По пути к «духовному благородству». Преподобный Паисий Святогорец о подвиге неосуждения

Прп. Паисий Святогорец назвал «духовное благородство» главным подвигом, на который необходимо обратить внимание во время Великого поста. Что он имел в виду? Духовное благородство – это имя собирательное. Поскольку все добродетели связаны друг с другом наподобие звеньев одной цепочки, то для того, чтобы их совокупность обозначить одним именем, старец Паисий использует предложенный им аскетический термин. Акцент в данном виде благородства ставится именно на жертвенном служении ближним.

Сам преподобный объясняет этот термин так: «Благородство духовное – это святой аристократизм, духовное величие, решимость пойти на жертву. Благородная душа требовательна только к себе, а не к другим. Она жертвует собой ради ближнего, не ища никакой награды. Забывает о том, что́ отдала, но помнит каждую малость, которую приняла от других. Она обладает любочестием, смирением и простотой, бескорыстием и честностью... Да что там говорить – она обладает всем. В том числе и величайшей радостью, и божественным ликованием. Духовное благородство несет благодать Божию, оно есть – если можно так выразиться – свойство, присущее Самому Богу. Где есть благородство, там тишина и незаметность, там почивает Христос и пребывает благословение Божие».

Одной из сторон этого «духовного благородства» является неосуждение окружающих нас людей. Об этой опасности осуждения Церковь предупреждает всех христиан еще задолго до начала Великого поста, на неделе о мытаре и фарисее. Фарисей, тщательно соблюдая все постановления закона, соблюдая пост и будучи почитаемым от всех, разорил свое «духовное благородство» и все свои добродетели лишь одним грехом – осуждением ближнего. Преподобный Паисий на это замечает: «Никого нельзя осуждать, потому что так мы восхищаем суд из рук Божиих, сами мним себя богами». Безобидное на первый взгляд осуждение лишает христианина всей пользы поста и вводит его в еще большую страсть – гордость, которая прямо противостоит Богу, ибо противоположна Божественному смирению.

Рассуждение – величайшая добродетель, одна из граней «духовного благородства», к которой стремятся не только монахи и отшельники, но и христиане, живущие среди мирской суеты. Однако путь к этой добродетели оказывается не так прост, как может показаться на первый взгляд, даже на благодатном поприще Великого поста. Преподобный Паисий Святогорец замечает христианину следующее: «Твоя способность суждения – это дар, данный тебе Богом, только пользуется им тангалашка (дух злобы), который побуждает тебя осуждать и грешить. Поэтому, пока твоя способность суждения не очистится и не освятится, пока не придет Божественное просвещение, не доверяй собственному мнению. Если человек, у которого не очистилась способность суждения, сует свой нос в чужие дела и судит других, то он постоянно впадает в осуждение». По этой причине, даже при безобидном, на первый взгляд, суждении о ком-либо, следует быть очень осторожным, чтобы не осудить человека и не уподобиться фарисею.

Но опасность греха осуждения не только в этом. Осуждая, человек лишается благодати Божией, вследствие чего становится холоден, бесчувственен и не чувствителен к молитве. Святой Паисий предостерегает: «Мы должны быть очень осторожны, чтобы никого не осудить... Ничто так не ненавистно Богу, как осуждение, потому что Бог праведен, а осуждение исполнено несправедливости». Причем, если в нас появляется даже простое чувство недовольства, в нем уже есть семена осуждения, даже без сказанных слов и размышлений.

Именно поэтому «духовное благородство», святой аристократизм и духовное величие могут проявиться в человеке лишь благодаря простому неосуждению ближнего. Великий пост, являясь благодатной почвой для взращивания добродетелей, способен также помочь нам и в упражнении по неосуждению наших ближних.


27 марта 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.