Периодические издания МДА в дореволюционный период: Прибавления к изданию творений святых отцов в русском переводе

Игумен Дионисий (Шленов)

История «Прибавлений» теснейшим образом связана с изданием «Творений святых отцов в русском переводе» (ТСО) при Московской духовной академии. «Прибавления» – как очевидно и из самого названия – появляются именно при патрологической серии «Творений», что оказывается характерной и исключительной особенностью данного журнала по сравнению, по крайней мере, со всеми русскими периодическими изданиями [1]. В конце 30-х годов XIX века в переписке святителя Филарета (Дроздова) с ректором академии архимандритом Филаретом (Гумилевским) обсуждались одни только ТСО. Святитель Филарет всецело поддержал идею развития при академии переводческой деятельности, пытаясь при этом склонить ректора к более фундаментальному и систематичному подходу в выборе и начертании плана. «Печатать переводы святых отцов – дело весьма хорошее, полезное и достойное всякого поощрения. Но искрошить каждого святого отца на части, потом смешать всех и таким образом печатать, – не знаю, похвалите ли это и вы, хотя таков почти ваш проект. В издании периодическом срочном это оправдывается журнальною поспешностью и потребностью разнообразия для журнала: но вы предпринимаете издание не срочное...» [2].

Из вышеприведенных слов видна идея систематического издания, которая в полной мере была реализована при издании ТСО. Однако и «Прибавления» под влиянием ТСО стали выходить в совмещенном формате журнала и одновременно серии, с пространными статьями, а также архивными материалами, посвященными духовному просвещению, образовательной и миссионерской деятельности Церкви.

С 1843 по 1891 год вышло 48 частей [3] «Прибавлений». Хотя это число точно соответствует числу лет в указанном диапазоне, данное совпадение только кажущееся, поскольку в действительности в издании ТСО с «Прибавлениями» было два перерыва, первый из которых продолжался 7 лет, а второй – 8 лет. Поэтому в среднем в год выходило около 1, 5 тома «Прибавлений». В общей сложности, за одно и то же время было опубликовано 48 частей «Прибавлений» и 57 томов ТСО (1843-1864, 1871, 1872, 1880-1891).

Creation of the Holy Fathers.jpg

Прибавления
к изданию творений святых отцов в русском переводе,
издаваемые Московской духовной академией.
Титульная страница. Москва, 1871 г.

Данную разницу следует пояснить. Известно, что первое издание ТСО делилось на тома, части, книги. Впоследствии при переиздании или переизданиях ТСО учитывалось деление на тома и части, но не на книги. А единственное переиздание «Прибавлений» всегда основывалось именно на ежегодном цикле, состоявшем, как правило, из четырех книг (а в 1863 и в 1864 годах – из 6 книг). Соответствие между томами ТСО и частями «Прибавлений» указано нами в приложении в специальной таблице.

Уже из самого названия видно, что по отношению к ТСО «Прибавления» находились на втором месте. Согласно концепции издания объем очередного выпуска «Прибавлений» должен был уступать соответствующим «Творениям». Однако «Прибавления» именовались «оригинальной» частью издания [4] (в отличие от переводной части – ТСО) и ценились не меньше, чем ТСО, поскольку давали простор для собственной научно-богословской деятельности преподавателей академии.

В периоды закрытия журнала научно-литературные труды преподавателей академии публиковались в других журналах: «Московских епархиальных ведомостях», «Православном обозрении», «Душеполезном чтении», «Русском вестнике», «Чтениях в Обществе любителей духовного просвещения», «Миссионерском» и «Критическом обозрении», «Братском слове» (подробнее о «Братском слове» см.: Объявление о возобновлении журнала «Братское слово») [5], – хотя ни один из них так и не смог заменить свой родной журнал. Отчет за 1878/79 учебный год об «учено-литературных трудах» наставников академии, опубликованных на стране далече, – яркая иллюстрация сказанного [6].

Одним из наиболее важных моментов в истории «Прибавлений» стало возобновление их издания после наиболее длительного перерыва, продолжавшегося с 1872 по 1880 год. В отчете за 1878/79 учебный год приводится постановление Совета академии: «Во исполнение указа Святейшего Синода от 20 июня 1878 года за № 1981, которым разрешено было Совету Московской духовной академии продолжать вновь издание журнала под заглавием «Творения святых отцов с Прибавлениями духовного содержания» на проектированных Советом академии основаниях, Совет академии входил в обсуждение программы сего издания. Программа возобновляемого издания была проектирована применительно к первоначальной программе этого издания, утвержденной определением Святейшего Синода от 13/23 марта 1841 года, и представлена на благоусмотрение Святейшего Синода. Затем образован Редакционный Комитет из трех членов-редакторов, под председательством ректора академии, именно из профессоров В. Кудрявцева, Н. Субботина и В. Потапова. Указом Святейшего Синода, от 11 мая сего 1879 года за № 1498, дано знать Совету академии, что программа предполагаемого к изданию с 1880 года при Московской духовной академии журнала под вышеозначенным заглавием найдена соответствующею своей цели и утверждена Святейшим Синодом; а самый журнал признан весьма полезным для монастырей и приходских священников и рекомендуется, через епархиальных Преосвященных, к выписке, по возможности, для церковных и монастырских библиотек на счет кружечно-кошельковых сумм» [7]. Из журналов Совета академии за тот же год видно, что ректор академии протоиерей Сергий Смирнов обсуждал организационную сторону возобновляемого издания «Прибавлений» с митрополитом Московским святителем Иннокентием [8].

