Патерик Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. ГЛАВА VII. Ветвь Комельская

Патерик Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. ГЛАВА VII. Ветвь Комельская

Граф М.В. Толстой 

Благодатные ученики дивного аввы Радонежского разлетелись, подобно птенцам, из великого гнезда Сергиева и основали новые обители иноческие, в которых воспитались новые, богоугодные подвижники и первоначальники новых монастырей. Нам представляется сенно-лиственное древо монашества, насажденное преп. Сергием и возрастившее крепкие, живые ветви. Таких ветвей пред нами пять: 1) Ветвь Белоярская первая — от преп. Кирилла; 2) Ветвь Белоярская вторая — от преп. Ферапонта (см. ниже главу IV); 3) Ветвь Боровская — от преп. Пафнутия (гл. V); 4) Ветвь Соловецкая — от преп. Савватия (гл. VI); 5) Ветвь Комельская — от преп. Корнилия (гл. VII).



83. Преп. Корнилий Комельский, урожденец г. Ростова, колыбели многих великих мужей Русской Церкви, происходил из боярского рода Крюковых, и вместе с родным дядею Лукианом Крюковым служил при дворе великого князя Василия Темного. Но, когда Лукиан, состарившись, удалился от двора в Белозерскую обитель преп. Кирилла, то юный племянник его последовал за ним, принял пострижение, будучи 20 лет от роду, и неутомимо трудился в хлебне, а в свободное от послушания время любил списывать книги. Спустя несколько лет Корнилий отправился странствовать. Был в Новгороде у великого ревнителя православия, св. владыки Геннадия, который желал, но не мог удержать его при себе; провел несколько времени в Тверской Савватиевской пустыни (ныне село Савватиево) и, наконец, перешел в Комельский лес и поселился в 45 верстах от Вологды в оставленной разбойниками хижине. Четыре года подвизался он безмолвно, терпя тяжкие озлобления от злых людей, потом, когда стали стекаться к нему любители безмолвия, поставил храм в честь Введения Богоматери, принял рукоположение священства (в 1601 году) и был первым игуменом основанной им обители, при которой поставил для больных и странников странноприимные дома. Вся жизнь преп. Корнилия была непрерывным служением Богу и ближним. Пустынная обитель его была небогата, не имела ни сел, ни угодий; братия собственным трудом снискивали себе пропитание — рубили лес и заводили пашню. Преставился 19 мая 1538 года. Мощи почивают под спудом в соборной церкви основанной им обители.

84. Преп. Геннадий Любимский, сын богатых родителей юго-западной Руси, житель Могилева, по имени Григорий, будучи в Москве, встретил здесь богобоязненного молодого человека, вместе с ним отправился на поклонение Новгородским угодникам и потом на р. Свир к преп. Александру. Оба юноши просили св. старца принять их в обитель, но он отослал их в КомельскиЙ лес к преп. Корнилию. Великий старец принял Григория, нарек его при пострижении Геннадием, а спутника его отослал обратно в мир. Но случаю неприятностей, Геннадий, вместе со старцем, перешел в Костромские леса на Сурское озеро, и здесь, построив себе келлию, жили оба отшельнически; выпросив себе земли у соседних жителей, сами пахали землю и рубили лес. В 1529 году преп. Корнилий возвратился в Комельскую обитель; Геннадий с шестью подвижниками остался на Сурском озере. Болотистая местность заставляла много трудиться для нее; пустынники копали пруды. По просьбе преп. Корнилия, великий князь назначал для содержания пустыни отпускать хлеб. Число пустынников умножилось. Геннадий построил храм Преображения Господня и другой - во имя преп. Сергия Радонежского. Преподобный подвизался неутомимо для братии и для Господа: на теле носил он тяжелые вериги. Однажды случилось ему быть в Москве с двумя учениками своими и посетить дом боярыни Иулиании Феодоровны, жены Романа Юрьевича Захарьина. Благочестивая боярыня с любовью приняла его и просила благословить сыновей ее Даниила и Никиту и дочь Анастасию. Преподобный, благословляя детей, сказал Анастасии: «Ты, ветвь прекрасная, плодовитая, будешь нам царицею». И Анастасия была первою супругою царя Грозного. Преставился 23 января 1565 года. Мощи его найдены нетленными при копании рвов для каменного храма в 1646 году, и ныне покоятся в приделе сего храма, под спудом. Спасо- Геннадиев монастырь находится в 96 верстах от Любима, близ границы Костромского уезда, при озере Сурском.

85. Преп. Кирилл Новоезерский, родом из г. Галича (Костромского), сын родителей благочестивых из дворянского рода Белых или Белого, в ранней юности принят преп. Корнилием в Комельскую его обитель и вскоре пострижен с именем Кирилл. Вслед за сыном пришел и отец его и также принял пострижение. По смерти отца, юный подвижник Кирилл, с благословения преп. Корнилия, пустился странствовать, ища места для безмолвного отшельничества. После семилетнего странствования, в 1507 году, он из Тихвина пошел к Белуозеру; с Кобылиной горы он увидел Новое озеро и на нем Красный остров. Пустынник под высокою елью устроил себе хижину, выпросил у соседних крестьян Красный остров для основания обители, поставил другую келью, сборную для ожидаемой братии и соорудил две малые церкви. Постепенно стали собираться к Кириллу искатели безмолвия. Преставился 4 февраля 1532 года. Мощи преп. Кирилла обретены были нетленными при основании нового храма монастырского, освидетельствованы и в 1652 году перенесены в новый храм, где и ныне почивают открыто.

