Пеший путь из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру

Пеший путь из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру
В.А. Низовцев, Н.М. Эрман
Москва, Россия

В настоящее время на стыке паломнического движения и религиозного туризма формируется новое направление, связанное с возрождением пеших путешествий к святым местам. Разработан маршрут и составлен путеводитель по пешему пути из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру.

С каждым годом отмечается все больший интерес россиян не только к своим историческим корням, но и к религиям и, соответственно, святым и памятным местам и объектам поклонения. Люди всё чаще посещают святые места и исторические религиозные памятники. Особое место в этом процессе занимает возрождение паломнического движения. В паломнических поездках все чаще принимают участие не только взрослые, но и школьники. Не в последнюю очередь это связано с тем, что для многих людей паломничество является средством воцерковления. Для многих не церковных или совсем неверующих людей посещение монастырей и святых мест является первым соприкосновением с Церковью. Посмотрев храм или исторический памятник, человек не только удовлетворяет свое стремление к познанию истории или эстетическое чувство, но и приобщается к многовековой религиозной культуре и нравственности. 

Сам термин «паломник» происходит от слова «пальма» (латинское «palma») и означает «носителя пальмы» – ветви именно этого дерева привозили первые христианские паломники, побывавшие в Святой земле у Гроба Господня во время праздника «Вход Господень в Иерусалим». В России этот праздник получил наименование «Вербное воскресенье». Эти ветви напоминали о ветвях пальмы, которыми встречал Господа народ при въезде в Иерусалим. [1]. В простонародной речи слово «паломничество» обычно заменялось другим, более понятным словом – «богомолье» [2]. 

Исторически в России сложилось два направления религиозных путешествий – православное паломничество и религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности. Православное паломничество составляет часть религиозной жизни верующих людей: молитвы, богослужение, религиозное поклонение святыням Православной церкви. Религиозный туризм – один из видов современной экскурсионно-познавательной деятельности, связанный с посещением святых мест, знакомством с жизнью святых людей и памятниками церковной архитектуры и искусства. Религиозный туризм оказывает большое эмоциональное воздействие на человека. После таких путешествий люди возвращаются преображенными, разрешившими некоторые жизненные противоречия, отдохнувшими и в хорошем состоянии духа [3]. 

Экскурсии, посредством которых турист получает информацию, составляют основное содержание подобной туристической поездки. Если первое направление охватывает верующих и практически не охватывает светских людей, то второе может интересовать как тех, так и других. На стыке двух направлений религиозных путешествий есть третье, которое, не являясь распространенным, существует и требует развития – это пешие путешествия (экскурсии) к святым местам. Огромное число людей, не будучи верующими, ощущают нравственную необходимость приобщения к духовным святыням. Многими владеет желание пешком пройти святые места не просто с экскурсионной целью, но с внутренним побуждением испытать себя, осмыслить происходящее, свою жизнь, прийти к переоценке ценностей или руководствуясь другими нравственными устремлениями [3]. 

С IX–X вв., т.е. с первых веков распространения христианства в Древней Руси, ведёт своё начало Русское православное паломничество. Сначала паломничество на Руси воспринималось как богомолье к святым местам Вселенского Православия. Первые паломники отправлялись в длительные и опасные путешествия в Палестину, на Афон и даже в Египет. Со временем и на Руси возникают свои центры паломничества. И если первоначально паломничество было связанно с дипломатической, торговой или даже военной деятельностью отдельных личностей, то довольно быстро оно стало главной целью поклонения святым местам, мощам святых и чудотворным иконам. 

Православная церковь первой паломницей считает Киевскую великую княгиню святую равноапостольную Ольгу, которая во время визита, совершённого в Константинополь в 957 г., приняла святое крещение с именем Елена и поклонилась цареградским святыням. Первым известным русским паломником был преподобный Антоний Печерский, будущий основатель Киево-Печерской Лавры. О его паломничестве в начале XI в. к святыням Афона можно найти сведения в древних русских летописях и житиях святых [2]. В 1099 г. жена великого князя Владимира Мономаха Гида Харальдовна совершила паломничество в Иерусалим к Гробу Господню. Там же она завершила свой жизненный путь и была погребена в Святой земле. 

С появлением отечественных святынь паломничество перестало быть зарубежным. После Крещения Руси во многих городах стали возводиться храмы, к святыням которых стекались многие поколения паломников. Со всей Древней Руси шли паломники к нетленным мощам святой равноапостольной княгини Ольги в Киев, к мощам святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба в Вышгород, а затем, после их перенесения, в Борисоглебский монастырь г. Смоленска. Еще в домонгольский период на Руси возникли десятки монастырей, ставшие объектом паломничества жителей близлежащих городов и селений. 