После возобновления публикация «Прибавлений» продолжалась без перерывов до 1891 года включительно. В конце 1880-х годов у преподавателей МДА появилось желание изменить направление академического журнала, превратив его из научного в научно-популярный богословский журнал, выходящий ежемесячно. В результате ТСО и «Прибавления» были преобразованы в журнал «Богословский вестник», который начал выходить с 1892 года. Окончательное решение о преобразовании было принято на заседании Совета академии 6 сентября 1891 года, проходившего под председательством ректора академии архимандрита Антония (Храповицкого). На этом заседании «указывали на необходимость расширить программу издания, изменить сроки выхода книжек и изменить название журнала» [9]. В далеко идущие планы редакции входила помимо святоотеческих переводов, научных статей и публикация материалов из внутренней жизни академии, составление «библейско-богословского словаря согласно воле покойного Высокопреосвященнейшего Митрополита Филарета» [10]. Но издание «Богословского вестника» было получено разрешение Святейшего Синода [11].

В истории академического журнала наступил новый период со своими преимуществами и недостатками. С одной стороны, единоличное управление журналом стало способствовать его самостоятельному творческому развитию, а с другой, – остались в прошлом «золотые времена» совместного и соборного издания журнала во главе с ректором. Из «ректорского» журнал превратился в «профессорский». Накопленный мощный потенциал позволил ему со временем стать серьезнейшим органом дореволюционной богословской печати.


Редактирование и цензура «Прибавлений»

Изданием «Прибавлений» занимался редакционный комитет издания ТСО, председателем которого всегда являлся ректор академии. Еще до начала выхода журнала редакционный комитет возглавлял ректор МДА архимандрит Филарет (Гумилевский), затем – следующий ректор архимандрит Евсевий (Орлинский), при котором журнал впервые вышел в свет [12]. Помимо ректора в первоначальной редакции журнала подвизались А.В. Горский, протоиерей Ф.А. Голубинский и другие известнейшие профессора академии. О редактировании журнала в первые двадцать пять лет его истории мы имеем довольно скудные сведения в связи с тем, что академические отчеты и журналы начали публиковаться только с 1869-1870 годов [13].

В первом из опубликованных академических отчетов указано,что «ректор академии (протоиерей А.В. Горский. – Игум. Дионисий) редактировал "Прибавления к Творениям святых отцов"», т.е. 24-ю часть «Прибавлений» [14]. Параллельно второй редактор профессор В.Д. Кудрявцев занимался редактированием ТСО [15]. В следующем году данные лица продолжали свои занятия; из отчета, кроме того, видно, что секретарем редакционного комитета по изданию «Творений святых отцов в русском переводе» являлся доцент П.С. Казанский [16].

После возобновления журнала в 1880 году в редакционный комитет журнала вошли четыре человека – ректор стремя профессорами. Хотя первоначально предполагалось, что данная группа будет работать только над ТСО, ее членам пришлось в равной мере редактировать и оригинальную часть журнала: в 1881-1883 годах (28, 30, 32 части) редактированием ТСО с «Прибавлениями» занимались ректор академии протоиерей С.К. Смирнов, профессора В.Д. Кудрявцев, Н.И. Субботин, В.Н. Потапов и И.Д. Мансветов. При этом все перечисленные лица, исполняя редакторские обязанности, в то же время обогащали академический журнал своими собственными статьями.

В 1883-1884 учебном году редактированием ТСО и «Прибавлений» занимались ректор академии протоиерей С. К. Смирнов, профессоры В.Н. Потапов, В.Д. Кудрявцев и П.И. Горский [17]; в 1884-1886 – ректор академии протоиерей С.К. Смирнов, профессора В.Д. Кудрявцев и П.И. Горский [18]. Особо следует отметить и то, что протоиерей С.К. Смирнов, отказавшись от исполнения ректорских обязанностей «по расстроенному здоровью» перед началом 1886/87 учебного года [19], продолжал заниматься редактированием журнала [20]. В 1886-1888 годах в редакционном комитете состояли ректор академии епископ Христофор, ординарные профессоры В.Д. Кудрявцев и Е.Е. Голубинский, экстраординарный профессор П.И. Горский [21]. В 1888-1890 годах вместо Е.Е. Голубинского в состав редакции вошел М.Д. Муретов [22].

Наконец, в последнем для «Прибавлений» 1890/91 учебном году среди членов редакционного комитета особое место занял архимандрит Антоний (Храповицкий) [23]. После того, как в следующем году архимандрит Антоний, уже ректор академии, реформировал «Прибавления» в более динамичный и самостоятельный «Богословский вестник», редактором БВ был назначен П.И. Горский-Платонов, в прошлом один из редакторов «Прибавлений» [24].

img027.jpg

П.И. Горский-Платонов, заслуженный профессор МДА,
знаток библейской истории, археологии и еврейского языка.
Фото конца XIX в.

При чтении академических отчетов приоткрываются некоторые подробности распределения обязанностей между членами редакционного комитета. В частности, редакцией переписки святителя Филарета Московского с протоиереем А.В. Горским и составлением примечаний к этим письмам занимался ректор академии протоиерей С.К. Смирнов [25]. Он же занимался подготовкой ряда других архивных материалов с примечаниями: писем святителя Филарета Московского к Филарету, архиепископу Черниговскому, писем Филарета Черниговского к А.В. Горскому [26], дневника А. В. Горского [27].

