Пасхальное богослужение в Троице-Сергиевой Лавре 13 апреля 1947 г.

Пасхальное богослужение в Троице-Сергиевой Лавре 13 апреля 1947 г.
Если бы кто пожелал лично убедиться в том, как в настоящее время русский человек, дорожащий традициями своей православной веры, ревностно осуществляет их установки, тому богатейший материал для личных наблюдений могло дать посещение Сергиевой лавры в пасхальную ночь под 13 апреля с. г.

Уже с 8—9 часов вечера пред Пасхальной заутреней в лаврские ворота непрерывным потоком хлынули народные волны. Люди шли и шли в лавру сплошной лентой, начиная от вокзала, по мере прихода в Загорск частых поездов. В текущем году, как никогда прежде, преп. Сергий Радонежский под свой отеческий кров собрал не только местных загорских верующих, но также и богомольцев из многих городов и селений обширного Советского Союза.

В начале одиннадцатого часа вечера лаврский Успенский собор и противолежащая ему весьма вместительная Трапезная церковь так наполнились народом, что проникнуть внутрь обоих храмов, особенно к церковным амвонам, стало немыслимым. Периодические массовые втечения народной толпы в тот и другой храм за два предшествующие часа были подобны вздохам какой-то напряженно работавшей гигантской груди. За невозможностью пробраться хотя бы в церковные притворы прибывавший народ с 10 часов вечера начал располагаться у стен Успенского собора и по гульбищу Трапезного корпуса на асфальтовых дорожках.

Но вот, наконец, на лаврской колокольне куранты пробили 12. Раздался первый удар в большой лаврский колокол, за ним второй, третий... и скоро рокочущий, бархатистый звон понесся, теряясь где-то далеко-далеко в загорских перелесках.

Из Успенского собора двинулся крестный ход, символизирующий шествие к райским селениям Воскресшего Спасителя в окружении искупленных душ верующих. У соборной паперти процессия разделилась на две части: одна часть направилась в собор, вторая — в Трапезную церковь. Зажженные свечи в руках множества богомольцев кротко прорезывали непроглядный мрак глубокой пасхальной полуночи. Общее же пение молитвы: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити» заставляло многих мысленно переноситься в Старый Иерусалим, — место Христова Воскресения. Несколько минут спустя, в Успенском и Трапезном церковных притворах одновременно зазвучало радостное славословие Воскресшего: «Христос воскресе из мертвых...» Закрытые внутренние врата храмов отверзлись, и священнослужители, в знак Христова вступления с искупленными в самое светлое небо, сквозь узкий проход среди людской массы, непрерывно христосуясь со всеми, прошли в алтари. Вслед за тем сомкнувшаяся толпа народа, словно вылитая из стали, хлынула на амвон и стеной встала до самых Царских врат. В этой народной громаде нельзя было не заметить того, как люди с неизменной бодростью и теплым воодушевлением тысячами уст выражали вслух непоколебимость своей веры в то, что Христос «воистину воскресе». Очевидно, Господь Воскресший сам запечатлевал их сердца и просветлял лица действием благодатных умилений и радости.


Святейший Патриарх Алексий за братской трапезой в Троице-Сергиевой Лавре

В составе лаврских богомольцев можно было различить вместе с чистым русским трудовым народом представителей иностранных посольств в СССР — английского, американского, французского, бельгийского и других. С интересом вглядывались они в обрядовую обстановку великолепного Пасхального Богослужения и во внешние проявления восторженно благоговейных чувств молящихся, коим религиозный подъем как бы делал незаметной длительность пасхальных служб и не позволял оставлять храмы без лобзания св. Креста после Литургии.

В деле организации лаврского богослужения нельзя не отметить ближайшего отеческого руководства Святейшего Патриарха Алексия, — высокого настоятеля лавры, живо интересующегося распорядком и чинностью в ней всех служб. На рапорт наместника лавры с проектом совершения Пасхальных Богослужений между прочим последовала следующая резолюция Святейшего: «Бог благословит. В свое время да примут о. наместник и братия лавры целование во имя Господа Воскресшего. Да речет Он в сердца наши Свой мир и Свою радость. Мы же потщимся не удалить от себя сего мира и сей радости, в чем да помогут нам святые молитвы и присное благословение преп. отца нашего Сергия, великого игумена нашего и Предстателя пред Господом». Именно эти-то преподобнические и Патриаршие молитвы и благословения в Пасху настоящего года благодатию Воскресшего Спасителя окрылили духовно тысячи русских тружеников к новым подвигам восстановления промышленности и хозяйства великой нашей Родины после потрясений минувшей войны.

Архимандрит Вениамин


Источник: Журнал Московской Патриархии, номер за май 1947 года


27 апреля 2022

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.