С возвышением Московского княжества и особенно переездом русских митрополитов в Москву началось активное строительство храмов и монастырей в Северо-Восточной Руси. В 30-х годах XIV в. преподобным Сергием Радонежским был основан монастырь с храмом, освящённый в честь Святой Живоначальной Троицы. Основанный им монастырь со временем стал одним из главных центров русского православия и средневековой русской культуры. Преподобный Сергий сумел создать и развить новый тип монастырей – общежительных, опиравшихся не на подаяние, а на собственную хозяйственную деятельность. Был похоронен в основанном им монастыре и канонизирован русской церковью. В Троицкий монастырь к святому игумену с братией живым потоком пошли богомольцы, больные и нищие, которые находили здесь духовную помощь и поддержку. По всей Руси стали распространяться вести о чудесах и подвигах преподобного Сергия. Поклониться святому старцу и получить его благословение многократно приходили русские князья. «Тихими и кроткими словами» примиряя русских князей, Сергий способствовал объединению государства. Благодаря ему все князья соединились перед Куликовской битвой, признав главенство Дмитрия Донского. Пожалуй, самым известным в отечественной истории паломничеством стал приезд великого князя Дмитрия Ивановича за несколько дней до Куликовской битвы в 1380 г. [4]. Совместно помолившись, Сергий Радонежский благословил великого князя на великую битву, предсказал ему победу и дал двух иноков Пересвета и Ослябю. Еще одно яркое паломничество в святую обитель было совершено победителями во главе с великим князем Дмитрием, прозванным уже в народе Донским, после сражения на Куликовом поле. Огромный авторитет и значение монастыря выросли еще больше. 

Начиная с московского государя Ивана III Васильевича, была заложена традиция для русских государей совершения больших, многодневных, а порой и на несколько месяцев, паломнических путешествий к отечественным святыням. Практически ежегодно государевы семьи посещали Троице-Сергиев монастырь. Обычно это представляло грандиозное зрелище, т.к. походы царей сопровождались огромной свитой и громадным количеством людей. И вся эта масса людей передвигалась в каретах, на телегах, или в большинстве своем шла пешком из Москвы, как правило, от Успенского собора в Кремле, где проходило первое богослужение, а цари получали напутствие и благословение патриарха. Вдоль дороги еще при Иване Грозном были построены первые походные путевые дворцы. Позднее, при Алексее Михайловиче, была построена целая цепь путевых дворцов, где царствующие особы могли остановиться на отдых. Русские императрицы Анна Иоанновна и Елизавета Петровна предпринимали пешие богомольные «хождения» [5]. 

Не только Троице-Сергиев монастырь, но и другие святые места Российского государства продолжали привлекать многочисленных богомольцев. По будням, а особенно в великие праздники, толпы паломников устремлялись к святыням Москвы, Боровска, Волоколамска, Владимира, Суздаля, Переяславля-Залесского, Ростова, Ярославля, Костромы, Смоленска, Пскова, Новгорода Великого, Твери, Вологды и многим другим. Но самым распространенным местом богомолий в царской России была Троице-Сергиева лавра. Особой популярностью она пользовалась у москвичей и жителей Ближнего и Дальнего Подмосковья. 

О количестве паломников можно судить по такому факту – за летние месяцы от Москвы до Троице-Сергиева монастыря проходило до 300000 человек. Обычно передвигались по Троицкой дороге, называемой ныне Ярославской. Ее замечательное описание можно найти в повести Ивана Шмелева «Богомолье» [6]. В Москве путь проходил через Московский кремль, Красную площадь, Воскресенские ворота, Никольские ворота Китай города, ворота Белого города в Печатниках и из Земляного города богомольцы выходили через Сретенские ворота. Затем от Крестовской заставы путь уже шел собственно по Троицкой (Ярославской) дороге через село Алексеевское, дачные поселки у станций Лосиноостровская, Перловская, Мытищи, села Пушкино, Братовщина, Талицы, Софрино, Рахманово, Воздвиженское и Радонеж. Из Радонежа, по дороге в Троице-Сергиев монастырь, путники непременно посещали Хотьков монастырь, для поклонения могилам родителей святого – схимников Кирилла и Марии [7]. 

В России сложилась многовековая традиция паломничества, но, несмотря на это сегодня возможностей для пешего движения к святым местам не так много, и совершается оно верующими в основном во время крестных ходов. 

По инициативе благотворительного фонда «Саров» (президент М. Кулик) подготовлена программа возрождения пешего православного паломничества к святым местам России, охватывающая путешественников с разным уровнем воцерковленности. Первым из разработанных маршрутов стал пеший маршрут из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру, приуроченный к юбилейному празднованию в этом году 700-летия со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского. 