86. Преп. Адриан Пошехонский, ученик преп. Корнилия Комельского. По смерти великого наставника, он желал насадить где-либо в глухом месте новый рассадник иночества. Раз в храме Корнилиевой обители явился благолепный старец. «Кто ты?» - спросил его Адриан, на которого произвел он сильное впечатление. «Я странник Безстуж», - отвечал старец. Адриан пригласил его к себе в келью; в духовной беседе, старец сказал Адриану: «Ты хочешь строить дом Богоматери и собрать к себе иноков; мне известна пустыня, в которой еще не ходила нога человеческая». С благословения игумена, в сентябре 1540 года, Адриан, будучи иеродиаконом, с послушником Леонидом и еще другими вышли из Корнилиевой обители. Странник—черноризец Безстуж привел их в дремучий Пошехонский лес и незаметно скрылся. Это было накануне Воздвижения Креста Господня. На берегу р. Ветхи поставили они на дубе икону Богоматери, с которою пришли и поселились тут. В 1543 году Адриан отправился к митрополиту Макарию, испросил благословение на святое дело и принял посвящение в сан игумена. В пустынную обитель собралось довольно братии: они жили по уставу Корнилиевой обители. Преподобный настоятель занимался писанием св. икон. В 1550 году в великий пост вооруженная шайка разбойников из с. Белого напала на Адрианову пустынь и умертвила святого старца и двух учеников его. Ныне мощи преп. Адриана почивают под спудом в храме обители его, построенном в 1639 году. Успенский Адрианов монастырь находится в 6 верстах от г. Пошехонья при р. Ветхе.

87. Преп. Филипп Ирапский, ученик преп. Корнилия, был основателем пустыни в 50 верстах от г. Череповца. Преставился 14 ноября 1538года. Филиппова-Ирапская пустынь в XVII веке была приписана к Воскресенскому Череповецкому монастырю, а в 1764 упразднена и Троицкая церковь ее стала приходскою. Здесь покоятся под спудом мощи преп. Филиппа. Не всех духовных чад богоносного Сергия могли мы исчислить в нашем кратком рассказе: имена и деяния многих из них известны единому Богу, Которому посвятили они многотрудную жизнь свою. На духовном потомстве заступника земли Русской сбылось обетование, дарованное ему в дивном видении: птенцы гнезда его свили свои пустынные гнезда, и безчисленное множество прекрасных птиц Божиих наполнило собою дебри и тундры сурового севера, поморье и острова Ледовитого моря.


Источник: Патерик Свято-Троицкой Сергиевой Лавры или Происхождение северо-восточного русского иночества из Обители Преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, чудотворца. Составил Граф М.В. Толстой. Изд. второе и дополненное. Типография А.И. Снегиревой в Москве и Сергиевом Посаде, 1893 год.


(Продолжение следует)


Смотрите также:

Патерик Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Глава I. Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Патерик Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Глава II. Ученики преподобного Сергия – основатели монастырей

Патерик Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Глава III. Духовное потомство преп. Сергия

Патерик Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Глава IV. Ветвь Белозерская вторая

Патерик Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Глава V. Ветвь Боровская

Патерик Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Глава VI. Ветвь Соловецкая




14 Марта 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Троице-Сергиева Лавра понесла убыток от «великой бури»
Троице-Сергиева Лавра понесла убыток от «великой бури»

В ночь на 26 марта 1821 года «великая буря» сорвала железную кровлю со всеми стропилами и обрешеткой с ограды Троице-Сергиевой Лавры между Красной и Ректорской башнями. Убыток составил около 800 рублей.

Рождение Великого князя Московского Василия III Иоанновича
Рождение Великого князя Московского Василия III Иоанновича

25 марта 1479 года, 540 лет назад, у великого князя Московского Иоанна III Великого и Софии Палеолог родился сын княжич Василий. Зачатию предшествовало явление Софии преподобного Сергия Радонежского.

Подарки императора Павла I
Подарки императора Павла I

24 марта 1801 года в Троице-Сергиеву лавру присланы подаренные императором Павлом I Петровичем митрополиту Платону (Левшину) императорская карета и трость с набалдашником, украшенным бриллиантами и изумрудами.

Освящение придела Успенской церкви с. Подсосенья
Освящение придела Успенской церкви с. Подсосенья

21 марта 1619 года, 400 лет назад, состоялось освящение придела Успенской церкви с. Подсосенья (Сергиево-Посадский церковный округ).

Этот день в истории
Этот день в истории

20 марта 1917 года подвергся обыску революционеров подведомственный Свято-Троицкой Сергиевой лавре Свято-Троицкий Стефано-Махрищский женский монастырь.