Как и все органы церковной печати, академический журнал выходил с цензурным грифом. Еще в 1828 году был создан цензурный комитет при академии с самыми широкими цензорскими и издательскими полномочиями. Первоначально в данный комитет входили три члена академической конференции [28]. Должность цензора была достаточно трудной и крайне ответственной: он не должен был пропустить в печать, во-первых, ни одной мысли, не согласной с Православием, во-вторых, ничего такого, что могло бы нанести ущерб верховной самодержавной власти и государству, в-третьих, никаких непроверенных и ненаучных сведений. На протяжении многих лет цензурный комитет опекал святитель Филарет Московский, который нередко принимал на себя функцию высшего цензора. Известно, что до начала издания ТСО с «Прибавлениями» цензурный комитет при академии уступил место редакционному комитету, в обязанности которого входила и подготовка к печати периодических изданий академии.

Однако постепенно академия возвратила себе право быть собственным критиком и цензором: если первые цензоры были духовными лицами, прямо не связанными с академией [29], то начиная с 1852 года цензоры журнала – это инспекторы, преподаватели, а впоследствии ректоры академии. Первым академическим цензором «Прибавлений» оказывается инспектор МДА архимандрит Сергий [30]. В дальнейшем эту функцию исполняли: экстраординарный профессор священник Н.И. Аничков-Платонов [31]; бакалавр академии соборный иеромонах (со временем архимандрит, затем инспектор МДА, ректор Вифанской семинарии) Порфирий [32]; экстраординарный профессор богословия священник Ф.А. Сергиевский [33]; архимандрит Михаил [34]. В 1871 году происходит упрощение цензурной процедуры – журнал выходит со следующим грифом: «Печатано по определению Совета Московской духовной академии» за подписью ректора, в данном случае – за подписью протоиерея А.В. Горского [35]. Следующие подписи, которые удалось найти после нескольких журналов с отсутствующим или утерянным разрешением, – это подписи ректоров МДА протоиерея С.К. Смирнова [36], архимандрита Христофора [37] и, наконец, архимандрита Антония (Храповицкого) [38], при котором произошло превращение «Прибавлений» в «Богословский вестник». Архимандрит Антоний стал ответственным цензором нового журнала.

ТСО с «Прибавлениями», хотя и проходили строжайшую цензуру, как внутреннюю, так и внешнюю, тем не менее первоначально были восприняты неоднозначно. В Петербургской духовной академии некоторые профессора собирались написать редакции «замечание»: им показалось, что в Московской академии напечатали что-то дерзкое и недолжное. О данных «толках» без каких-либо уточнений доверительно писал почитатель академии ректор Петербургской академии епископ Евсевий (Орлинский) своему другу А.В. Горскому (Письмо 43 от 30 марта 1849) [39].


Структура «Прибавлений»

Первоначально, как и «Творения», «Прибавления» выходили отдельными книжками, которые впоследствии сплетались в единое целое. Несмотря на то, что эти отдельные книжки являются исключительной библиографической редкостью, можно реконструировать первоначальную последовательность их выхода в свет, которую можно было бы назвать первым историческим изданием. В этом издании с 1871 года после каждой «порции» «Прибавлений», соответствовавшей двум книгам ТСО (т.е. после каждой половины тома), стали помещаться отчеты о жизни академии, которые мыслились как своеобразное общее приложение к ТСО и «Прибавлениям» [40]. Во втором и последнем издании «Прибавления» выходили без данных отчетов. Помимо отчетов в состав журнала, помещенного на диске, вошли материалы, которые рассматривались их составителями как «особое приложение» (см. Отчет И.Н. Корсунского о научно-литературных трудах) [41], а именно «Каталог книг библиотеки Московской духовной академии» и пр.

В конце каждого года/части помещалось итоговое оглавление, а в конце каждой совместной книжки (ТСО и «Прибавления») промежуточное оглавление, которое впоследствии исключалось из отдельных изданий как ТСО, так и «Прибавлений». По данным оглавлениям хорошо прослеживается первоначальная идея академического журнала – восполнить древнюю святоотеческую мысль более современными материалами духовной тематики.

С 1843 по 1860 год материал группировался по трем разделам, что отражалось в итоговом оглавлении: I. Учение о вере; II. Учение о христианской нравственности; III. Духовная история. В 1862 году в Приложении к «Прибавлениям» вышел указатель [42], особо ценный тем, что в нем были приведены имена авторов для подавляющего большинства статей «Прибавлений», выходивших без указания автора. В этом указателе была предложена более совершенная систематизация материалов по девяти разделам: 1. Богословие догматическое; 2. Изъяснение Священного Писания; 3. Учение христианской нравственности; 4. Церковное красноречие – древнее и новое (последнее, в основном, было представлено словами и речами святителя Филарета Московского); 5. Церковные молитвы и песнопения; 6. История Церкви: а) восточной, b) Русской; 7. Церковная археология; 8. Статьи полемического, апологетического и критического содержания; 9. Смесь.

В 1887 году в Приложении к «Прибавлениям» был помещен еще один указатель [43], доведенный до 1886 года, с систематизацией всех материалов, как учтенных в указателе 1862 года, так и новых, по 16 разделам. В число новых разделов вошли: 4. Сравнительное богословие; 5. Патристика; 9. Церковное право; 12. Философия; 13. Педагогика; 14. Теория словесности; 15. Критические и библиографические статьи. Некоторые разделы были изменены или расширены: 1. Священное Писание и библейская история Ветхого и Нового Заветов; 2. Догматическое и основное богословие; 3. Нравственное богословие; 7. История Русской Церкви и русского раскола; 8. Библейская, церковная археология и литургика.