Пеший путь проходит по красивейшим местам Москвы и Подмосковья. Начинается он от Новодевичьего женского монастыря – одного из старейших монастырских ансамблей России, к Кафедральному соборному Храму Христа Спасителя, выстроенному в честь победы над французами, затем проходит по Кремлевской набережно,й открывающей вид на историческую часть Москвы, Москву реку и Кремль. Включает маршрут не только церковные, но и гражданские памятники архитектуры, например, здание старейшей в Москве Сокольнической каланчи, деревянный дом с мезонином конца XIX века, принадлежащий И.С. Родину – известному велосипедному мастеру, как примеры старинной застройки московского района Сокольники. Один из участков пути проходит по национальному парку «Лосиный остров». Путники походят как природные объекты, в том числе самые старые в Подмосковье высокоствольные сосняки и ельники, обширные широколиственные леса из липы с дубом и кленом, памятники природы – 250-летнюю Алексеевскую сосновую рощу, 150-летний сосновый массив «Гривка», Верхнеяузский водно-болотный комплекс, к которому относится р. Яуза с притоками Ичкой, Будайкой и Пехоркой, так и духовные – Храм Святителя Тихона Задонского на Ширяевом поле, музей «Русский быт», хранящий историю сельского уклада жизни наших предков [8]. 

Следующим пунктом на пути в монастырь являются Мытищи, получившие известность при строительстве первого московского водопровода, питавшего столицу из мытищинских ключей. Здание водопроводной станции, построенное в конце XVIII в., сохранилось до настоящего времени. Далее путь проходит через старинный город Пушкино, поселок Черкизово, село Братовщина. В Братовщине проходила старая Троицкая дорога в Троице-Сергиев монастырь. При Иване Грозном вдоль дороги были построены путевые царские дворцы для отдыха знатных богомольцев. Здесь в Братовщине, следуя на богомолье в Святую Троицу, останавливались все российские самодержцы. Для пеших богомольцев основной остановкой для отдыха было село Рахманово. Последней остановкой на пути монастырь служило село Воздвиженское известное с XIV в., где по преданию в 1830 г. на Воздвиженском холме отдыхал великий князь Дмитрий Донской по пути к Преподобному Сергию за благословением на Куликовскую битву. Знаковым местом на этом пути является древний Радонеж. В Радонеж, в 1332 г. вместе с семьей, переехал ростовский боярин Кирилл – отец будущего основателя Троице-Сергиева монастыря. Сегодня на территории храма Преображения Господня в Радонеже, находится источник Сергия Радонежского. К источнику ведет деревянная лестница, там же обустроена купальня. 

Важным звеном на пути из Москвы в Сергиев Посад служит город Хотьково. В Хотькове паломники посещают, расположенный на берегу реки Пажа древний Покровский монастырь, чтобы поклонится мощам родителей Сергия Радонежского. Из города Хотьково в Сергиев Посад путь проходит через села Семхоз и Клеменьево (нынешние микрорайоны Сергиева Посада). Здесь можно посетить Свято-Духовскую церковь в Клементьево, построенную в честь победы в Отечественной войне 1812 года и освященную в 1832 году. Здесь же находится старинное кладбище, где есть захоронения героев Бородинского сражения. Заканчивается маршрут в Сергиевом Посаде в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Дополнительный объект в маршруте – уникальный памятник природы, источник «Гремячий ключ», расположенный неподалеку от Сергиева Посада, южнее деревни Взгляднево, на правом берегу реки Вондиги. По преданию, возник источник по молитве Преподобного Сергия об объединении русского народа и освобождении от иноземного ига. Вода источника считается целебной, а ее состав близок к кисловодскому нарзану, но концентрация солей в несколько десятков раз ниже [9]. 

Маршрут пешего путешествия «Москва – Сергиев Посад» рассчитан на 7 дней (122 километра) и включает 37 культурных объектов – храмы, монастыри, памятники, музеи, рекреационные зоны. Для данного маршрута составлена 21 карта с отображением отрезков пути и пройденным расстоянием. Карты составлены на основе программы Open Street Map. Основными рабочими материалами при прокладке маршрутов послужили топографические карты масштабов 1:50000 и 1:100000 разных временных интервалов составления, на отдельные участки анализировались топографические карты масштабов 1:25000 и 1:10000. На весь маршрут дешифрировались космоснимки и на отдельные участки спектрозональные и черно-белые аэрофотоснимки масштабов 1:12500, 1:14000 и 1:40000. Также использовались разнообразные атласы, карты и планы Московской области, включая туристические, административных районов и городов, а также имеющиеся путеводители и официальные интернет ресурсы. 

