Покаяние – очищение от греха


Человек, зараженный грехом и окруженный миром зла, но, оставаясь образом Божиим, стремится вырваться из этих оков. Его христианская душа «жаждет покаяния, как врачевства, как мертвая — жизни, как пали­мая зноем грехов — прохлады, как больная — врачевства и исцеления» [2].

Покаяние, данное нам — нашей немощи безмерным человеколюби­ем Божиим, «есть отрицание, осуждение греха, война с грехом от всего сердца и помышления, словом и делом... отвращение от него, попрание всей прелести и привлекательности его, глубочайшая ненависть к нему как к безобразию, смраду, безумию и нелепой вражде против Бога и про­тив себя, против собственного блага» [3].

Важной составляющей частью покаяния является исповедь — «сер­дечная, глубокая, полная» [4]. Тот, кто даёт полный отчет о своих мыслях и делах на исповеди, не устрашится держать ответ и на последнем всеоб­щем Суде Христовом. Таинство Покаяния для того и установлено Спаси­телем, чтобы чрез него — это земное «судилище» — очиститься, испра­виться и таким образом подготовиться к непостыдному, доброму ответу на Небесном Страшном Суде [5].

Покаяние – очищение от греха

Исповедь может быть трудной, жгучей операцией, но именно она пролагает путь к здравию. А это значит, что на исповеди надо «без утай­ки все свои срамные дела духовнику открыть, хотя и больно, и стыдно, позорно, унизительно. В противном случае рана остаётся неизлечимой и будет болеть и ныть, и подтачивать душевное здравие, закваской оста­нется для других душевных немощей или греховных привычек и стра­стей. Священник — врач духовный; покажи ему раны, не стыдись, ис­кренно, откровенно, с сыновней доверчивостью: ведь духовник — твой отец духовный, который должен любить тебя больше твоих родных отца и матери, ибо Христова любовь выше плотской, естественной любви, — за тебя он должен дать ответ Богу. Отчего жизнь наша стала так нечиста, исполнена страстей и греховных навыков? — Оттого, что весьма многие скрывают свои душевные раны или язвы, оттого они и болят, и раздража­ются, и нельзя к ним приложить никакого врачевства» [6].

Чтобы быть духовно здравым, надо «выплакать» или «выстрадать» свои грехи [7]. Если этого не сделаешь «не выплачешь своего греха или не раскаешься в нём... в сердце возникает нудящее стремление ко всем страстям; беды окружат тебя со всех сторон» [8]. Грех не только поражает духовно, но убивает «и физическую жизнь». Кто из плакавших о своих «грехах не замечал, — ставит вопрос Батюшка, — что до плача во время греха они страдали душевно и телесно, лицо их испадало и внутренности были как бы пробиты гвоздями, а после плача, после слёз, с которыми выходят обыкновенно скверны сердечные, тело было свободно и легко, как перо, а лицо цвело румянцем радости и спокойствия?» [9]

Тайна очищения от грехов особенно совершается и ощущается в хра­ме Божием. «Благоговей же к месту, где совершается очищение твоих душевных скверн, — призывает Батюшка, — где ты примиряешься с Бо­гом, где получаешь истинную жизнь духа. — Сколько раз Господь пода­вал мне, — свидетельствует он о себе, — здесь очищение грехов моих, без которого я не мог бы наслаждаться дарами Божиими — величайшим даром жизни, дарами мира и радости и благами вещественными. Слава Тебе, Иисусе, Сыне Божий, Ты — очищение о гресех наших (1 Ин 4:10), не о наших же точию, но и всего мира!» [10]

От тлеющего во грехах человека требуется постоянное внимание к своим помыслам и волевым движениям, вера в скорослышащего Спаси­теля и надежда на его милость, «неотпадающая» — крепкая любовь к Не­му, борьба с врагами спасения, а при борьбе непрестанная молитва. И Господь, видя немощь кающегося, но и его устремление к всесильному Небесному покровительству, поможет, защитит, помилует и спасёт [11].