Обзор содержания
[44]

Первоначально издатели «Прибавлений» не ставили перед собой строго научных целей. Они стремились не столько к тому, чтобы ввести в оборот малоизвестные источники или опубликовать оригинальные научно-богословские исследования, сколько к духовно-нравственному назиданию и воспитанию читателя. Так, например, в первом номере «Прибавлений» были помещены выдержки из книги «О воспитании детей в духе христианского благочестия», которая была переиздана в 1844 году. Такую же направленность имели книги, продававшиеся в канцелярии правления МДА [45]. Впоследствии научный уровень журнала постепенно возрастал, особенно в последний период его деятельности, начиная с 1880 года, когда преподаватели МДА, после длительного перерыва проникшись к журналу особым расположением, стали печатать в нем свои статьи чаще, чем в других журналах.

Перечислим кратко некоторые богословские публикации, представленные на страницах «Прибавлений» [46]. Среди публикаций из отдела Священного Писания особого внимания заслуживает статья святителя Филарета «О догматическом достоинстве и охранительном употреблении греческого семидесяти толковников и славянского переводов Священного Писания». Автор считал необходимым (в отличие от святителя Феофана Затворника, находившего масоретский текст нарочито испорченным) обращение не только к греческому переводу, но и к еврейскому подлиннику, особенно при решении догматических вопросов. По Ветхому Завету ряд статей был опубликован архимандритом Феодором (Бухаревым) [47] и И.М. Богословским-Платоновым [48].

Известный алтайский миссионер архимандрит Макарий (Глухарев) предложил для публикации статью, резюмировавшую его многолетние труды по переводу почти всех книг Ветхого Завета с еврейского языка на русский – «О потребности для Российской Церкви преложения всей Библии с оригинальных языков на современный русский язык» [49]. В издании таких работ проявлялась духовная направленность журнала, его внимательное отношение к миссионерским задачам Церкви, которые приходилось решать в теснейшей взаимосвязи с основными богословскими науками, в частности, с библеистикой.

Новозаветное направление представлено рядом публикаций ведущих академических профессоров: протоиерея А.В. Горского и М.Д. Муретова. Подход первого из них, профессионального историка, был преимущественно историческим, как видно из названий его статей, посвященных истории канона и первохристианской Церкви [50]. Публикации М.Д. Муретова [51], отличающиеся большей умозрительностью, глубиной анализа, высокой филологической культурой, не потеряли значения до настоящего времени.

По вопросам догматического богословия писали архимандрит Алексий (Ржаницын) [52], архимандрит Евсевий (Орлинский) [53] и архимандрит Сергий (Ляпидевский) [54]. В одном из первых номеров «Прибавлений» святитель Филарет опубликовал статью «О почитании Пресвятой Богородицы во святых иконах».

Профессор основного богословия В.Д. Кудрявцев-Платонов, публиковавший свои самые крупные материалы в ведущих богословских журналах «Вера и разум» и «Православное обозрение», поместил на страницах родного академического издания ряд статей философско-апологетического содержания [55]. Философская апологетика христианства в его статьях опирается на целостное видение сотворенного Богом мира, в котором действует великий закон целесообразности.

Большинство публикаций в отделе нравственного богословия приходится на 1850-е годы – время активного сотрудничества в журнале профессора протоиерея Ф.А. Голубинского, написавшего ряд соответствующих статей [56].

Сравнительное богословие в «Прибавлениях» представлено было слабо. Известный русский паломник граф Андрей Николаевич Муравьев, возможно, в силу особо дружественных отношений со святителем Филаретом Московским, не раз публиковался на страницах журнала, хотя и не принадлежал к академической корпорации. Основная волновавшая его тема – отношения между православием и инославием; работы А.Н. Муравьева выдержаны в публицистическом ключе [57].

797311e.jpg

Александр Васильевич Мартынов (1857-1901),
протоиерей; богослов, профессор МДА
и Московского сельскохозяйственного института

Статьи по патристике в первые годы издания «Прибавлений» имели довольно общий характер [58] из-за недостаточной отточенности научного инструментария в данной области. Лишь в 1870-1880-х годах появились проблемные и концептуальные работы – статьи П.И. Цветкова «Обзор апологетических трудов Восточных отцов и учителей Церкви в IV и V веках» и А.В. Мартынова «Эсхатология святого Григория Нисского» [59].

Весьма пространным получился отдел общей церковной истории, отразивший бурное становление отечественной церковной историографии. Большая часть ранних публикаций протоиерея А.В. Горского [60] и профессора П.С. Казанского [61] посвящена истории подвижничества на Востоке. Профессор А.П. Лебедев в своих статьях осветил другую сторону жизни Древней Церкви, представив широкую панораму гонений на христиан в Римской империи [62].

Наиболее активным сотрудником отдела русской церковной истории был протоиерей А.В. Горский. Ему принадлежат около двадцати публикаций [63], часть которых посвящена древнерусской духовной письменности [64]. Публикации П.С. Казанского, специалиста по истории египетского монашества, в данном разделе по преимуществу сосредоточены на истории монашества русского [65]. Среди других ученых специалистов по истории Русской Церкви следует назвать митрополита Макария (Булгакова) [66] и Е.Е. Голубинского [67], оставивших ряд статей, немногочисленных, но весьма обстоятельных, носящих источниковедческий характер, а также протоиерея С.К. Смирнова [68], Н.К. Соколова [69] и известного критика старообрядчества Н.И. Субботина [70]. Обзор этого отдела был бы неполным, если не упомянуть заметки «Изъяснение о проклятии, положенном от собора 1667 года» святителя Филарета Московского, который был в духе государственной идеологии того времени настроен весьма решительно против старообрядцев, хотя и старался сдерживать непомерно ревнивых полемистов со старообрядчеством.

