели и воспитанники семинарии. Владыка митрополит, преподав всем свое архипастырское благословение, обратился к воспитанникам с назиданием и внушал имь, чтобы они скромно вели себя, со вниманием слушали преподаваемое им учение, а в богослужении своего домашняго храма принимали деятельное участие чтением и пением, обращая особенное внимание на их раздельность и вразумительность.


Фото 1890–1900 гг.

Во вторник, 28-го числа, Владыка митрополит посетил Московскую духовную академию. Прибыл он около девяти часов утра и, встреченный о. ректором арх. Антонием, исправляющим должность инспектора, ординарным профессором А.И. Лебедевым и должностными лицами Академии, проследовал в верхний этаж того академическаго корпуса, где помещаются аудитории. В это время студентам перваго курса экстраординарный профессор А.И. Смирнов читал лекцию по библейской истории. Прослушав минут десять о причинах переселения Израиля в Египет, Владыка выразил свое сочувствие выводам профессора и затем обратился к студентам с несколькими словами назидании. Он высказал ту мысль, что события библейской истории известны студентам по их прежним занятиям в семинарии, но тем не менее они с большою пользою могут слушать этот предмет и с академической кафедры, так как здесь он читается в гораздо более широком объеме и всестороннем научном освещении. Покинув аудиторию, Владыка проследовал в домовый академический храм. Здесь согласно выраженному им заблаговременно желанию ему не было устроено обычной при архиерейских посещениях торжественной встречи, и Владыка митрополит, осмотрев храм, вошел в св. алтарь чрез южныя двери и довольно долго рассматривал все его принадлежности. Между тем первая лекция окончилась и все студенты собрались в храмь, чтобы получить благословение архипастыря. Выйдя из алтаря, Владыка митрополит обратился к студентам с отеческим назиданием. "Для чего у вас устроен этот храмъ? - говорил он. - Если сказать, для того, чтобы здесь ближе и удобнее было молиться, то не знаю, так ли это будет. Вы со всех сторон окружены храмами. Прежние студенты ходили за богослужения в лаврскую Трапезную церковь и не отягощались этим. Помню, как и я, будучи здесь инспектором и затем ректором, ходил со студентами в церковь; шли по два в рядъ: младшие впереди, старшие за ними, ближе ко мне, а позади всех я, и мы нисколько но тяготились этим. Значит, есть причины более высокия и более важныя, почему устроили для вас особый храм. Приближая к вам храм Божий, начальство, я думаю, хотело и вас приблизить более к Церкви. Всё вы можете получить от храма Божия; об этом вам, конечно, скажет и ваше верующее сердце. Здесь благодать, озаряющая оть престола Божия, будет приходить на вас, на ваши мысли, на ваши умственныя работы, смотря потому, кто и как способен усвоить эту таинственную помощь. Вторая, нравственная, цель того, что для вас устроен особый храмъ: чем ближе кто живет ко храму, тем больше одуховляется, и это удерживает волю его от неблаговидных действий и сердце от греховных помышлений.

Есть и еще причина, но не знаю, имелась ли она в виду, когда устрояли этот храмъ: чтобы и по внешности, по своему внешнему состоянию и будущему положению вы не удалялись от храма Божия и от служения нашей Святой Церкви. Ныне всем вам известно, но, однако, это очень печально, что многие студенты духовной академии только и остаются духовными до выхода из нея; а потом расходятся в разныя стороны служить в различных ведомствах и - общеизвестнаго нельзя утаить - иногда уходят на службу даже в ведомство питейное. И это те, которых считают людьми духовными! Мало того, находятся между ними даже такие, которые имеют несколько неблагородное намерение, служа в том ведомстве, уклониться от платы за духовное свое обучение и ходатайствуют пред Святейшим Синодом о сложении с них этой платы, кажется, не без внутренней насмешки прописывая и доказывая, что и они тоже приносят пользу государству. Кто из вас куда пойдет, это известно только вам самим, ибо кто весть от человек, яже в человеце; точию дух человека, живущий в нем (I Кор. II, 11). Но вы не детьми поступали сюда, а взрослыми, рассуждающими; стремление было у вас неудержимое, курсы ваши переполнены; старались поступить не только студентами, но хотя бы и вольными слушателями; вы могли рассудить, поступая, к чему стремились. Но честно было бы чрез духовную академию и Святую Церковь идти в другия ведомства, если это делается предумышленно. Ваша обязанность: если вы пришли сюда, то идите прямым путем царским, как и свт. Григорий Богослов называет этот путь именно царским; идите к той цели, выше которой не может быть на земле. Служение церкви Божией есть высшее служение на этом свете; к нему и приготовляйте себя, одушевляемые благодатию Божиею и руководствуясь наставлениями вашего начальника и его сотрудников, ибо и они учатъ вас и наставляют не покидать и не удаляться от этого служения. В таком расположении и желаю, чтобы вы успевали в науках, а затем получали места и начинали свое служение, и это нетрудно. Мы, епархиальные архиереи, нуждаемся в людях, потому что наши от нас уходят. Если кто не получит должности по духовно-учебному ведомству, то кто же мешает ему прийти к епархиальному Преосвященному и просить об определении на священно-служительское место? Если бы был тот ответ, что места нет, говорите: я хочу быть церковнослужителем. Я с утешением встретил трех кандидатов богословия и, кажется, все они из здешней Академии, которые просились на места причетническия, захотели быть псаломщиками, и одного из них - москвичи это знают, - я определил уже к Московской Казанской у Калужских ворот церкви. Думаю, что идут они по призванию и это их стремление искреннее. Св. Григорий Богослов говорит, что в Церкви все служения высоки, значит, не низко быть и псаломщиком. Случилось мне рассуждать с московскими протоиереями и священниками, и я говорил, что это весьма важно, когда кандидат богословия хочет быть псаломщиком. Некоторые с улыбкой мне на это говорили: да пригоден ли он к тому, устав-то знает ли? Вот какое возражение делали мне, и вам я задам этот вопросъ: а устав вы знаете? Он был прежде предметом науки, но эта наука, кажется, теперь позабыта. А знать уставъ - дело немаловажное. Когда простые христиане приходские, даже дети, могут часто исполнять церковныя песнопения и службу, то как же не знать этого вам, которые должны быть их руководителями? Положим, студенты поют в церкви своей и читают, но не все. А никто не должен отговариваться хотя бы и слабостию голоса: здесь, я полагаю, кто и тихо читает, будет слышенъ; между тем, это и чтецу честь, и порядок соблюдается, и мы упрека избежим. Быть чтецом нисколько не унизительно. Кто читает святых отцов, тот может вспомнить, что и св. Иоанн Златоуст был чтецом... Так вот моя заповедь, которую всем вам заповедую, заповедь, чтобы вы, готовящиеся быть служителями Церкви, были свои в ней, знали, что в ней происходит, что видится и слышится в этом святилище; знали, что надобно петь и читать в какой день и почему. Не знаю, что еще сказать... Кажется. на первый раз довольно и этого... Мне остается призвать на вас благодать Божию, чтобы она осеняла вас и внушила вам не забывать наших благожеланий... Отец ректор передал мне, что все вы желаете получить мое благословение. Рука моя готова, и я на всех вас призываю Божие благословение".