Сам маршрут был разбит на семь участков, соответствующие семи дням. Каждый из участков был пройден группами энтузиастов волонтеров. Во время прохождения маршрута, согласно составленной инструкции, фиксировались километраж, время прохождения от одного объекта к другому, описывалось состояние пройденного пути: наличие тротуаров на улице, пешеходных переходов через улицы, светофоров, обращалось внимание на состояние дорог вне населенных пунктов: наличие «проходимых» обочин вдоль шоссейных дорог, состояние грунтовых, проселочных дорог и троп, наличие развилок, ответвления и т.д. Кроме этого, отмечались культовые объекты рекреационные, отдыха (гостиницы, кемпинги, дома паломников и т.п.), кафе, магазины, аптеки, больницы, туалеты. Особое внимание уделялось природным объектам: рекам, родникам, лесным массивам и местам возможного отдыха на природе – привалам. Все объекты наносились на карту маршрута. Ориентировка и расчет пути проводились по GPS навигатору. Результаты наблюдений сводились в единую геоинформационную базу. Наиболее интересные объекты, сам путь, труднопроходимые участки не только фиксировались в специально разработанных бланках, но и велась их фотофиксация в разных ракурсах. По всему маршруту, в основном, на пересечении дорог и вне населенных пунктов, для ориентира в направлении пути установлены около 40 указателей. На основе анализа результатов прохождения маршрутов, опубликованных литературных и научных и научно-популярных источников, интернет ресурсов был составлен путеводитель. 

Путеводитель включает обзорную карту-схему всего маршрута, подробные картосхемы однодневных переходов с линией маршрута каждого дня пути, с засечками через 2 км, с указанием продолжительности движения и основными ориентирами: улицы, колодцы, родники, реки и т.п. Отдельными значками, пронумерованными в соответствии с текстом, показаны паломнические объекты. Также значками отмечены основные туристско-рекреационные объекты (кафе, магазины, аптеки, места отдыха и т.д.). В путеводителе приводятся описания маршрута на каждый день с ориентирами движения, расстояниями и общей оценкой пути: грунтовая или проселочная дорога, тротуар, переход «зебра» со светофором или нерегулируемый переход. Например: «по улице Силикатной двигаться по правой стороне дороги до нерегулируемого железнодорожного переезда» [8, с.18]. Самую значимую часть в путеводителе занимает описание населенных пунктов, исторических городов, древних селений и всех объектов пути, знаковых для православного паломника. 

Таким образом, этот древний пеший маршрут, известный многим православным паломникам, может стать началом нового экскурсионно-познавательного направления в бурно развивающейся туристической деятельности. 


Источник: Туризм и региональное развитие: сборник статей. Универсум, Смоленск, 2014


Литература 

1. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4 т. Т. 3: Пер. с нем. – М., 1987. – С. 193. 

2. Иеромонах Серафим (Параманов). О паломничестве и странничестве. – М.: АНО «Развитие духовности, культуры и науки», 2004. – 46 с. 

3. Христов Т.Т. Религиозный туризм: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с. 

4. Житие Сергия Радонежского (Подготовка текста Д.М. Буланина, перевод М.Ф. Антоновой и Д.М. Буланина, комментарии Д.М. Буланина) // Памятники литературы Древней Руси. XIV–XV века. – М.: Худож. Лит., 1981. – С. 256–429. 

5. Снегирев И.М., Мартынов А.А. Путеводитель из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру. – М.: Либроком, 2011. – 127 с. 

6. Шмелев И.С. «Богомолье»: Повести. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2012. – 508 с. 

7. Мезенцев А.А. Из Москвы в Сергиев Посад. От Крестовской заставы до Троицкой обители. Путеводитель для автомобилистов. – М.: изд-во Научный мир, 2011. – 104 с. 

8. Пути России. Москва – Сергиев Посад. Путеводитель. – М.: ИД «Качество жизни», 2014. – 72 с. 

9. Балабанов И.В., Смирнов С.А. 500 родников Подмосковья. – М.: Издатель И.В. Балабанов. – 184 с. 

24 Октября 2016

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей
103 года Доходному дому
103 года Доходному дому
103 года назад Троице-Сергиева Лавра завершила строительные и отделочные работы в четырехэтажном каменном здании на углу Красногорской площади и Александровской...
Возвращение Лавре монастырских зданий
Возвращение Лавре монастырских зданий
2 сентября 1956 года Постановлением Совета Министров РСФСР №577 Свято-Троицкой Сергиевой Лавре возвращено 28 зданий ( с учетом переданных в 1946 -1948 годах)...
Освящение надвратной Церкви после пожара
Освящение надвратной Церкви после пожара
14 июня (н.ст.) 1763 года в присутствии Екатерины II...
Визит Петра I
Визит Петра I
10 июня (н.ст.) 1688 года шестнадцатилетний Петр I посетил Троице-Сергиев монастырь. Юного царя сопровождала свита из тридцати думных людей...