Литургика и библейская археология в середине XIX века не получили еще достаточного развития. Среди первоначально скромных публикаций по данной тематике имеется ряд материалов, подготовленных святителем Филаретом [71], А.Н. Муравьевым [72], епископом Рижским Филаретом (Гумилевским) [73]. Только в 1880-х годах в «Прибавлениях» регулярно начинают публиковаться ценные историко-литургические и археологические исследования И.Д. Мансветова [74]. Отметим также статью ректора МДА архимандрита Христофора об иконографии Христа [75].

Публикации в области церковного права представлены лишь несколькими статьями проф. Н.А. Заозерского [76] и проф. А.Ф. Лаврова (впоследствии – епископ Алексий), опубликовавшего полемические материалы о проектах реформы церковного суда [77]. Вместе с тем вопросы церковного права затрагиваются в ряде статей, отнесенных к другим отделам журнала [78].

Среди отделов журнала в первые десятилетия его существования наиболее значительным был отдел церковной проповеди. Основная часть публикаций в данном отделе принадлежит святителю Филарету Московскому. Помимо святителя Филарета на страницах «Прибавлений» публиковали свои проповеди как клирики (архимандрит Евсевий (Орлинский), протоиерей А.В. Горский, протоиерей Ф.А. Голубинский, протоиерей П.С. Делицын и др.), так и профессора-миряне (проф. В.Д. Кудрявцев и др.) и даже студенты.

Критико-библиографический отдел с рецензиями, заметками и обзорами появился в составе «Прибавлений» лишь в 1880-е годы. Его самым активным сотрудником стал профессор А.П. Лебедев, старавшийся обогатить академическую науку обзорами и рецензиями новейших западных книг.

Помимо вышеперечисленных вполне академических и научных разделов в «Прибавлениях» находилось место для богослужебных текстов [79], а также мемуаров и некрологов, среди которых можно назвать воспоминания А.Н. Муравьева «Последние дни Спасо-Бородинской игумении Марии» и Д.Ф. Голубинского «О математических занятиях профессора Московской духовной академии П.С. Делицына».

Многочисленные письма святителя Филарета, публиковавшиеся посмертно, – важный источник по истории Русской Церкви 1-й половины и середины XIX века, кроме того, из них можно извлечь много ценных сведений о деятельности самого митрополита Филарета. Некоторые письма содержат информацию, весьма актуальную и для нашего времени. Так, например, святитель Филарет послал князю Александру Голицыну «проект общежительного духовно-воспитательного заведения» (письмо от 9 апреля 1828 года, опубликовано в 1871 году) [80]. В этом проекте описывалась идеальная монастырская духовная школа, в которой учебный процесс совмещался с жизнью по строгим монастырским принципам. Хотя данный идеалистический план никогда и нигде не был реализован, проникновенное и глобальное видение святителя может оказать огромную пользу всем тем, кто в настоящее время возрождает традиции отечественного духовного образования.

Распространение журнала

ТСО с «Прибавлениями» распространялись по России и за рубежом по подписке, а иногда и благотворительно. Так, совет академии препроводил в редакцию журнала прошение администрации Русской женской гимназии в Выборге: «уделить нашей гимназии из сокровища сей академии книги», – однако о том, какое решение было принято редакцией, неизвестно [81]. В знак благодарности за книжное пожертвование со стороны Упсальского университета Совет академии принял решение ежегодно высылать в библиотеку Упсальского университета «академический журнал, а равно и другие книги, издаваемые академией» [82].

Распространению периодических изданий академия и вышестоящее церковное начальство уделяли очень серьезное внимание. Свою благородную лепту внес в это дело и святитель Филарет Московский. Известно, что он выписывал за свой счет ТСО с «Прибавлениями» в трех экземплярах: для себя, для митрополита Камчатского Иннокентия и для А.Н. Муравьева. Так, 1 апреля 1856 года святитель Филарет писал наместнику Лавры архимандриту Антонию: «Скажите казначею, чтобы подписался от меня на нынешний год на издание Творений святых отец, на три экз., один для меня, один для Андрея Николаевича и один для преосвященного Камчатского, и внес бы мои деньги» [83]. Сам митрополит Иннокентий полагал, что журнал высылается для библиотеки его семинарии официальным путем. Более подробные сведения о распространении «Творений» с «Прибавлениями» содержатся в 5-6 томе «Богословского вестника» [84].


***

Прибавления.jpg

Титульная страница
электронного переиздания ПрибТСО.
МДА, 2008 г.

В 2008 г. Учебным комитетом Русской Православной Церкви совместно с Центром информационных технологий МДА и журналом МДА «Богословский вестник» был издан диск «Прибавления к изданию творений святых отцев в русском переводе» с уникальным архивом одноименного дореволюционного журнала, полные комплекты номеров которого хранятся только в библиотеках Московской и Санкт-Петербургской духовных академий. Руководителем издательского проекта стал преподаватель МДА игумен Дионисий (Шленов).


Источник: Московской духовной академии 325 лет: Юб. Сб. статей в 2-х т. Т. 1. Кн. 2: История МДА. 1685-1995. – М.: МДА, – М.: Нео-ТекПро, 2010. С. 147-154.


Примечания

[1] Среди зарубежных изданий некоторым аналогом можно считать серию «Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur».

[2] Письма Филарета, митрополита Московского, к Филарету (Гумилевскому). [Письмо 9 от 8 апреля 1839 г.] // ПрибТСО 32. 1883. С. 673-674.

[3] ПрибТСО 1-6 издавались с указанием на титульном листе: «Год 1» и т.д. Начиная со следующего года на титульном листе стали писать: «Часть 7» и пр.

[4] Журналы Совета МДА за 1879 год // ПрибТСО 26.1880. С. 176.

