Певческие школы и хоры в северо-восточной и юго-западной Руси

Певческие школы и хоры в северо-восточной и юго-западной Руси

Протоиерей Василий Металлов

Между певческими школами издавна славились школы Новгородские. Из этих школ вышли известные певцы-клирошане [1] храма св. Софии в Новгороде (1404 г.), а между ними особенно славился Наум клирошанин (1416 г.). О славе прежних школ и певцов засвидетельствовал на Стоглавом Соборе (1551 г.) царь Иван Васильевич:

… «Преж сего в Российском царстве грамоте и писати и пети и чести гораздых много было, певцы и четцы и доброписцы тогда славны были по всей земле и до днесь». В виду современного упадка школьного и певческого дела тот же Стоглавый Собор предписывал священнослужителям открывать у себя училища: «Також бы есте избрали и уставили книжныя училища и книжных писцов училище, в городе и на посаде, и по волостям и по погостом; а избирали бы есте добрых духовных священников и диаконов... и у тех бы есте у священников и диаконов учинили в домах училище, чтобы все священницы и диаконы и все православные христиане в каждом граде, и по волостем и по селам предавали им своих детей на учение грамоте и па учение книжнаго письма, и церковнаго пения и чтения налойнаго». Протопоп Сильвестр писал в Домострое, что он многих изучил "грамоте и писати и пети". Учреждение школ было вполне благодетельно по своим последствиям: явились отличные знатоки и учители пения, как Шайдуров, Василий и Савва Роговы, Иван Нос, Федор Христианин, Стефан Голыш, Иван Лукошков и др., и кроме того, стали составляться целые хоры певцов. При Царе Иване Васильевиче был хор царских певцов дьяков и поддьяков, и разделялся на станицы. При Михаиле Федоровиче он состоял из шести станиц, по пяти человек в каждой. Содержание царские хоры получали от казны. При патриархе был свой особый хор, который также разделялся на станицы, и получал содержание от патриаршей казны. Когда оба хора пели при Богослужении, то царский хор занимал правый клирос, а патриарший левый. Патриаршие певчие при пении всегда облачались в стихари. У митрополитов, архиепископов и епископов были свои отдельные хоры. При Петре Великом, с учреждением св. Синода патриарший хор стал называться Синодальным, а царский придворным.

Церковное пение в православной юго-западной Руси было всегда предметом особенной любви, забот и попечений со стороны пастырей и народа. Во второй половине XVI в. существовали школы при церквах и монастырях, где наряду с другими предметами обучали и пению. Школы эти были элементарные, первоначальные, имевшие своим прямым назначением лишь приготовление необходимого числа чтецов и певцов церковных. Школьное и певческое дело на юго-западе значительно двинулось вперед и достигло блестящего положения в XVII в., вследствие особых исторических обстоятельств края. Усиление латинской унии, употреблявшей для своей пропаганды все сподручные средства. Школьное образование народа и торжественность церковного Богослужебного пения было причиною умножения числа православных братств и усиления их просветительской деятельности на юго-западе Руси. Каждое православное братство имело свою школу и свой певческий хор, художественное пение которого должно было противостоять сладким звукам мусикийских органов, увлекавших на свою сторону слабых сынов православной церкви. Луцкое братство, в 1624 г., возложило на игумена Луцкого монастыря все заботы о церковном благочинии и благолепии и вместе с тем обязало его содержать протопсалта [2] – регента хора и заботиться об отроках, способных к пению. Могилевское братство в 1634 г. постановило, чтобы в церкви его монастыря было пение согласное. Гербиний, посетивший Киев во второй половине XVII в., говорит, что там он слышал пение по правилам музыкального искусства. "В самой приятной и звучной гармонии, слышатся раздельно дискант, альт, тенор и бас". Братские хоры составлялись обыкновенно из учеников братских школ и любителей пения; в Киевских и Луцких школах класс пения назначался в субботу и вместе с тем был подготовкою к предстоящему воскресному Богослужению. Изучение пения в Братских школах совершалось правильно и систематически по учебникам и руководствам. Древнейший Южно-русский учебник имел такое заглавие: "Наука всея мусикии, аще хощети разумели Киевское знамя и пение согласно и чинно сочиненное". Прирожденная певучесть и музыкальность Южнорусского народа, красота и изящество старинных мелодий, преемственно издревле сохранявшихся, не подвергавшихся искажению и порче ни в музыке, ни в тексте, усиленные заботы братств, легкость и доступность нотнолинейной системы – Киевского знамени – все эти условия в своей совокупности создали то, что церковное пение в Юго-Западном крае в ΧVΙΙ и в начале XVIII в. достигло цветущего состояния, так что возбуждало удивление и вполне заслуженные похвалы даже иностранцев [*].


Источник: Металлов В., прот. Очерк истории православного церковного пения в России. – М., 1915. – СТСЛ, 1995. С. 49-51.


Примечания

[1] Кли́рос (греч. κλῆρος – отломок чего-либо, использовавшийся в качестве жребия, наследство, владение, удел, жребий) – род служения, в том числе церковного (Деян. 1, 17). Этим словом обозначаются духовенство и церковнослужители (клир, причт) вообще, выделенные из общей церковной среды особым родом служения, имеющие какую-либо степень церковного посвящения, а также миряне, по благословению участвующие в богослужении, поющие в церковном хоре (клирос). Сами певчие могут именоваться клироша́нами.

[2] Протопса́лт (προτοψαλτος греч. от πρώτος – первый + ψάλτης – певец) – главный певчий в церковном хоре. Он наблюдает за певцами и мелодиями, следит за ритмом и высотой звуков, чтобы они следовали друг за другом в установленном порядке. Кроме того, он обучает певчих музыке и сам исполняет то, что поется не хором, но одиночным голосом.

[3] Таков, например, отзыв Гербиния о пении в Киеве: «Грекороссияне гораздо святее и величественнее прославляют Бога, чем Римляне... Все миряне поют в соединении с клиром, и притом, так гармонично и благоговейно, что мне, в восторге от слышанного, думалось, будто я – в Иерусалиме, и вижу там образ и дух первоначальной христианской церкви. Тронутый простотою русского Богослужения, я, по примеру св. Амвросия и Августина, прослезился и восхвалил Сына Божия словами: полны суть небеса и земля величеством славы Твоея».


16 Мая 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...