Каяться нужно во всяком грехе и каяться часто — после всякого па­дения. «Кто не кается и не радит о покаянии, тот крайне запускает своё сердечное поле и даёт усилиться в нём всяким греховным плевелам, закосневает во грехах, трудным делает себе покаяние и исправление» [12]. — Пал — восстань — и спасешься. «Какая благость Господня безмерная! — восклицает отец Иоанн. — Какое беспредельное милосердие! Какое удоб­ство ко спасению! Владыка не отвергает грешника до последнего издыха­ния. Знает Господь нашу немощь, поползновенность ко всякому греху с самого младенчества; знает и злоухищрение врагов бесплотных, прель­щающих нас ко греху и долготерпит нам ожидая покаяния, борьбы и ис­правления, и дел благих. Не вознерадите» [13]. Расскажите всеблагому Гос­поду о своих греховных язвах и недугах, вспомните их и просите у Него «озарения сердечного, просвещения, познания их, воздыхания, слёз» — и получите «богатство милости исцеления, здравия, мира, тишины и сво­боды и благодерзновения, ибо Врач Небесный всегда готов миловать и врачевать нас, смягчать и обвязывать раны наши душевные» [14].

К кающимся в Великом посту св. Иоанн обращает особое слово: «Се­годня день покаяния, царский смотр; Господь будет осматривать Своё духовное воинство, то есть нас, Его воинов; нужно духовно омыться, очи­ститься, осмотреться, оправиться, ободриться. Завтра Царь Небесный по­зовёт нас на Свою трапезу духовную, великолепную, на которой предло­жит в пищу и питие Свой чудный, небесный хлеб жизни, пречистое Тело Свое и свое бессмертное питие, бессмертную жизнь дающее, пречистую

Кровь Свою. Омойтесь же все слезами покаяния, очистите скверны ду­шевные и телесные, да будете достойны сей Тайной Вечери» [15].

Созданы мы были Богом непорочными, но не сумели сохранить этот великий Божий дар и потому теперь — по изгнании из рая покаяние «за­поведано каждому» [16]. «Бог создал тебя, человек, — обращается к каждому из нас св. пастырь, — не козлом, а ты сам делаешься козлом бодливым и вонючим, смердящим грехами; сотворил тебя не змеёй, а ты сам дела­ешься змеёй злой, коварной, уязвляющей; создал тебя не лисицей, а ты сам делаешься лисой — лукавой, хищной, похищающей чужую честь, не­винность, достояние; ты сотворён не собакой, а лаешь часто напрасно на ближнего и кусаешься; ты не осёл и не конь, а лягаешься и иногда ляг­нешь так ближнего, что на всю жизнь сделаешь его больным; ты не волк, а увлекать в погибель души человеческие, да и самые тела — готов; ты не конь, а похотствуешь, как он. Так мы заняли у животных бессловесных, по невниманию и нерадению, многие их качества, будучи сотворены ра­зумными и словесными и со способостью на всё честное, святое, доброе, благородное, похвальное» [17].

Нельзя откладывать покаяние на другой день. — Это опасно. «Бес­плотный враг все силы свои употребляет на то, чтобы воспрепятствовать истинному покаянию и свести человека во ад» [18]. В подтверждение сей ис­тины св. Иоанн ссылается на свой духовный опыт: «Я до последней неде­ли отложил говение, и пред покаянием враг связал мои душевные си­лы» [19]. Нужно каяться в продолжение всей жизни [20] и как можно чаще повторять сердцем и устами слова Псалмопевца: Боже, Боже спасения моего (Пс. 50:16) [21]. Именно здесь, на земле, надо искренно — «из глубины души»— покаяться и исправить свою жизнь [22]. Есть страшная истина: «Нераскаянные грешники после смерти теряют всякую возможность из­меняться к лучшему, но остаются неизменными и, значит, преданными вечным мучениям (грех не может не мучить)». Правда, молитвы Церкви имеют огромную силу, но они действуют лишь «на раскаянных греш­ников... на тех, у которых есть приемлемость в душах, свет добрых дел, унесенный ими из этой жизни, к которому может привиться благодать Божия» [23].