[5] В 1883 году профессор Н.И. Субботин стал издавать под своей редакцией возобновленный журнал «Братское слово» антираскольничьей направленности (Отчет за о состоянии МДА в 1882/83 году // ПрибТСО 32. 1883. С. 647). Журнал начал издаваться в 1875, 1876 годах, возобновился с августа 1883 года.

[6] Отчет о состоянии МДА в 1878/79 уч. году // ПрибТСО 26.1880. С. 170-174.

[7] Отчет о состоянии МДА в 1878/79 уч. году // ПрибТСО 26. С. 155 (1-я пагин.).

[8] Журналы Совета МДА за 1879 год // ПрибТСО 26. С. 176 (4-я пагин.).

[9] Протоколы [Журналы] Совета МДА от 6 сентября 1891 года // БВ 1892. Т. 2. № 6. С. 358-359.

[10] Там же. С. 359.

[11] Протоколы [Журналы] Совета МДА от 27 ноября 1891 года // БВ 1892. Т. 2. № 7. С. 408.

[12] Корсунский И. К истории изучения греческого языка и его словесности в Московской духовной академии. [На первом листе обложки приводится краткое содержание книги: «Наиболее выдающиеся труды и труженики в изучении этого предмета. Переводы святоотеческих творений. Митрополит Московский Филарет. Архимандрит Поликарп. Профессор протоирей П.С. Делицнн»]. СП: 2-я типография А.И. Снегиревой, 1894. С. 16-17 (далее – Корсунский 1894).

[13] Сводный перечень ректоров и преподавателей академии и иных лиц, участвовавших в издании «Творений» и «Прибавлений», см.: Корсунский 1894. С. 44. Прим. 5.

[14] Отчет о состоянии МДА в конце 1869/70 и в течение 1870/71 уч. года // ПрибТСО 24. С. 560.

[15] Там же. С. 560-561.

[16] Отчет о состоянии МДА в 1871/72 уч. году // ПрибТСО 25. С. 485 (1-я пагин.).

[17] Отчет о состоянии МДА в 1883/84 уч. году // ПрибТСО 35. 1885. С. 423.

[18] Отчет о состоянии МДА в 1884/85 уч. году // ПрибТСО 37. 1886. С. 496 (1-я пагин.).

[19] См.: Журналы Совета МДА за 1886 год // ПрибТСО 39. 1887. С. 93.

[20] Среди членов редакционного комитета он упомянут как «бывший ректор протоиерей С. Смирнов» (Отчет о состоянии МДА в 1885/86 уч. году // ПрибТСО 39.1887. С. 86 (1-я пагин.).

[21] Отчет о состоянии МДА в 1886/87 уч. году // ПрибТСО 40. 1887. С. 266 (1-я пагин.); Отчет о состоянии МДА в 1887/88 уч. году // ПрибТСО 42. 1888. С. 434 (1-я пагин.).

[22] Отчет о состоянии МДА в 1888/89 уч. году // ПрибТСО 44. 1889. С. 702 (1-я пагин.); Отчет о состоянии МДА в 1889/90 уч. году // ПрибТСО 47. 1891. С. 115 (1-я пагин.).

[23] Отчет о состоянии МДА в 1890/91 уч. году // ПрибТСО 48. 1891. С. 652 (1-я пагин.).

[24] Отчет о состоянии МДА в 1891/92 уч. году // БВ 1892. Т. 3. № 11. С. 292 (2-я пагин.).

[25] Отчет о состоянии МДА в 1881/82 уч. году // ПрибТСО 30. С. 700.

[26] Отчет о состоянии МДА в 1882/83 уч. году // ПрибТСО 32. С. 647.

[27] Отчет о состоянии МДА в 1883/84 уч. году // ПрибТСО 35. С. 423 (1-я пагин.).

[28] О принципах деятельности Цензурного комитета см.: Отд. III. О Цензурном Комитете // Проект устава духовных академий. 4.2. – СПб., 1823. С. 18-25.

[29] На первом номере «Прибавлений» стоит цензорская подпись архимандрита Агапита, наместника «Иосифова Волокаламского монастыря»: «Печать позволяется с тем, чтобы по отпечатании, до выпуска из Типографии, представлено было в Цензурный комитет узаконенное число экземпляров. Декабря 7-го дня, 1842 года. Московская духовная академия. Цензор, ...». Цензорами были также ректоры Вифанской семинарии: архимандрит Филофей (2-5 номера), архимандрит Евгений (7-10 части).

[30] Его подпись стоит на обороте титульного листа 11, 12 части ПрибТСО.

[31] 13 часть ПрибТСО.

[32] 14-20 части ПрибТСО.

[33] 21, 22 части ПрибТСО.

[34] 23 часть ПрибТСО.

[35] 24, 25 части ПрибТСО.

[36] 33-38 части ПрибТСО.

[37] 40-47 части ПрибТСО.

[38] 48 часть ПрибТСО.

[39] «А почему-то утвердилась между ними мысль, будто таких вещей Редакция не должна осмеливаться печатать. Явно, основание – не основание» (Письма ректора Петербургской духовной академии, епископа Евсевия к А.В. Горскому (1847-1850). [Письмо 43 от 30 марта 1849 г.] // ПрибТСО 37. 1886. С. 818 [1-я пагин.]). В начале письма епископ Евсевий восторженно писал: «Благодарю Вас за книжки и книжицы! Все они так хороши, так поучительны и назидательны!» (Там же. С. 817-818).

[40] Первым был опубликован Отчет о состоянии МДА в конце 1869/70 и в течение 1870/71 учебного года (ПрибТСО 24. С. 516-567 [1-я пагин.]). Впоследствии отчеты публиковались за те годы, за которые выходил журнал.