Окончив назидание, Владыка митрополит благословил каждаго из студентов, причем студенческий хор исполнял тропарь Покрову Пресв. Богородицы. Когда же в ответ на его заключительное общее всем благословение все студенты пропели "Ис полла эти деспота", Владыка еще раз обратился ко всем и сказалъ: "Благодарю вас за благожелание греческое, но при этом желаю, чтобы было и ваше сердечное русское".

Из академическаго храма Его Высокопреосвященство проследовал в квартиру о. ректора, ту самую квартиру, где некогда с лишком три года обитал и Владыка, занимая должность ректора Академии. Понятно, что эти, унаследованные Академией от царских чертогов, достопримечательные покои с бережно сохраняющимися в них лепными украшениями и медальонами по стенам и на потолках, живо напомнили Владыке былое время, и, осматривая теперь свою прежнюю квартиру, он делился с сопровождавшими его лицами своими воспоминаниями о прошлой жизни в Академии. После ректорской квартиры Владыка посетил еще актовый зал, служивший в его время местом для заседаний академической конференции, и затем выбыл из Академии. Проходя садом, Его Высокопреосвященство не преминул зайти в ту часть его, которая занята академическим кладбищем. Здесь возвышаются надгробные памятники надь такими могилами, которыя дороги и незабвенны для всякаго питомца Московской академии. Почивают в этихь могилах вблизи родной Академии такие посвятившие ей всю жизнь свою деятели, как протоиереи Александр Васильевич Горский, протоиерей Сергий Константинович Смирнов и профессор Петр Симонович Казанский, имена которых неизгладимыми чертами написаны в летописях Московской академии. И сердцу Владыки митрополита близки были эти люди. Александр Васильевич был его незабвенным наставником. Сергий Константинович - товарищем по курсу, а все вместе - сослуживцами и сотрудниками в течение многих лет академической службы. Посетив теперь место их последняго упокоения, Владыка митрополит вознес за них свою молитву Богу, благословил их могилы и поклонился им. Затем он благословил могилы студентов, вышел из академическаго сада и возвратился в свои покои около одиннадцати часов.

В этот же день в четыре часа пополудни Его Высокопреосвященство, сопровождаемый до станции представителями Лавры, Академии, Вифанской семинарии и города и напутствуемый благожеланиями, при колокольном звоне Лавры и всех посадских церквей выехал обратно в Москву.

Первое посещение Владыки митрополита поселило в Московской академии твердую уверенность в том, что под его архипастырским руководством она будет жить, как угодно было выразиться Его Высокопреосвященству, "в полном мире, согласии и спокойствии", ибо Владыка выразил намерение требовать от деятелей Академии лишь "строгаго соблюдения тех законов и уставов, которые им даны", а такой образ действий составлял и составляет для них и священный долг, и самое искреннее желание. 

В. Соколов

Источник: Н.Д. Извеков, свящ. Несколько документов по вопросу об открытии Православной духовной академии в г. Вильне // Богословский вестник, 1893. Т. 4. № 11. С. 345-367 (2-я пагин.).


25 сентября 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.