Какой бы грех ни совершил человек не должно отчаиваться в возмож­ности прощения и спасения. Отец Иоанн учит священника: «Как диавол не отчаивается в чьей погибели, так ты не отчаивайся ни в чьём спа­сении». [24]

Власть прощения принадлежит одному Богу. Но Господь, «чтобы поч­тить высокие добродетели святых— особенно Своей Пречистой Ма­тери, — которые суть Его друзья, до последних сил угождавшие Ему в земной жизни... принимает и их молитвенное предстательство о нас, не­достойных», если только грехи людей «не превосходят меры Божия дол­готерпения». [25]

После прощения греха, после победы над ним наступает тишина и легкость души. Это тишина Божественная — «благое и лёгкое иго Хри­стово». [26] Эта тишина, это иго Христово достигают своего зенита в приня­тии Святых Тайн после достойного покаяния. «Вместо древа жизни — Хлеб жизни; вместо плодов древа познания добра и зла — тот же живо­творящий Хлеб жизни. Тогда сказано: "Не прикасайтесь, да не умрете", ныне сказано: "Вкусите, и живи будете". Тогда поверили Ева и Адам обольстителю, и умерли; ныне, напротив, мы веруем словам Господа жизни: "Сие есть Тело Мое, сия есть Кровь Моя" — и оживотворяемся: чем пали, тем и восстали; пали неверием Богу, непослушанием — восста­ли послушанием веры. Там мы согласились с диаволом против Бога и со­единились с ним — лжецом — на смерть себе — ныне всем сердцем со­глашаемся с Самой Истиной — Богом — Спасителем, и истинствующим сердцем соединяемся с Ним — на жизнь себе, на покой и радость». [27]

***

Раскрыв сущность истинного покаяния, св. пастырь взывает: «Взирай ко Господу в молитве покаяния... и не смотри пристрастно ни на что жи­тейское, как тленное и преходящее; ни к чему не прилепляйся сердцем. Смотри, как жили и подвизались святые, как для любви Божией они от­рекались всякой житейской любви, всякой собственности, даже любви к родителям по плоти, любя их духовно в Боге и для Бога» [28].

Св. Иоанн напоминает слова Предтечи Господня: Ему же лопата в руце его и отребит гумно свое и соберет пшеницу Свою в житницу Свою, плевелы же сожжет огнем неугасимым (Мф. З:12), и объясняет: «Не простая лопата, а Божественная, которая чудесно, в совершенстве разлу­чает пшеницу от плевел, или сорной травы, и собирает пшеницу истин­ной веры и добродетели в небесную житницу на вечное блаженство, а от­руби безверия, маловерия и греха всякого рода предаёт на сожжение в неугасающем огне. Грозные, истинные слова самой небесной Правды и Истины. Внимайте же, земнородные, слову великого Предтечи Господня Иоанна и очищайте себя покаянием, пока есть ещё время для покаяния, пока ещё можно отделить от себя плевелы и избавиться от них чрез веру, молитву всегдашнюю, воздыхания и слёзы и чрез милостыню к бедным и другие добрые дела; кайтесь усердно, ибо уже секира при корени древа ле­жит, и всякое древо, не приносящее плода добра, посекают и бросают во огнъ геенский» (Лк. 3:9) [29].

Закончить данную главу хочется также словами св. Иоанна, перефра­зировать которые автор, как и в других случаях, не дерзает: «Блаженны мы, что принадлежим к Святой Православной Церкви, непрестанно мо­лящейся о нас действенно и спасительно... Даруй мне, Господи, испол­нить Закон Твой, который есть любовь во всей силе, во всей обширности, во всей глубине» [30].


Источник: К. Е. Скурат. Избранные труды. - Сергиев Посад, 2008.


Примечания:

[1] Правда о Боге, мире и человеке. С. 80.

[2] Правда о Боге, мире и человеке. С. 56.

[3] Мысли христианина. С. 284.

[4] Там же. С. 284.

[5] Там же. С. 285-286.

[6] Богопознание. С. 239.

[7] Там же. С. 246.

[8] Богопознание. С. 306.

[9] Правда о Боге, мире и человеке. С. 51, 56-57.

[10] Там же. С. 58-59.

[11] Там же. С. 57-58. 

[12] Правда о Боге, мире и человеке. С. 53.

[13] Там же. С. 58.

[14] Там же. С. 55-56.

[15] Богопознание. С. 175.

[16] Там же. С. 175.

[17] Там же. С. 232.

[18] Там же. С. 103.

[19] Там же. С. 197.

[20] Богопознание. С. 669.

[21] Там же. С. 64.

[22] Там же. С. 277.

[23] Дневник. С. 678.

[24] Правда о Боге, мире и человеке. С. 57.

[25] Правда о Боге, мире и человеке. С. 50.

[26] Там же. С. 57.

[27] Там же. С. 80.

[28] Последние записи. С. 91.

[29] Правда о Боге мире и человеке. С. 50.

[30] Там же. С. 57.




3 сентября 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.