[41] Отчет о состоянии МДА в 1881/82 учебном году // ПрибТСО 30. С. 704 (1-я пагин.).

[42] Указатель для ПрибТСО за 20 лет // ПрибТСО 21. 1862. С. 1-20 [7-я пагин.] (Приложение).

[43] Указатель статей, помещенных в ПрибТСО за 1843-1864, 1871, 1872, 1880-1886 гг. // ПрибТСО 39. 1887. С. 1-37 [5-я пагин.] (Приложение).

[44] Материал данного раздела основывается на статье священника Афанасия Гумерова (иеромонаха Иова): Гумеров А., свящ. Три четверти века академического богословия (Духовное наследие «Прибавлений к творениям святых отцов» и «Богословского вестника») // БВ 1993. Т. [1.] № 1. С. 21-39 (1-я пагин.).

[45] См.: ПрибТСО 1.

[46] Кроме богословских и философских работ в « Прибавлениях » было напечатано несколько статей по педагогике и теории словесности. См., напр.: «О первоначальном народном обучении» (Н.П. Гиляров-Платонов // ПрибТСО 21. 1862. С. 165-180 [1-я пагин.]); «Мысли Горация о поэзии и условиях совершенства поэтических произведений в "Послании к Пизонам"» (П.И. Цветков // ПрибТСО 37. 1886. С. 443-473 [1-я пагин.]).

[47] «О втором псалме» (ПрибТСО 8. 1849. С. 353-403 [1-я пагин.]); «О второй части книги святого пророка Исайи» (ПрибТСО 9. 1850. С. 79-131 [1-я пагин.]).

[48] «Изъяснение пророчества Исайи об избранном Отроке Иеговы» (Ис. 42,1-9) (ПрибТСО 9. С. 400-432 [1-я пагин.]).

[49] ПрибТСО 20. 1861. С. 292-326 (1-я пагин.); публикация посмертная.

[50] См., например: «Образование канонасвященных книг Нового Завета» (ПрибТСО 24. 1871. С. 297-327 [1-я пагин.]).

[51] «К вопросу о происхождении и взаимном отношении синоптических Евангелий» (ПрибТСО 27. 1881. С. 205-241 [1-я пагин.]); «Учение о Логосе у Филона Александрийского и Иоанна Богослова» (ПрибТСО 28. 1881. С. 163-293 [1-я пагин.]; 29. 1882. С. 496-540 [1-я пагин.]) и др.

[52] «О таинстве Креста Христова» [О славе Креста] (ПрибТСО 10. 1851. С. 243-262 [1-я пагин.]) и др.

[53] См., например: «О Промысле Божием» (ПрибТСО 1. 1843. С. 322-384 [1-я пагин.]); «О спасительных таинствах» (ПрибТСО 4. 1846. С. 131-210,338-477 [1-я пагин.]; 5.1847. С. 40-87 [1-я пагин.]).

[54] «О таинстве елеосвящения» (ПрибТСО 17. 1858. С. 580-627 [1-я пагин.]); «Об исхождении Святого Духа» (Ответ князю-писателю) (ПрибТСО 18. 1859. С. 417-521 [1-я пагин.]).

[55] См., например: «О единстве рода человеческого» (ПрибТСО 11. 1852. С. 502-547 [1-я пагин.]; 12. 1853. С. 23-118, 198-238, 369-418 [1-я пагин.]; 13. 1854. С. 15-68 [1-я пагин.]); «О происхождении органических существ» (ПрибТСО 31. 1883. С. 45-106, 432-478 [1-я пагин.]).

[56] «О благодарности Богу», «Жизнь веры» и др. (ПрибТСО 13.1854. С. 342-348,484-491 [1-я пагин.]).

[57] «Слово кафолического православия римскому католичеству» (ПрибТСО 11. 1852. С. 272-336 [1-я пагин.]) и др.

[58] См., например: «Жизнь святителя Василия Великого, архиепископа Кесарийского» (Горский А.В. // ПрибТСО 3.1845. С. 1-110 [1-я пагин.]); «Святой Ипполит, епископ и мученик» (Иларион, иером. // ПрибТСО 4. 1846. С. 309-337 [1-я пагин.]); «Жизнь святого мученика Иустина Философа» (Смирнов С.К. // ПрибТСО 8.1849. С.404-423 [1-я пагин.]); «Святой Киприан, епископ Карфагенский» (Порфирий, архим. // ПрибТСО 15.1856. С. 494-595 [1-я пагин.]); «Жизнь святого Иоанна Дамаскина» (Лавров А.Ф. // ПрибТСО 16. 1857. С. 54-91 [1-я пагин.]).

[59] См. также статью Мартынова «Антропология святителя Григория Нисского» (Опыт исследования в области христианской философии IV в.) (ПрибТСО 37.1886. С. 3-154 [1-я пагин.]).

[60] «О девственниках христианских до монашества» (ПрибТСО 1. 1843. С. 276-291 [1-я пагин.]); «Подвижники веры на Востоке после падения империи греческой» (ПрибТСО 11. 1852. С. 466-470 [1-я пагин.]). В поздних работах А.В. Горский обращается к истории Церкви в собственном смысле: «О соборе Иерусалимском 1672 года» (ПрибТСО 24. 1871. С. 568-620 [1-я пагин.]); «О Церкви греческой с 1453 года до начала XVIII столетия» (ПрибТСО 32.1883. С. 391-427 [1-я пагин.]).

[61] «Учреждение общежития иноческого Пахомием Великим» (ПрибТСО 10. 1851. С. 528-562 [1-я пагин.]); «Общий очерк жизни иноков египетских в IV и V веках» (ПрибТСО 24. 1871. С. 789-889 [1-я пагин.]) и др.

[62] См., например: «Торжество христианства над язычеством при КонстантинеВеликом» (ПрибТСО 35. 1885. С. 120-196 [1-я пагин.]).

[63] В ряде статей описывается жизнь и деятельность русских митрополитов до учреждения патриаршества: Кирилла II, святителей Петра, Алексия, Киприана, Фотия, Ионы, Феодосия, Филиппа I.

[64] «Памятники духовной литературы времен великого князя Ярослава» (ПрибТСО 2. 1844. С. 204-222 [1-я пагин.]); «Послание к Василию, архимандриту Печерскому, XII столетия» (ПрибТСО 10. 1851. С. 341-357 [1-я пагин.]); «О славянском переводе Пятикнижия Моисеева, исправленном в XV веке по еврейскому тексту» (ПрибТСО 19. 1860. С. 134-168 [1-я пагин.]).

[65] «Начало монашества в России» (ПрибТСО 9. 1850. С. 566-641 [1-я пагин.]; 10. 1851. С. 358-396 [1-я пагин.]; 11. 1852. С. 95-135 [1-я пагин.]) и др.

[66] «Первое двадцатипятилетие церковной унии в западно-русском крае» (ПрибТСО 26. 1880. С. 1-63 [1-я пагин.]); «Патриарх Никон в деле исправления церковных книг и обрядов» (ПрибТСО 29. 1882. С. 1-116 [1-я пагин.]).

[67] «О так называемой Иоакимовской летописи Татищева» (Речь, произнесенная на годичном акте в Московской духовной академии 1 октября 1881 г.) (ПрибТСО 28. 1881. С. 602-640 [1-я пагин.]).

[68] «История Троицкой семинарии» (ПрибТСО 20. 1861. С. 498-612 [1-я пагин.]; 21. 1862. С. 387-442, 493-568 [1-я пагин.]; 22. 1863. С. 393-462,495-636 [1-я пагин.]; 23. 1864. С. 205-244 [1-я пагин.]).

[69] «О духовенстве в Древней Руси» (Исторический очерк) (ПрибТСО 19. 1860. С. 594-636 [1-пагин].

[70] «Опровержение раскольничьих клевет на патриарха Никона» (ПрибТСО 19. 1860. С. 246-374 [1-я пагин.]); «К истории Рогожского кладбища» (ПрибТСО 29. 1882. С. 239-266 [1-я пагин.]).

[71] «Значение церковной молитвы о соединении церквей» (ПрибТСО 19. 1860. С. 1-5 [1-я пагин.]).

[72] «Древности и символика Киево-Софийского собора» (ПрибТСО 17. 1859. С. 548-571 [1-я пагин.]).

[73] «Свидетельство времен апостольских о том, как должно писать имя ИИСУС и изображать Крест Христов» (ПрибТСО 1. 1843. С. 270-275 [1-я пагин.]).

[74] См., например: «Студийский монастырь и его церковно-служебные порядки» (ПрибТСО 34. 1884. С. 145-221 [1-я пагин.]); «Устав Иерусалимский и его судьба на Востоке и в землях Славянских» (ПрибТСО 34. 1884. С. 466-564 [1-я пагин.]).

[75] «Образы Иисуса Христа» (ПрибТСО 38. 1886. С. 245-291 [1-я пагин.]).

[76] «К вопросу о церковном суде в первые века христианства» (ПрибТСО 26. 1880. С. 504-519 [1-я пагин.]) и др.

[77] «Новый вопрос в Православной Русской Церкви »(ПрибТСО 24. 1871. С. 328-393 [1-я пагин.]); «Вторая апология по новому вопросу» (ПрибТСО 24. С. 677-788 [1-я пагин.]).

[78] См., например: «Учреждение патриаршества в России в 1589 году» (Соколов Н.К. // ПрибТСО 18. 1859. С. 288-338 [1-я пагин.]); «О сане епископском в отношении к монашеству в Церкви Восточной» (Горский А.В. // ПрибТСО 21. 1862. С. 321-375 [1-я пагин.]) и др.

[79] «Акафист Пресвятой Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии [в русском переводе святителя Филарета]» (ПрибТСО 14. 1855. С. 139-152 [без пагин.]) и др.

[80] Свт. Филарет (Дроздов), митр. Московский. Письма <…> к княгине Мещерской, к викарию Московской епархии, епископу Дмитровскому Иннокентию (Сельнокривину-Коровину) (1827-1831) // ПрибТСО 24. 1871. С. 495-504 (1-я пагин.).

[81] Журналы Совета МДА за 1886 год // ПрибТСО 39. С. 152 (4-я пагин.).

[82] Московская духовная академия. Журналы Совета за 1887 год // ПрибТСО 40. 1887. С. 36 (4-я пагин.).

[83] Письма митрополита Филарета к архимандриту Антонию. Ч. III. – М., 1883. С. 402. См.: Корсунский И. Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский // БВ 1897. Т. 3. № 9. С. 288 (2-я пагин.).

[84] См.: БВ 5-6. 2005-2006. С. 496-506.


Смотрите также:

Дионисий (Шленов), игум. Периодические издания МДА в дореволюционный период: творения святых отцов в русском переводе

В МДА состоялась презентация диска «Прибавления к изданию творений святых отцев в русском переводе»


3 Ноября 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...
Пасхальная иллюминация на колокольне
Пасхальная иллюминация на колокольне
19 апреля 1913 г., на Пасху последнего предвоенного года (перед Первой мировой войной), жители Сергиевского посада и многочисленные паломники стали свидетелями иллюминации, устроенной на колокольне Троице-Сергиевой Лавры...